Файл: Государственная поддержка создания и внедрения инновационных проектов (на примере ООО «ЭКОТРАНС»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
4) направление «Медицинская техника и фармацевтика»: финансирование проектов указанного направления из федерального бюджета составило 1,8 млрд руб., в том числе 1,6 млрд руб. в рамках ассигнований комиссии, а также 6,6 млрд руб. из внебюджетных источников;
5) направление «Энергоэффективность»: реализация шести проектов данного направления была завершена еще в 2012 г., один завершился в 2015 г. В рамках направления «Энергоэффективность» финансирование из федерального бюджета было направлено только на реализацию проекта «Инновационная энергетика» в объеме 4,3 млрд руб.
Общий объем финансовой господдержки данных направлений составил 110,3 млрд руб. из федерального бюджета, объем внебюджетного финансирования оценивается в 34,1 млрд руб.
В настоящее время, когда бюджет Российской Федерации является дефицитным, а значит, существуют ограничения финансовых возможностей, перед государством стоит сложная задача по формированию эффективных косвенных мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, что обеспечит дополнительный приток финансовых средств со стороны частных инвесторов:
- оптимизация системы налогообложения;
- повышение эффективности взаимодействия участников венчурного рынка;
- популяризация технологического предпринимательства;
- содействие глобализации российской инновационной индустрии.
Таким образом, инновационные организации будут производить действительно востребованную продукцию, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Государство со своей стороны получит экономическую выгоду: во-первых, от экономии средств на прямом финансировании инновационной сферы, а во-вторых, в качестве дополнительного дохода, в виде поступлений в бюджет налоговых и других обязательных платежей, который сформируются в ходе реализации инновационного проекта [8–10].
Успешная реализация инновационной политики государства имеет ключевое значение для обеспечения национальной безопасности страны, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Бесспорно то, что технологическое отставание отечественного производства не только подрывает экономическое благосостояние как производственной сферы, так и государства в целом, но и является ощутимой угрозой ее суверенитету и обороноспособности.
Особенно остро данная проблема видится в условиях нестабильности внешней политики, попыток политического шантажа и откровенного давления на руководство РФ, а также обострения военных конфликтов вблизи границы России. Поэтому государство через эффективную систему поддержки и софинансирования (особенно инноваций в военно-производственном комплексе) должно контролировать ситуацию в сфере инноваций и технологического развития с целью обеспечения национальной безопасности страны и ее граждан.
2. Специфика бизнеса компании ООО «ЭКОТРАНС»
2.1 Резюме инновационного проекта
Резюме. Компания «ЭКОТРАНС» предлагает комплексные решения в области ГИС- систем, систем спутниковой навигации и связи, систем беспроводной передачи данных, систем видео-обработки, систем оптического контроля, распределённых информационно-измерительных систем. Кроме того, компания предлагает услуги по организации контрактного производства электроники, изготовления корпусов, прототипирования и других вариантов производственной кооперации.
Обеспечение полного жизненного цикла продукта от идеи до серийного производства. Проведение НИОКР.
Этот вариант применим в том случае, если у заказчика есть идея создания нового продукта, но он не знает, как его разработать и вывести на стадию серийного производства. Для качественного выполнения всех этапов разработки клиент обращается к специалистам компании «ЭКОТРАНС».
Специалисты компании анализируют целевые рыночные сегменты, выявляют ключевые потребительские и технологические тренды развития и составляют прогноз развития технологий и потребительских свойств продукта в выбранном сегменте рынка. Опираясь на полученный прогноз, далее формируется концепция конкурентоспособного продукта и представляется заказчику. После согласования с заказчиком концепция ляжет в основу системной архитектуры продукта и станет основой разработок на следующих этапах проектирования.
Специалисты компании проектируют электронные устройства и программное обеспечение (программно-аппаратные комплексы), опираясь на технические требования заказчика и концепцию продукта, разработанную на предыдущей стадии проекта.
Заказчиком проекта была компания Russian Mobile Health (Россия, г. Москва). По заказу этой компании был разработан портативный беспроводной биометрический измеритель, предназначенный для контроля состояния больных, одиноких и престарелых пациентов. При невозможности контроля состояния таких больных медицинским персоналом возрастает значение подобных приборов контроля. Устройство измеряет пульс и температуру тела в режиме реального времени, и отсылает на центральный сервер. Также устройство позволяет отправлять тревожные СМС и осуществлять голосовую связь с пользователем. Таким образом, в результате проектных разработок было получено устройство, которое является одновременно медицинским и коммуникационным оборудованием.
По плану проекта работа по разработке устройства должна была быть сделана за 38 недель, запланированный график работ представлен в Приложении А. Проект должен был быть осуществлен в несколько этапов.
На первом этапе была разработана системная архитектура устройства, на выполнение этой части работ по плану понадобилось два специалиста и 8 недель. Стоимость данного этапа составило 800 тыс. руб.
На втором этапе для разработки и изготовления прототипа устройства «ЩИТ» (HW) планировалось задействовать трех специалистов- схемотехников и срок выполнения поставленных задач должен был составить 12 недель.
Для этапа разработки программного обеспечения (SW) по плану разработки было необходимо привлечение трех программистов в течение 5 недель рабочего времени.
Итого стоимость работ HW была рассчитана на сумму 1000 тыс. руб., на SW - 576 тыс. руб. К этим суммам нужно добавить стоимость материальных затрат в размере 800 тыс. руб. Итоговая сумма за второй этап проекта по плану составила 2376 тыс. руб.
Третий этап разработки и изготовления опытных образцов для HW по плану должен был занять 18 недель. На этом этапе работ было необходимо задействовать 3-х специалистов. Планируемая стоимость работ составила 1504 тыс. руб. Для SW разработчиков третий этап был разделен на 4 релизных части, длительность первого и второго релиза составила 5 недель, третий и четвертый релиз 4 недели. Стоимость каждого релиза составила 576 тыс. руб., итого на разработку третьего этапа по плану для SW должно было быть получено финансирование в сумме 2304 тыс. руб. Суммарная стоимость третьего этапа разработки устройства (HW и SW) - 3808 тыс. руб. Кроме этого нужно учесть дополнительные материальные затраты 1000 тыс. руб.
Таким образом, стоимость проекта в соответствии с предварительным планированием бюджета оценивалось в 7984 тыс. руб.
Любой проект начинается с идеи, на рисунке 3 представлено начало создания проекта. Предприниматель (юридическое или физическое лицо) обращается с этой идеей в компанию-разработчик. На встрече с генеральным директором происходит обсуждение и определение требований и пожеланий клиента.
Далее запрос передается исполнительному директору, для регистрации и техническому директору для краткой проработки плана проекта. В ходе создания эскиза проекта техническим директором должна быть произведена оценка используемых технологий и необходимых ресурсов (уровень привлекаемых специалистов, время). Технический директор вправе привлечь к оценке лидеров команд разработчиков аппаратной и программной частей проекта.
Рисунок 3 - Начало создания проекта
На этом этапе специалисты разрабатывают системную архитектуру и передают техническому директору для формирования чернового дизайна проекта и генеральному директору для окончательной оценки и формирования коммерческого предложения, процесс создания чернового дизайна проекта представлен на рисунке 3.
Если после рассмотрения коммерческого предложения у заказчика появляются дополнительные требования, цикл действий повторяется до того момента пока заказчик не будет готов дать определенный ответ о целесообразности начала проекта и финансирования.
Рисунок 4 - Разработка чернового дизайна проекта
Если заказчик дает согласие на реализацию данного проекта и готов к финансированию разработок, происходит заключение договора, разработка технического задания и плана проекта. После подписаний всех необходимых документов начинается работа над проектом.
2.2 Путь инновационного проекта
На рисунке 2 отражён путь инновационной деятельности компании «ЭКОТРАНС». После того как разработано техническое задание, в котором отражены все запросы заказчика, и выбран вариант чернового дизайна (первичная оценка и метод решения поставленной заказчиком задачи), проект проходит стадию эскизного проектирования. В начале этого этапа более 74 подробно рассчитываются ресурсы и план-график проекта. На стадии эскизного проектирования проект разделяется на схемотехнические (HW) и программные (SW) задачи. Разработчики HW в результате своей деятельности разрабатывают схему будущего изделия, а также конструкторскую и технологическую документацию в соответствии с Межгосударственным стандартам ГОСТ 2.102 - 2013. И если стоит задача постановки разработанного продукта на серийное производство, то далее идет согласование документов, которые состоят из следующих разделов:
Конструкторская и технологическая документация: спецификация; ведомость покупных изделий и элементов, схема электрическая принципиальная, Чертеж печатной платы; сборочный чертеж; инструкция по настройке.
Технологическая документация: инструкция, карта, маршрутный паспорт.
Рисунок 5 - Путь инновационной деятельности
Производственные файлы: файл формата GERBER; файл сверловки NCD; файл SCH; файл PCB.
Прорабатываются вопросы утилизации и другая дополнительная документация.
Разработчики SW разрабатывают прототип программного обеспечения, после чего следуют релиз, масштабирование и выпуск обновлений. По окончании проекта компания осуществляет бесплатное постгарантийное обслуживание в течение одного года. Дальнейшее техническое сопровождение осуществляется в соответствии с условиями соответствующего Соглашения.
Главный ресурс компании - это время работы квалифицированных специалистов. Следовательно, контроль сроков выполнения является неотъемлемой частью управления на каждой стадии проекта, рисунок 96. Планирование всех этапов проектных разработок осуществляется с шагом в один день в соответствии с дизайном проекта и техническим заданием. То есть задачи для команды разработчиков руководитель формирует в рамках однодневных периодов и результат выполнения также контролирует ежедневно.
Обзор результатов выполненной работы и координация планов происходят на коротких совещаниях, которые проводят лидеры команд перед началом каждого рабочего дня. На таком «быстром» совещании есть возможность быстро выяснить у каждого сотрудника оперативную информацию о сроках и возможных проблемах.
Такой режим обмена информацией позволяет синхронизировать работу команды, так как каждый разработчик знает, чем занят тот или иной коллега. Эта степень осведомленности и вовлеченности каждого разработчика в работу команды позволяет оптимизировать ресурс времени и эффективно координировать направленность прилагаемых усилий.
Кроме этого руководители команд составляют еженедельные отчеты о проделанной работе для координатора всего проекта.
Координаторы (технический и исполнительный директора) в соответствии с техническим заданием разрабатывают План проекта. Еженедельно проводят совещания с лидерами команд, контролируют соблюдение сроков проекта, составляют отчет и еженедельно предоставляет его Заказчику.
Рисунок 6 - Контроль выполнения сроков проекта
Для формирования отчета, рисунок 10, для заказчика делается копию фрагмента Плана проекта с обновлённой информацией. При соблюдении плана- графика, представляется также план на следующую неделю. Если есть угроза нарушения графика, координатор составляет предложения по устранению задержек и план на следующую неделю. Если же график уже нарушен, должен быть изменен календарь в Плане проекта, составлен список предлагаемых мер для устранения последствий и возвращения в график.