Файл: Пенсия по старости на льготных основаниях в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иные условия предусматривались для лиц, замещавших государственные должности. Они имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии независимо от продолжительности стажа государственной службы. При этом размер ежемесячной доплаты определялся им с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 80% месячного денежного содержания указанных лиц.

Указом Президента РФ от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих"[9] устанавливается, что право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имеют лица, замещавшие государственные должности РФ на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий в связи с их виновными действиями. Изменился и порядок определения размера доплаты указанным лицам. Сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней при замещении государственной должности РФ от одного года до трех лет составила 55%, свыше трех лет - 75% месячного денежного вознаграждения. Месячное денежное вознаграждение определялось по выбору получателя ежемесячной доплаты либо по государственной должности РФ, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, либо по последней государственной должности РФ, полномочия по которой были прекращены.

Повышаются требования к стажу государственной службы и для лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих. Для получения ежемесячной доплаты им необходимо иметь уже не менее 15 лет такого стажа, при этом его продолжительность устанавливается одинаковой как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, Указ от 15 июня 1999 г. N 755 предусматривает еще один юридический факт, необходимый для получения доплаты к государственной пенсии, - определенное основание увольнения с федеральной государственной службы, причем устанавливается исчерпывающий перечень таких оснований.

Изменен также и размер ежемесячной доплаты. При стаже государственной службы 15 лет сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты составляет 45% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. За каждый полный год такого стажа свыше 15 лет размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания, но общая сумма государственной пенсии и доплаты не может превышать 75% месячного денежного содержания федерального государственного служащего.


Изложенные выше правила обеспечения лиц, замещавших должности федеральной службы, претерпевают некоторые изменения в связи с Указом от 13 декабря 2000 г. N 2005[10], которым вводится дополнительное условие, необходимое для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии этим лицам. Помимо наличия у них стажа государственной службы не менее 15 лет и увольнения с федеральной государственной службы по определенным основаниям, Указ предусматривает дополнительный юридический факт, которого ранее не было: замещение должности федеральной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Это условие необходимо как при увольнении с должностей, установленных для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий, так и при увольнении в связи: с достижением предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной службы; обнаружившимся несоответствием замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы; по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию. Для лиц, уволенных с федеральной государственной службы до истечения 12 полных месяцев в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также в связи с сокращением штата федеральных государственных служащих в этих органах, как и для лиц, уволенных с федеральной государственной службы до истечения 12 полных месяцев со дня введения федеральной государственной службы в государственном органе, но по одному из оснований увольнения, предусмотренных в Указе от 13 декабря 2000 г. N 2005, для получения ежемесячной доплаты необходимо лишь одно условие - наличие стажа государственной службы не менее 15 лет.

Наряду с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» можно выделить:

- Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. №155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

- Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г.).

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.).


- Закон РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп. от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) и др.

Каждый из названных законодательных актов регулирует специфику исчисления, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям служащих (работников).

В настоящее время, основным законодательным актом, регулирующим порядок назначения, и исчисления трудовых пенсий является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря 2002 г.)[11].

Наряду с названным законом в систему пенсионного законодательства входят Законы "Об основах обязательного социального страхования"[12], "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[13], иных федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. Определяет основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. По нормам указанного закона пенсии назначаются государственным служащим, военнослужащим, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую книжку. Закон регулирует условиях размеры, порядок назначения, выплаты и индексации пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальной пенсии.

Легальное определение трудовой пенсии дается в ст.2 Закона «О трудовых пенсиях…» - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.


В соответствии со ст.5 ФЗ «О трудовых пенсиях», лицам, имеющим право на трудовую пенсию, могут быть установлены следующие виды пенсий по старости и по инвалидности, которые состоят из базовой, страховой и накопительной частей, а также по случаю потери кормильца, состоящей из базовой и страховой частей.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Порядок подсчета страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555[14].

Сохраняется в действующем законодательстве и понятие трудового стажа (Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пенсионный возраст, как и до принятия этого Закона, сохранился и по общему правилу составляет для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Однако ст.27 и 28 Закона предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан и лицам, работающим на определенных видах работ.

Глава 2. Трудовые пенсии и их льготное назначение

2.1. Льготное назначение трудовых пенсий по старости

Статья 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает следующие виды досрочного (льготного) назначения пенсий по старости[15]:

- женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;


- женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют трудовой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных с ними местностях;

- инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении им возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

- инвалидам по зрению, имеющим ограниченные способности к трудовой деятельности III степени: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

- мужчинам до достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера, так и приравненных к ним местностям, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера[16].

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на четыре месяца за каждый полный календарный год в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, применяется положение второго абзаца настоящего подпункта;

- лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

- мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

- мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;