Файл: Государственная поддержка создания и внедрения инновационных проектов (на примере ООО «ЭКОТРАНС»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время вопросы инновационного развития являются объектами внимания как на уровне государственного регулирования, так и на уровне отдельных предприятий. Одним из методов повышения инновационной активности является финансирование инноваций. Инвестиции в инновационные проекты определяют степень развития и, следовательно, успех структур на разных уровнях. Естественно, невозможно полностью коммерциализировать все инновационные проекты. В этой связи возросла ответственность за принятие компетентных управленческих решений об эффективности и выборе инновационных проектов на основе методологических принципов и критериев оценки выбранных проектов, подлежащих оценке.
В отличие от инвестиций, в инновационные проекты включены конкретные риски и неопределенности из-за технической и рыночной новизны инноваций. Поэтому существует потребность в их государственной поддержке и новых подходах к оценке эффективности любого инновационного проекта.
Однако, несмотря на большое количество научных исследований по инновационным темам, многие из них посвящены описанию теоретических аспектов инновационной деятельности и оценке эффективности инновационных проектов. В существующих методологических положениях, которые применяются для оценки эффективности инновационных проектов, приводится описание методов оценки эффективности. Они не соответствуют четким алгоритмам выбора методов оценки экономической эффективности инновационных проектов. Требуются новые принципы, новые подходы к оценке эффективности инновационных проектов с существующими методами оценки в соответствии с характеристиками инновационных проектов. По этой причине появляется актуальность в диссертационном исследовании по выбранной теме.
На сегодняшний день оценка эффективности инноваций и инновационный дизайн представлены достаточно зрелыми. Это благодаря трудам таких национальных и зарубежных ученых, как В. В. Косов, В. М. Аншин, Е. М. Хорн, К. Кристенсен, С. К., Швец, М. Г. Круглов, А. А. Дагаев и пр. Это позволяет взглянуть на изученную проблему, принимая во внимание текущие тенденции и национальные особенности в экономике. Работа этих авторов сформировала теоретическую основу исследования.
Для оценки эффективности инновационных проектов существуют различные методы оценки эффективности зарубежной и отечественной деятельности, которые были объектом анализа.
Целью работы является оценка экономической эффективности государственной поддержки инновационного проекта и целесообразности его внедрения в деятельности ООО «Экотранс»
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
- Выявление специфических характеристик господдержки инновационных проектов;
- Выявление классификационных групп инновационных проектов,
- Исследование существующих методических подходов к оценке эффективности инновационных проектов;
- Разработка уточненного алгоритма отбора метода для оценки эффективности господдержки инновационного проекта на примере проекта «Щит»;
- Разработка рекомендаций по его внедрению на примере проекта «Щит»;
Объект исследования - ООО «Экотранс».
Предмет исследования - методы и инструменты оценки эффективности господдержки инновационных проектов.
Статистическую и информационную базу работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по управлению инновационными проектами и оценки их экономической эффективности, научные исследования, справочные и статистические материалы по исследуемым вопросам.
1. Теоретические основы государственной поддержки инновационных проектов
1.1 Понятие и виды инновационного проекта
В современной рыночной экономике важно наличие конкурентных преимуществ в предприятие. Решающими являются два вида: качество продукта и его новизна.
При этом понятие «качество» рассматривается в двух аспектах:
- С технической точки зрения - это соответствие изделия требованиям пр о ектно й, нормативной и другой документации;
- С потребительской точки зрения - это совокупность характеристик продукта, определяющая их способность удовлетворять потребности покупателя. [8, 4 с.]
Понятие «новизна» также может рассматриваться:
- С технической точки зрения - это новое конструктивное или технологическое решение, примененное в изделии;
- С потребительской точки зрения - это способность продукта по новому, не так как прежде, удовлетворять новые, ранее неизвестные потребности. [8]
Для обеспечения качества выпускаемого продукта или оказываемой услуги существует два пути, один из которых это совершенствование как продукта (услуги), так и самой фирмы, ее процессов и технологий. Для переходя на новый уровень качества необходимо не просто совершенствования, а развитие объекта на основе использования новых принципов, методов и законов, т.е. новизны. [8]
Новация (новшество) - это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой-либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования, рисунок 2. [9, 17 с.] Иными словами это новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности.
Термин «инновация» означает обновление или улучшение. Этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время воспринимается людьми как новая. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». [8, 5 с.]
Рисунок 1 - Признаки новации (новшества)
В современной экономической литературе существует широкий и узкий подходы к определению толкование инновации. В широком понимании под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрений чего- либо нового. В рамках этого подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего. В узком понимании инновация - новое техническое решение, осуществленное на практике. [8]
Рисунок 2 - Признаки инновации (нововведения)
Инновация рассматривается с нескольких сторон, рисунок 2:
- Как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;
- Как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;
- Как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:
- рыночной диффузии новшество стало известно потребителю, со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве;
- осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;
- со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;
- состоялась адаптация к новшеству;
- осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, даже «рутинного», т.е. проведена рутинизация новшества;
- потребитель использовал новшество в своем деловом процессе, в результате которого повысил свою компетентность, получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции или услуг. [9, 17-19 с.]
Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды, или другими словами, получение коммерческой выгоды от практического использования. [8, 6 с.]
Одним из определяющих условий успешной реализации инновационного процесса является правильный выбор идеи. Американский ученный в области менеджмента П. Друкер выделяет шесть источников инновационных идей:
- Неожиданное событие для организации или отрасли - успех, неудача или какое-нибудь внешнее событие;
- Несоответствие между существующей в данный момент реальностью и представлениями о ней (какой она должна быть;
- Нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);
- Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
- Демографические изменения;
- Изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках; новые знания (как научные, так и ненаучные). [10, 67 - 68 с.]
Первые три источника инновационных идей относятся к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сфер услуг. Такие источники доступны для работающих в данной организации или данной отрасли. Последние три источника относятся к внешним, так как они находятся вне данной организации или отрасли. Однако между всем источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться. [10, 68 с.]
При выборе инновационной идеи и принятии решения о ее внедрении необходимо иметь в виду:
- Если речь идет о товарной инновации - будет ли тот или иной продукт пользоваться успехом на рынке;
- Если речь идет об инновационном проекте, то должна ставиться задача получения реальной прибыли (прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию) и связанные с проектом риск должен находиться предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации. [10]
Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. Наиболее распространенная классификация:
- По технологическим параметрам - инновации продуктовые и процессные;
- По уровню новизны - инновации радикальные и ординарные;
- По стадии жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, - стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство (включая тактический маркетинг), сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией;
- По масштабу новизны инновации - новые в мировом масштабе, в стране, отрасли, для фирмы;
- По внедрению инноваций в отраслях народного хозяйства - в сфере науки, образования, в социальной сфере, в производстве;
- По частоте применения инновации: разовые, повторяющиеся;
- По форме новшества: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау и т.п.;
- По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации - научно-технический, социальный, экологический, экономический, интегральный;
- С учетом сфер деятельности организации инновации подразделяют на:
- Производственные - новые технологии, инструменты, оборудование;
- Торговые - новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара;
- Социальные - новый способ решения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;
- Управленческие - новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.
- В зависимости от характера использования:
- Потребительские инновации - для удовлетворения каких-либо личных потребностей;
- Производственные (инвестиционные) инновации - увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию.
- По иерархическим уровням организации. Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента:
- На первом уровне организация рассматривается как единое целое - корпорация. Этому уровню соответствует стратегический менеджмент;
- На втором уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует внутрифирменный менеджмент;
- На третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный менеджмент. [8, 7-8 с.]
Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций: