Файл: Государственная поддержка создания и внедрения инновационных проектов (на примере ООО «ЭКОТРАНС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время вопросы инновационного разви­тия являются объектами внимания как на уровне государственного регулирова­ния, так и на уровне отдельных предприятий. Одним из методов повышения инновационной активности является финансирование инноваций. Инвестиции в инновационные проекты определяют степень развития и, следовательно, успех структур на разных уровнях. Естественно, невозможно полностью коммерциа­лизировать все инновационные проекты. В этой связи возросла ответственность за принятие компетентных управленческих решений об эффективности и выбо­ре инновационных проектов на основе методологических принципов и крите­риев оценки выбранных проектов, подлежащих оценке.

В отличие от инвестиций, в инновационные проекты включены кон­кретные риски и неопределенности из-за технической и рыночной новизны ин­новаций. Поэтому существует потребность в их государственной поддержке и новых подходах к оценке эффек­тивности любого инновационного проекта.

Однако, несмотря на большое количество научных исследований по ин­новационным темам, многие из них посвящены описанию теоретических аспек­тов инновационной деятельности и оценке эффективности инновационных про­ектов. В существующих методологических положениях, которые применяются для оценки эффективности инновационных проектов, приводится описание ме­тодов оценки эффективности. Они не соответствуют четким алгоритмам выбо­ра методов оценки экономической эффективности инновационных проектов. Требуются новые принципы, новые подходы к оценке эффективности иннова­ционных проектов с существующими методами оценки в соответствии с харак­теристиками инновационных проектов. По этой причине появляется актуаль­ность в диссертационном исследовании по выбранной теме.

На сегодняшний день оценка эффективности инноваций и инновацион­ный дизайн представлены достаточно зрелыми. Это благодаря трудам таких национальных и зарубежных ученых, как В. В. Косов, В. М. Аншин, Е. М. Хорн, К. Кристенсен, С. К., Швец, М. Г. Круглов, А. А. Дагаев и пр. Это позво­ляет взглянуть на изученную проблему, принимая во внимание текущие тен­денции и национальные особенности в экономике. Работа этих авторов сфор­мировала теоретическую основу исследования.

Для оценки эффективности инновационных проектов существуют раз­личные методы оценки эффективности зарубежной и отечественной деятельно­сти, которые были объектом анализа.


Целью работы является оценка экономической эффективности государственной поддержки иннова­ционного проекта и целесообразности его внедрения в деятельности ООО «Экотранс»

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  • Выявление специфических характеристик господдержки инновационных проектов;
  • Выявление классификационных групп инновационных проектов,
  • Исследование существующих методических подходов к оценке эффек­тивности инновационных проектов;
  • Разработка уточненного алгоритма отбора метода для оценки эффек­тивности господдержки инновационного проекта на примере проекта «Щит»;
  • Разра­ботка рекомендаций по его внедрению на примере проекта «Щит»;

Объект исследования - ООО «Экотранс».

Предмет исследования - методы и инструменты оценки эффективности господдержки инновационных проектов.

Статистическую и информационную базу работы составили законода­тельные и нормативные акты Российской Федерации по управлению инноваци­онными проектами и оценки их экономической эффективности, научные иссле­дования, справочные и статистические материалы по исследуемым вопросам.

1. Теоретические основы государственной поддержки инновационных проектов

1.1 Понятие и виды инновационного проекта

В современной рыночной экономике важно наличие конкурентных преимуществ в предприятие. Решающими являются два вида: качество продукта и его новизна.

При этом понятие «качество» рассматривается в двух аспектах:

  • С технической точки зрения - это соответствие изделия требованиям пр о ектно й, нормативной и другой документации;
  • С потребительской точки зрения - это совокупность характеристик продукта, определяющая их способность удовлетворять потребности покупателя. [8, 4 с.]

Понятие «новизна» также может рассматриваться:

  • С технической точки зрения - это новое конструктивное или технологическое решение, примененное в изделии;
  • С потребительской точки зрения - это способность продукта по новому, не так как прежде, удовлетворять новые, ранее неизвестные потребности. [8]

Для обеспечения качества выпускаемого продукта или оказываемой услуги существует два пути, один из которых это совершенствование как продукта (услуги), так и самой фирмы, ее процессов и технологий. Для переходя на новый уровень качества необходимо не просто совершенствования, а развитие объекта на основе использования новых принципов, методов и законов, т.е. новизны. [8]


Новация (новшество) - это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой-либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования, рисунок 2. [9, 17 с.] Иными словами это новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности.

Термин «инновация» означает обновление или улучшение. Этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время воспринимается людьми как новая. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». [8, 5 с.]

Рисунок 1 - Признаки новации (новшества)

В современной экономической литературе существует широкий и узкий подходы к определению толкование инновации. В широком понимании под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрений чего- либо нового. В рамках этого подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего. В узком понимании инновация - новое техническое решение, осуществленное на практике. [8]

Рисунок 2 - Признаки инновации (нововведения)

Инновация рассматривается с нескольких сторон, рисунок 2:

  • Как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;
  • Как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;
  • Как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:
  • рыночной диффузии новшество стало известно потребителю, со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве;
  • осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;
  • со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

- состоялась адаптация к новшеству;

- осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, даже «рутинного», т.е. проведена рутинизация новшества;


- потребитель использовал новшество в своем деловом процессе, в результате которого повысил свою компетентность, получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции или услуг. [9, 17-19 с.]

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды, или другими словами, получение коммерческой выгоды от практического использования. [8, 6 с.]

Одним из определяющих условий успешной реализации инновационного процесса является правильный выбор идеи. Американский ученный в области менеджмента П. Друкер выделяет шесть источников инновационных идей:

  1. Неожиданное событие для организации или отрасли - успех, неудача или какое-нибудь внешнее событие;
  2. Несоответствие между существующей в данный момент реальностью и представлениями о ней (какой она должна быть;
  3. Нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);
  4. Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
  5. Демографические изменения;
  6. Изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках; новые знания (как научные, так и ненаучные). [10, 67 - 68 с.]

Первые три источника инновационных идей относятся к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сфер услуг. Такие источники доступны для работающих в данной организации или данной отрасли. Последние три источника относятся к внешним, так как они находятся вне данной организации или отрасли. Однако между всем источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться. [10, 68 с.]

При выборе инновационной идеи и принятии решения о ее внедрении необходимо иметь в виду:

  • Если речь идет о товарной инновации - будет ли тот или иной продукт пользоваться успехом на рынке;
  • Если речь идет об инновационном проекте, то должна ставиться задача получения реальной прибыли (прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию) и связанные с проектом риск должен находиться предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации. [10]

Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. Наиболее распространенная классификация:


  1. По технологическим параметрам - инновации продуктовые и процессные;
  2. По уровню новизны - инновации радикальные и ординарные;
  3. По стадии жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, - стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство (включая тактический маркетинг), сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией;
  4. По масштабу новизны инновации - новые в мировом масштабе, в стране, отрасли, для фирмы;
  5. По внедрению инноваций в отраслях народного хозяйства - в сфере науки, образования, в социальной сфере, в производстве;
  6. По частоте применения инновации: разовые, повторяющиеся;
  7. По форме новшества: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау и т.п.;
  8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации - научно-технический, социальный, экологический, экономический, интегральный;
  9. С учетом сфер деятельности организации инновации подразделяют на:
  • Производственные - новые технологии, инструменты, оборудование;
  • Торговые - новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара;
  • Социальные - новый способ решения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;
  • Управленческие - новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.
  1. В зависимости от характера использования:
  • Потребительские инновации - для удовлетворения каких-либо личных потребностей;
  • Производственные (инвестиционные) инновации - увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию.
  1. По иерархическим уровням организации. Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента:
  • На первом уровне организация рассматривается как единое целое - корпорация. Этому уровню соответствует стратегический менеджмент;
  • На втором уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует внутрифирменный менеджмент;
  • На третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный менеджмент. [8, 7-8 с.]

Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций: