Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методология разработки учетной политики предприятия
1.1 Принципы, структура, аспекты, порядок формирования учетной политики организации
1.2 Требования формирования учетной политики
2.1 Краткая характеристика ОАО «Евростройресурсы»
2.2 Формирование учетной политики в организации в целях налогообложения
2.3 Пути совершенствования учетной политики для целей налогообложения в ОАО «Евростройресурсы»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Учетная политика организации является одним из самых важных основных инструментов управления процессом ведения учета и составления отчетности.
В ней устанавливаются основные правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета организации.
Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.
Основной целью курсовой работы является изучение методологии разработки учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения, раскрытие сущности учетной политики и принципы ее формирования.
Для достижения поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:
-исследование основных принципов разработки учетной политики организации, этапов ее формирования;
-выявление сущности учетной политики для целей бухгалтерского учета, а также ее законодательной регламентации;
-определение особенностей учетной политики для целей налогообложения, и изучение нормативной базы ее регулирования;
-разработка учетной политике на примере конкретной организации.
Объектом исследования выступает учетная политика предприятия ОАО «Евростройресурсы» в целях налогообложения.
Предмет исследования - методическая основа разработки и реализации учетной политики предприятия ОАО «Евростройресурсы» в целях налогообложения.
Глава 1. Методология разработки учетной политики предприятия
1.1 Принципы, структура, аспекты, порядок формирования учетной политики организации
При разработке учетного процесса необходимо соблюдать основополагающие правила и принципы, которые установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского и налогового учета.
Принципы формирования учетной политики, требования, предъявляемые к порядку ее составления, утверждаются соответствующими документами в отечественном и международном законодательстве[1].
К единым принципам, на которых должна основываться учетная политика, как для бухгалтерского, так и для налогового учета относятся[2]:
- имущественная обособленность;
- непрерывность деятельности;
-последовательность применения учетной политики;
-временная определенность фактов хозяйственной деятельности.
В законодательном порядке также установлены требования к учетной политике, которые должны соблюдаться: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость.
В разработке учетной политики выделяют методические и организационно-технические аспекты.
Выбранные способы оценки и методики учета движения имущества, обязательств организации и хозяйственных операций образуют методический аспект учетной политики[3].
Совокупность условий, позволяющих реализовать требования и правила
бухгалтерского учета, и условий, способствующих применению способов оценки и методик учета имущества, обязательств организации и хозяйственных операций, составляет организационно-технический аспект учетной политики.
К организационно-техническим аспектам относятся:
-План счетов бухгалтерского учета;
-Выбор формы бухгалтерского учета;
-Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
-Разработка порядка документооборота;
-Технологические обработки учетной информации;
-Организация работы в бухгалтерии;
-Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
-Объем, сроки и адреса представления отчетности;
-Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления[4].
Учетную политику для бухгалтерского учета и для НДС применяют последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ, п. 12 ст. 167 Налогового кодекса РФ). По другим налогам - из одного налогового периода в другой. Это значит, что «переписывать» учетную политику и утверждать на каждый новый год не надо. В учетную политику можно вносить изменения[5].
Обновленную учетную политику или поправки в этот документ на очередной год принимают в конце текущего года. Так, чтобы сотрудники, которых затрагивают новые положения учетной политики, успели с ними ознакомиться[6].
Вновь созданная организация утверждает учетную политику для бухгалтерского учета не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Если организация обязана публиковать бухгалтерскую отчетность, то до первой такой публикации. Это требование, в частности, касается акционерных обществ и страховых компаний. Учетную политику для налогообложения вновь созданная организация утверждает до конца первого отчетного периода. Такая организация применяет свою первую учетную политику со дня государственной регистрации. Изменения в учетную политику вносятся, если:
-законодательством внесены изменения в законодательство о бухгалтерском учете или налогах. Такие поправки вносятся в учетную политику не ранее даты вступления в силу соответствующих изменений в законах;
-организация начинает вести новые виды деятельности. Если это требует внедрения новых способов учета, то внести изменения в учетную политику можно в любой момент;
-организация решила изменить применяемые способы учета. Если законодательство позволяет их менять, то поправки в учетную политику вносят только с начала года, в том числе и для НДС или налогового периода[7].
Рассмотрим содержание условий, совокупность которых составляет организационно-технический аспект учетной политики организации.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, разрабатывается организацией в зависимости от совокупности счетов синтетического учета, содержащихся в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению; и групп хозяйственных операций, характерных для организации[8].
Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических счетов (счетов первого порядка), субсчетов (счетов второго порядка) и аналитических счетов. Организация может вводить дополнительные синтетические счета для учета
специфических операций по согласованию с Министерством финансов РФ.
Каждый факт хозяйственной жизни предприятия обязан быть отражен в первичных документах. Организации используют типичные унифицированные формы первичных документов и имеют право самостоятельно разработать формы первичных документов, по которым законодательством типовые формы не предусмотрены[9].
При этом, чтобы обладать юридической силой они должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выражении, должностные лица, ответственные за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи этих лиц.
В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности. Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований их формирования[10].
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49. В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:
-количество инвентаризаций в отчетном году;
-даты проведения инвентаризаций;
-перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации[11];
-порядок урегулирования выявленных расхождений и др.
Кроме этого, в учетной политике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством.
В учетной политике должна быть определена форма системы учетных регистров. Предлагаются следующие варианты:
-Автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета (с помощью определенной бухгалтерской программой);
-Журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий;
-Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших организаций и хозяйственных обществ;
-Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, организация учетной работы на предприятии включает в себя выбор структуры бухгалтерского подразделения, выделение участков учетной работы, подчиненность специалистов и другое[12].
Учетной политикой назначается порядок контроля. Он включает в себя содержательную проверку по существу хозяйственных операций, оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии в регистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономической целесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерского учета[13].
Последующий контроль ведется в соответствии с установленными учетной политикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделением центров контроля над всеми стадиями технологического процесса обработки учетной информации[14].
В учетной политике следует выбрать способ определения даты реализации товаров (услуг), предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблагаемых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета. Перечень разделов учетной политики может быть расширен или уменьшен в зависимости от направления деятельности и величины организации[15].
В учетной политике необходимо отражать порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организациях. Бухгалтерская служба выполняет функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. Руководители организаций могут:
-учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
-ввести в штат должность бухгалтера (одного главного бухгалтера);
-передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;
-вести бухгалтерский учет лично.
Если в организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение[16].
Процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации представлен двумя основными этапами:
-непосредственно самим формированием учетной политики;
-раскрытием учетной политики.
Раскрывать учетную политику обязаны только те организации, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность[17].
Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения, обычно состоит из трех частей: общие положения, методический раздел и организационный раздел. В разделе «Общие положения» содержатся сведения об организации, нормативной базе, послужившей основой разработки учетной политики, основных принципах ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности, случаях отступления от них.
В «Методическом разделе» устанавливается порядок учета хозяйственных операций, по отдельным участкам учета. Здесь отражаются только те учетные аспекты, которые относятся к деятельности конкретной организации и для которых предусмотрен выбор способа учета, либо данный способ необходимо разработать самостоятельно[18].