Файл: Государственная поддержка создания и внедрения инновационных проектов (на примере ООО «ЭКОТРАНС»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
- Для стратегического уровня - инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах;
- Для внутрифирменного уровня - инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;
- Для персонального уровня - это инновации в технике личного труда, методах р аз в ития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения. [8, 9 с.]
На этапе создания каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год. [19]
В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организация, в которой выполняется работа по проекту. Далее следует содержание проекта. Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта. Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:
- Заработная плата (не более 50% общего объема);
- Начисления на заработную плату;
- Приобретение оборудования и материалов;
- Услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);
- Командировочные расходы;
- Экспедиционные расходы;
- Накладные расходы (не более 20% общего объема). [19]
Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием. В техническом задании указываются: тема работы (название проекта), год, организация (в которой выполняется работа), исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые р ез ультаты (их научно-техническая и практическая ценность), содержание работы (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, р ез ультат и вид отчетности), перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов. [19]
Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов. Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.). Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.[19]
1.2 Государственная поддержка инновационных проектов как элемент обеспечения национальной безопасности России
На сегодняшний день инновации являются решающим фактором технологического, экономического и социального развития хозяйствующего субъекта. Общеизвестный факт, что для России весьма актуальной является задача технологической модернизации внутренней производственной сферы, что позволит ей повысить конкурентоспособность российских товаров и обеспечить продовольственную безопасность страны. Преодоление технологического отставания в сфере инноваций невозможно без увеличения объемов инвестирования, в том числе значительной финансовой поддержки государства.
Многие авторы подчеркивают важность и необходимость развития инновационной деятельности для выхода России на качественно новый уровень экономического развития.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что в качестве главного механизма регулирования инновационной сферы в России воспринимается государство, при этом ему отводится ведущая роль в процессе финансирования инновационной деятельности. В целом инвестиционно-инновационная политика государства зависит от внешней и внутренней социально-экономической и политической обстановки. Выделяют долгосрочную и краткосрочную инновационную политику, при этом в качестве глобальных целей подчеркнуто, что государству необходимо обеспечить диверсификацию и рост экономики, обеспечить ее стабильность и независимость от внешних факторов, сформировать инновационную экономику страны. С точки зрения краткосрочных целей установлено: обеспечить денежными средствами инновационные производства для создания и реализации конкурентоспособных отечественных продуктов.
В центре программы реализации целей и планов развития в соответствии со стратегией «Инновационная Россия – 2020» находится активизация инновационной активности в регионах путем создания спецкластеров. Во исполнение поручения Президента РФ (от 11 ноября 2011 г.), а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, Минэкономразвития России, по итогам проведения конкурсного отбора, выбрал 25 кластеров, которые располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности: Алтайский край, Архангельская, Калужская, Кемеровская область, Красноярский край, г. Москва, Московская, Нижегородская, Новосибирская область, Пермский край, Республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Самарская, Свердловская область, г. Санкт-Петербург, Томская, Ульяновская область и Хабаровский край [11].
Данные инновационные территориальные кластеры характеризуются сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера.
Программы и презентации этих инновационных территориальных кластеров представлены на сайте Минэкономразвития России и на сайте кластерной обсерватории Высшей школы экономики.
После спада инновационной деятельности в России в конце 90-х – начале 2000-х гг., в 2004–2007 гг. начался этап ее активизации и, соответственно, рост числа государственных фондов.
Российская венчурная компания создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2006 г. № 838-р. Уставный капитал АО «РВК» составляет 30,01 млрд руб., при этом 100 % капитала РВК принадлежит России в лице Федерального агентства по управлению госимуществом РФ. РВК ведет инвестиционную деятельность как учредитель и финансовый участник инвестиционных фондов (Дочерние фонды, Фонды РВК в зарубежной юрисдикции, Фонды в форме закрытых паевых инвестиционных фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, Фонды в форме договора инвестиционного товарищества). Все эти структуры инвестируют в инновационные проекты, и к 2016 г. общий объем проинвестированных средств составил 17,6 млрд руб., число финансируемых инновационных компаний достигло 202 наименований [2].
Если рассмотреть структуру инвестирования средств РВК, то в качестве приоритетных направлений можно выделить: медицина, здравоохранение – 25,35 % от общего объема; информационные технологии, интернет-технологии и сервисы – 24,64 %; электроника – 13,68 %. Число компаний, утвержденных на инвестирование за счет средств фондов РВК в 2017 г., составило 214, а совокупный объем одобренных к инвестированию средств – 17,7 млрд руб.
Инновационный центр «Ско́лково» создан в соотвествии с Федеральным законом РФ № 244-ФЗ от 28 сентября 2010 г. «Ско́лково» представляет собой современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, где обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России [3].
По данным Правительства РФ («Отчет о деятельность в сфере инноваций») в настоящее время статус участника проекта в центре «Сколково» имеют свыше 1,4 тыс. российских компаний из 65 субъектов Российской Федерации, в данных компаниях создано более 18 тыс. высокотехнологичных рабочих мест, совокупный объем выручки участников проекта на конец 2015 г. составил 80,5 млрд руб., общий объем частных инвестиций в проекты компаний-участников – 17,2 млрд руб. За период 2013–2015 гг. участниками ИЦ «Сколково» подано 1955 заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, получено 859 патентов и свидетельств. По итогам 2015–2016 гг. на территории инновационного центра открыто девять центров НИОКР, созданы пять кластеров, разрабатывающих инновационные проекты в наиболее приоритетных сферах: информационный, биомедицинский, энергоэффективный и кластер ядерных и космических технологий.
Государственная корпорация ОАО «Роснано» создана в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ для развития нанотехнологий [4]. Основным видом деятельности «Роснано» является инвестирование средств в частные проекты по созданию новых нанотехнологических производств; долевое участие в проектах; предоставление денежных средств в виде комфортных займов; предоставление поручительств по кредитам; приобретение облигаций и конвертируемых долговых обязательств; осуществление лизинговых операций; поддержка через финансирование фондов.
По итогам первых пяти лет своей деятельности (2007–2012 гг.) корпорация заключила 105 инвестиционных соглашений с общим бюджетом 480 млрд руб., из которых 205 млрд руб. – это инвестиции со стороны «Роснано»; при участии корпорации было открыто 24 новых производства.
Наиболее крупные инновационно-инвестиционные проекты «Роснано» осуществляются в следующих сферах развития науки и технологий: солнечная энергетика и энергосбережение, наноструктурированные материалы, медицина и биотехнологии, машиностроение и металлообработка, оптоэлектроника и наноэлектроника, а также ряд инфраструктурных проектов. За 2015 г. «Роснано» показала чистую прибыль в размере 4,9 млрд руб. (совокупный доход оценивается в 10,3 млрд руб.) против убытка в 8,4 млрд руб. в 2014 г. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ) – российская государственная корпорация, учрежденная Российской Федерацией на основании Федерального закона «О банке развития» № 82-ФЗ от 17 мая 2007 г. Основное направление деятельности Внешэкономбанка – это финансирование крупных инвестиционных проектов, которые по тем или иным причинам не могут быть реализованы за счет коммерческих банков. Согласно меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанк кредитует проекты стоимостью более 2 млрд руб., срок кредита при этом должен превышать 5 лет [5].
Среди прочих функций Внешэкономбанка выделяется: поддержка экспорта, предоставление госгарантий по кредитам, развитие механизмов государственно-частного партнерства, содействие привлечению иностранных инвестиций.
Российский экспортный центр (РЭЦ), созданный при Внешэкономбанке, совместно с Торгово-промышленной палатой России оказывают помощь российским экспортерам в сложных условиях экономических санкций против России.
По размеру кредитного портфеля и объему экспортных гарантий в 2015 г. ВЭБ достиг параметров оптимистичного сценария своей стратегии развития, несмотря на ухудшившиеся условия инвестирования (введение санкций и закрытие доступа на внешние рынки капитала, резкое ослабление рубля), объем предоставленного финансирования по проектам и сделкам составил 182 млрд руб. или 66 % от запланированного объема; объем предоставленных экспортных кредитов составил 401 млн долл. США, или только 12 % от плановой величины; объем предоставленных гарантий в целях поддержки экспорта составил 1362 млн долл. США, что равно 594 % плана.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» — российский государственный холдинг, ведущий свою историю от 26 июня 1953 г. 3 декабря 2007 г. президентом России был подписан закон, согласно которому была утверждена Российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». На сегодняшний день данная корпорация является одним из лидеров мировой атомной промышленности, занимает 2-е место в мире по запасам урана и 5-е – по объему добычи, 4-е место в мире – по производству атомной энергии, контролирует 40 % мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 % рынка ядерного топлива [6].
«Росатом» является некоммерческой организацией, при этом в ее задачи входит как развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, так и выполнение функций, возложенных на нее государством, — обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерной и радиационной безопасности, а также развитие прикладной и фундаментальной науки, госкорпорация уполномочена от имени государства выполнять международные обязательства России в области использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов. Согласно годовой отчетности корпорации, публикуемой на ее официальном сайте, экономическое развитие «Росатома» позволяет инвестировать средства в более 360 организаций различных организационно-правовых форм, входящих в систему данной госкорпорации: объем выручки за 2015 г. составил 821,2 млрд руб. (рост +32,8 %), чистые активы оцениваются 2 029,4 млрд руб. (рост +17,8 %), нематериальные активы 55,9 млрд руб. (рост +16,5 %).
Согласно отчету, опубликованному на официальном сайте Правительства РФ [7], деятельность Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в 2015–2016 г. охватывала пять приоритетных направлений, в рамках которых возможны технологические прорывы и достижение значимого мультипликативного эффекта:
1) направление «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение»: на реализацию проектов в рамках направления было израсходовано 8,5 млрд руб. из федерального бюджета, в том числе 6,9 млрд руб. в рамках бюджетных ассигнований, а также 3,3 млрд руб. из внебюджетных источников;
2) направление «Ядерные технологии»: на реализацию проектов в сданной сфере было направлено 35,8 млрд руб. из федерального бюджета и 10,6 млрд руб. из внебюджетных источников;
3) направление «Космос и телекоммуникации»: объем финансирования проектов указанного направления из федерального бюджета составил 59,9 млрд руб., в том числе 16,5 млрд руб. в рамках ассигнований комиссии, а также 11,6 млрд руб. из внебюджетных источников;