Файл: Современные методы и способы проведения анализа деятельности банков (Методические основы анализа банков).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
1.1Методические основы анализа банков
1.2. Способы проведения анализа деятельности банков
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
2.1. Комплексный анализ финансового состояния банка
2.2. Рекомендации по совершенствованию стратегии анализа банка
Активность коммерческого банка по эффективному использованию заемных средств определяется доходностью привлеченных средств К12. Он показывает, что в первом квартале на одну единицу кредитных ресурсов привлекаемых банком приходится 0.005, во втором 0.010, в третьем 0.012 денежных единиц дохода. Происходит плавное возрастание показателя, т.е. предполагается эффективная деловая активность по управлению сбалансированным кредитно-депозитным портфелем коммерческого банка.
Деятельность банка по развитию депозитной клиентской базы оценивается активностью привлечения средств К13. Темпы роста этого показателя равны 0.89 и 1.03 соответственно. Они повышаются, т.е. банк активно работает в сторону привлечения денежных средств на финансовом рынке без межбанковского кредитования.
Рентабельность дохода К14 показывает, что на 01.01.2018 на одну денежную единицу дохода приходится 0.003 денежных единиц прибыли, на 01.01.2019 - 0.005 денежных единиц, на 01.01.2020 - 0.007 денежных единиц. Наблюдается тенденция к повышению рентабельности дохода, это свидетельствует об оптимизации структуры ресурсной базы.
Рентабельность общего капитала К15 характеризует деятельность банка с точки зрения эффективности управления по размещению активов, т.е. их возможность приносить доход. К15 составил 0.003; 0.004; 0.005. показатель увеличивается, что является положительным результатом. Эффективность использования собственных средств характеризует коэффициент К16. В анализируемых периодах он составил 0.091; 0.030; 0.046. Во втором-третьем квартале показатель снизился по сравнению с первым кварталом. Это говорит о не оперативности принятия решений в случае возникновения рисков.
К17 характеризует эффективность оборота текущих активов. Темпы роста составили 133% и 150% соответственно, т.е. повышается эффективность оборота текущих активов, увеличивается число оборотов за единицу времени. В общем по коэффициентам, характеризующим и оценивающим деловую активность коммерческого банка можно сделать вывод, что все коэффициенты имеют положительные значения и тенденцию к росту.
Для эффективной работы компании необходимы, во-первых, постоянное изучение и прогнозирование состояния рынка банковских услуг и, во-вторых, всестороннее планирование банковской деятельности и оперативное управление финансовыми ресурсами банка.
ПАО «Сбербанк» оказывает клиентам множество услуг, вступает во взаимоотношения с другими субъектами хозяйственной жизни, выполняет разнообразные функции, главными из которых являются кредитно-депозитные операции. Для выживания в условиях обострившейся конкуренции банки должны искать пути совершенствования базовых технологий, внедрять новые банковские инструменты, поддерживать свою работу автоматизированной информационной системой управления и обработки данных, соответствующей международным требованиям и стандартам.
В целях совершенствования пассивных операций ПАО «Сбербанк» на уровне центрального управления, возможно, предложить следующее:
- Необходимо повышение процентных ставов по вкладам и депозитам, хотя в случае роста процентных ставок стоимость привлеченных средств увеличится быстрее и значительнее, чем доходность размещенных средств.
- В целях повышения привлекательности депозитных продуктов необходимо разработать новую линейку депозитов, а также индивидуальный подход к клиенту будет способствовать привлечению средств (стремление компании предоставить клиенту особые льготы). Так, например, «ценным клиентам» компания может предложить индивидуальный депозит, условия и срок которого клиент определяет сам, компания же при этом варьирует свои условия ставок. Клиент выбирает условия довложения и снятия по счету и другие условия.
- В качестве совершенствования расчетно-кассового обслуживания юридических лиц возможно предложить организацию услуг клиентам с использованием системы электронной торговли АС «SavEx», внедрение которой позволит осуществлять интернет торговлю с корпоративными клиентами по конверсионным операциям и операциям привлечения средств в срочные инструменты.
- Так же для повышения привлекательности ПАО «Сбербанк» для юридических лиц необходимо снижение тарифов за расчетно-кассовое обслуживание, а также повышение качества обслуживания счетов клиентов.
- Увеличить выпуск депозитных и сберегательных сертификатов.
- Принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия клиентами срочных вкладов.
- Производить выплату процентов по размещенным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь.
- Активизировать рекламную деятельность банка. Самым распространенным видом программ продвижения вкладов является вручение подарков клиентам. Чем выше вклад, тем ценнее подарок. Так же можно предлагать некоторые услуги бесплатно или со скидкой. Нельзя забывать и о наружной, телевизионной рекламе, рекламе на радио.
- Выпуск облигаций.
В качестве совершенствования работы ПАО «Сбербанк» по привлечению средств необходимо проанализировать активы и пассивы по срокам и суммам, т.к. одним из основополагающих принципов деятельности коммерческих банков является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что осуществление активных операций должно быть ограничено количественно имеющимися ресурсами за минусом обязательных резервов. Данный принцип предполагает, что компания должен добиваться соответствия банковских активов характеру мобилизованных им ресурсов. В первую очередь это относится к срокам тех и других. Если компания привлекает средства на краткосрочной основе, то размещаться они должны на такой же срок или короче (т.е. срок размещения должен быть меньше или равен сроку привлечения). В противном случае возникает возможность потери ликвидности, т.е. утраты способности компании вовремя рассчитываться по собственным обязательствам.
2.2. Рекомендации по совершенствованию стратегии анализа банка
В качестве основополагающего критерия оценки предлагается гармонизация интересов пользователей, что наглядно представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Критерии оценки эффективности банковской деятельности
Критерии оценки эффективности |
Связь с элементом сущности |
Оценочный характер |
||||
Банк как предприятие |
Банк как институт |
Количественный |
Качественный |
|||
Гармонизация интересов пользователей оценки |
Компоненты |
Субкомпоненты |
||||
Экономическая эффективность |
Х |
+ |
- |
+ |
+/- |
|
Социальная эффективность |
Х |
- |
+ |
+/- |
+ |
|
Эффективность организационной структуры |
Адаптивный потенциал Инновационный потенциал Уровень технологизации |
+ |
+ |
+/- |
+ |
|
Эффективность кадровой политики |
+ |
+ |
+/- |
+ |
||
П р и м е ч а н и е – символ «X» означает отсутствие субкомпонентов в рамках предложенного критерия. |
Источник: составлено автором.
В результате анализа существующих подходов к классификации факторов, влияющих на уровень банковской эффективности, выявлено, что в настоящее время в теории и практике отсутствует четкое представление о факторах, оказывающих воздействие на эффективность деятельности банков с учетом их двойственной природы, что послужило обоснованием необходимости формирования авторского подхода к их классификации.
Предложенная классификация факторов, влияющих на уровень банковской эффективности, уникальна тем, что, следуя авторскому определению ее содержания, в качестве надстройки в ней используется разделение факторов на субъективные и объективные: объективные факторы являются первостепенными в рамках анализа деятельности банка с позиции «банк – коммерческая организация»; к субъективным факторам относятся наиболее значимые с точки зрения их институциональной роли.
Необходимость расширения представлений о социальных эффектах коммерческих банков, а также поиска путей их полноценного учета в процедуре оценки банковской эффективности определила содержание третьей группы вопросов. Для решения поставленных задач автором предложена и обоснована классификация направлений социальных эффектов банковской деятельности, в рамках которых выделены группы экономического влияния на общество, экологического воздействия и непосредственно социальные эффекты. Отмеченная дифференциация групп объектов, на которые оказывают воздействие социальные эффекты, дала основание дополнительно классифицировать их на социальные результаты внешнего и внутреннего влияния. Благотворительность и спонсорство приведены в качестве отдельного блока матрицы социальных эффектов в целях недопущения противоречий с ключевым критерием эффективности.
Таким образом, классификация направлений социальных эффектов позволила определить соответствующие ключевые показатели эффективности банковской деятельности. Следующим шагом стал поиск путей ее измерения для последующей адекватной оценки.
Изучение имеющихся методологических подходов к анализу результатов деятельности субъектов экономических отношений, в частности коммерческих банков, а также соответствующих метрик позволило выявить их слабые стороны, в числе которых ретроспективный характер, игнорирование факторов внешнего и внутреннего воздействия, созданной стоимости, альтернативных издержек, уровня принимаемого банком риска и т.д. Проведенный анализ показателей традиционной системы оценки результатов деятельности банка позволил отнести их к показателям, соответствующим критерию экономической эффективности. Таким образом, в качестве их основного недостатка отмечено игнорирование социального аспекта банковской деятельности, что дало основание сделать вывод о необходимости использования для проведения адекватной оценки эффективности банковской деятельности с учетом двойственной природы ее сущности концепции смешанной стоимости с условием дополнения группы традиционных показателей показателями, применяемыми в практике социальных инвестиций.
Проведенный контент-анализ информационных ресурсов, содержащих в себе сведения о результатах деятельности российских коммерческих банков в сфере корпоративной социальной ответственности (далее – КСО), подтвердил гипотезу об отсутствии единства в отражении социальных эффектов и доказал потребность в их формализации и количественной оценке. Данный вывод послужил обоснованием необходимости разработки такой процедуры оценки эффективности, в рамках которой будет осуществлена увязка отдельных значимых характеристик в некую общую совокупность, что позволит говорить об эффективности деятельности банков в свете общего видения ее результатов.
В целях поиска механизма такой оценки, отталкиваясь от существующих методик управления группой показателей, изучены базовые установки концепции системы сбалансированных показателей (далее – ССП), а также практики ее внедрения на уровне отдельных коммерческих банков, в результате чего выявлена недостаточность ее использования для целей оценки эффективности с учетом гетерогенной сущности банковской деятельности, поскольку на смену механизмам управления по целям и по результатам, заложенным в основу ССП, по нашему мнению, должна прийти концепция управления по ценностям, а, следовательно, трансформации подлежит и набор блоков ССП в пользу большей ориентированности на достижение социально значимых эффектов. Таким образом, доказано, что в рамках комплексной оценки к анализу эффективности деятельности коммерческих банков следует подходить с позиций концепции оценки cоциально-экономического воздействия.
1 ЭТАП: Сбор и анализ внутренней и внешней информации
3 ЭТАП: Расчет интегрального показателя эффективности
2 ЭТАП: Расчет показателей, формирование экспертных мнений, формализация результатов опросов в соответствии с агрегированными группами показателей
4 ЭТАП: Формирование отчетности
БЛОК 1
Анализ группы показателей экономической
эффективности
БЛОК 2
Анализ группы показателей социальной
эффективности
БЛОК 3
Анализ группы показателей эффективности
организационной структуры
БЛОК 4
Анализ группы показателей эффективности кадровой
политики
Источник: составлено автором.
Рисунок 2 – Механизм проведения комплексной оценки эффективности
Критический анализ существующих техник рассмотрения результатов деятельности коммерческих банков подтвердил их несоответствие авторскому подходу к оценке ее эффективности. В диссертации доказано, что для оценки эффективности коммерческих банков с учетом их двойственной природы необходимо применять многофакторный подход с вычислением итогового показателя как суммы взвешенных баллов по каждому из анализируемых параметров в рамках комплексной оценки, включающей в себя использование отдельных традиционных методик, по схеме, представленной с помощью рисунка 2.