Файл: Реклама как сигнал и как информация. Особенности рекламы.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
В первом случае при решении задачи компании и потребителей равновесие существует и определяется единственным способом: будет единая цена, единое количество и качество товара. Кроме того, для среднего типа потребителей (со средней готовностью платить) такое равновесие будет являться первым лучшим. Однако размер компании, определяемый объемом выпуска, будет меньшим, чем первый лучший.
Во втором случае доказывается, что равновесие с рекламой существует. При этом, учитывая, что предполагается существование бесконечного количества типов потребителей (тип определяется готовностью платить), в равновесии будет существовать и бесконечное количество сегментов цен, каждому из которых будет соответствовать единственная пара количество-качество. Также, равновесие без рекламы будет являться одним из соотношений, доступных в равновесии с рекламой.
Кроме того, равновесие с рекламой является оптимальным, лучшим по сравнению с равновесием без рекламы, хотя качество и снижается при существовании рекламы. Доминирование возникает как раз потому, что цены становятся известными и покупатели раскрывают свои типы, выбирая товары определенной стоимости, ожидая и получая определенное качество. В равновесии же без рекламы цена и качество едины, и кому-то приходится переплачивать за качество, которое ему не нужно, а кому-то - недополучать хороших свойств, при покупке дешевого товара.
Основным недостатком рассматриваемой модели является то, что автор предполагает отсутствие затрат на рекламу: по сути реклама является бесплатной, что, конечно же, совершенно не соответствует реальности. У. Роджерсон признает этот недостаток и утверждает, что при наличии некоторых фиксированных издержек A равновесие с рекламой сдвинется так, что при данном качестве цены будут выше, и привлекательность равновесия с рекламой уменьшится. Если же A будет слишком большим, оптимальным может оказаться и отказ от рекламирования. Также, затраты на рекламу могут косвенно зависеть от количества продаваемой продукции: так, например, если объем продаж мал, требуется больше рекламы, чтобы проинформировать большее количество потребителей о товаре; когда же продажи устоялись, такой необходимости уже может не быть. Тогда решение задачи на поиск равновесия может оказаться несколько иным.
2. Р. Кильстром и М. Риордан рассматривают две модели, в которых анализируется положительная связь между расходами на рекламу и качеством товара. В краткосрочном периоде в обеих моделях реклама сигнализирует о качестве, но в долгосрочном различается влияние рекламы на продажи.
В обеих моделях компании принимают цены как заданные, но могут влиять на них с помощью рекламы. Объем рекламы A здесь рассматривается как некий уровень затрат на продвижение товара, необходимый для входа на рынок высококачественных продуктов. В первой модели в начальный момент времени потребители не знают о качестве продукта, но при последующих покупках уже информированы о нем. Следовательно, реклама влияет только на цену первой покупки, одинаковым способом для всех компаний: она воспринимается как сигнал качества - чем выше расходы на рекламу, тем выше качество. Здесь, по сути, повторные продажи не зависят от рекламирования продукта, они зависят только от его качества. Тогда равновесие с рекламой как сигналом будет существовать только при определенных ограничениях на функции издержек обоих типов компаний (производящих товары низкого и высокого качества).
Во второй модели изменяется принцип информированности потребителей: здесь предполагается, что реклама может непосредственно влиять на повторные продажи. В таком случае, как утверждают авторы, отдача от рекламы будет выше для компании, производящей товары высокого качества, и, если повторные продажи важны для нее, равновесие с рекламой может существовать практически без ограничений на функции издержек.
В первой модели авторы сравнивают равновесия с рекламой и без. Они показывают, что равновесие с рекламой может существовать только тогда, когда предельные издержки производства у компаний с низким уровнем качества в среднем превышают предельные издержки у компаний с высоким качеством. В таком случае повторные продажи, по сути, не играют роли. Они важны, если предельные издержки оказываются равными. (Если же предельные издержки выше у фирмы с высоким уровнем качества, равновесия не может существовать). Таким образом, если равновесие с рекламой существует, цены полностью определяются условиями затрат и равны минимумам средних издержек компании каждого типа.
Кроме того, чем важнее для продавца повторные продажи, тем ниже будет объем рекламы, поскольку она влияет только на начальную покупку. Рекламирует свой товар только компания с высоким уровнем качества, и реклама потому служит сигналом для покупателей.
В случае же равновесия без рекламы, в модели фактически возникает три рынка: единый для первого периода (с одной ценой и общим объемом продаж для компаний, производящих товары высокого и низкого качества) и два рынка (отдельно для высокого и низкого качества) для повторных покупок, когда качество уже становится известным. Цены не устанавливаются в прямом соответствии с затратами, а определяются через взаимодействие спроса и предложения.
В своей второй модели авторы используют другое предположение о поведении покупателей. В соответствии с этим предположением, покупатели, которые предпочитают покупать высококачественные продукты, могут свободно общаться между собой. Это значит, что если в первом периоде компания продаст свой хороший товар богатым покупателям, то во втором периоде все потребители этого типа будут покупать у нее товары высокого качества. Однако богатые не общаются с бедными, значит, если высококачественный товар изначально будет продан бедным покупателям, то и потом в отсутствие рекламы он будет продаваться им же; богатые о товаре не узнают.
При такой формулировке реклама, очевидно, способна увеличивать повторные продажи. Тогда отдача от рекламы значительно возрастает. В рассматриваемой модели значительно ослабляются ограничения на издержки компаний: требование о наличии преимущества в предельных издержках у компании, выпускающей высококачественные товары, уже не является обязательным; возможно существование преимущества и у компании с низким качеством. Но на это преимущество ограничения остаются. Впрочем, чем важнее для компаний становятся повторные продажи, тем слабее эти ограничения.
Еще одно интересное изменение состоит в том, что раньше вне зависимости от рекламы компании с высоким качеством могли быть уверены, что во втором периоде продадут товар своим покупателям. Теперь же если в первом периоде одна из них не будет рекламировать, все богатые будут покупать у других компаний с высоким качеством, и во втором периоде получить свою долю рынка у нерекламирующей компании уже не получится. В итоге, авторы заключают, что в равновесии все компании с высоким качеством товара будут рекламировать свою продукцию, и реклама будет служить сигналом качества.
Что касается оптимальности равновесий, то, по мнению авторов, Парето-оптимальным будет равновесие, где минимальны затраты на рекламу и цена высококачественного товара. Впрочем, сравнение равновесий с рекламой и без не производится, поскольку, с одной стороны, реклама позволяет разделить потребителей и обеспечить соответствие между разными типами продавцов и покупателей, а с другой - в отсутствие рекламы цена высококачественного товара будет ближе к минимуму средних издержек компаний с высоким качеством. Какой эффект будет сильнее, определяется тем, насколько богатые ценят высококачественные товары.
3. Интересный взгляд на свойства рекламы представлен таким автором как Хао Чжао, который утверждает, что в экономической литературе принято говорить о положительной зависимости между расходами на рекламу и качеством товара, но эмпирические данные не подкрепляют этого мнения. В своем же исследовании он разделяет две функции рекламы: реклама может использоваться для сигнализирования о качестве и может применяться просто для повышения осведомленности о продукте. И если реклама призвана только сигнализировать о качестве, затраты на нее может позволить себе только компания, производящая высококачественные товары, а потому реклама действительно будет эффективным сигналом: чем выше расходы на нее, тем выше качество. Если же реклама используется для повышения осведомленности о продукте, эффект получается противоположным.
Х.Чжао задает вполне стандартные для задач на качество параметры полезности потребителей и прибыли фирм, а также добавляет зависимость количества информированных покупателей от затрат на рекламу. Решая даную задачу, он доказывает, что в ситуации, когда покупатели не знают качества товара заранее, в равновесии компании, производящие высококачественные товары, будут устанавливать более высокую цену на товар и более низкие затраты на рекламу, чем компании с низким качеством.
Логически такая зависимость объясняется довольно просто. Если компания, производящая высококачественные товары, хочет сигнализировать о качестве своего продукта, она должна выбрать стратегию, которую компании с низким качеством невыгодно будет копировать. И компания с высоким качеством будет делать все с точностью до наоборот от возможных копирующих действий конкурента.
Если низкокачественную компанию считают высококачественной, она может продавать свои товары по завышенной цене, и для еще большего увеличения прибыли ей выгодно будет захватывать рынок, привлекая новых покупателей. Очевидно, привлечение новых покупателей производится с помощью рекламирования товара, то есть реклама как раз используется для повышения осведомленности. Значит, если высококачественная компания будет повышать свои расходы на рекламу, это будет неэффективным. Более того, это создаст дополнительные стимулы для низкокачественной компании копировать стратегию конкурента. Поэтому в равновесии высококачественная компания будет тратить на рекламу меньше, чем низкокачественная.
Кроме того, автор доказывает, что равновесие не зависит от издержек производства товаров. Слеовательно, в равновесии цена товара высокого качества выше, а расходы на его рекламу ниже, чем для товара низкого качества, независимо от соотношения между качеством товара и предельными издержками.
Роль цены в разделении товаров по качеству осталась стандартной: повышенная цена характеризует повышенное качество. Однако роль рекламы изменилась, и в случае двойной функции рекламы привычная положительная зависимость между расходами на рекламу и качеством товара сменилась на отрицательную связь. Интересен практический вывод из данного утверждения. Он состоит в том, что, когда компания выходит на рынок с новым товаром, активная рекламная кампания может оказаться не столь эффективной, как это кажется. Сигнал, который будет посылать эта реклама, может оказаться контрпродуктивным.
4. К. Бэгуэлл и М. Риордан акцентируют внимание на том факте, что для товаров более высокого качества издержки производства выше. Получается, что в момент внедрения продукта, когда качество еще неизвестно, высококачественная компания будет сигнализировать о качестве, устанавливая повышенную цену, которая была бы невыгодна низкокачественной фирме (из-за уже обсуждавшейся проблемы понижения спроса и различия в соотношении цены и предельных издержек у фирм разных типов). Кроме того, считается, что в экономике часть потребителей знает о качестве товара, а часть - нет (впрочем, эту предпосылку потом можно исключить и потребовать, чтобы никто не знал о качестве). С течением времени все больше покупателей становятся осведомленными.
Сначала авторы строят однопериодную модель, где выводят зависимость цен на высококачественные и низкокачественные товары от соотношения Х количеств информированных и неинформированных потребителей. Затем они рассматривают интерпретацию этой модели для двух периодов. В первом товар выводится на рынок впервые, и мало кто осведомлен о его свойствах, следовательно, Х мало. Тогда в равновесии цена товара высокого качества выше оптимальной цены в экономике с полной информацией. Во втором же периоде количество потребителей, осведомленных о характеристиках продукта, выше (например, уже имеются публикации профессиональных обзоров, из которых можно судить о качестве), а значит, Х возросло, и цена товара высокого качества станет ниже.
Важным предположением здесь является то, что количество информированных потребителей в каждом последующем периоде не зависит от объема продаж в предыдущем (от активности рынка). Из этого следует, что, к примеру, отзывам отдельных потребителей (их общению друг с другом) не придается большого значения. Если бы общение потребителей играло важную роль, высокие цены в первом периоде могли бы понизить спрос, и высококачественной фирме выгоднее было бы начать с низкой цены и постепенно увеличивать ее. Но стоит понимать, что, во-первых, в отношении товаров длительного пользования потребители не всегда могут оценить качество сразу после покупки. Вследствие этого намного надежнее руководствоваться отзывами профессионалов. Во-вторых, у покупателей могут различаться вкусы. Поэтому в рассматриваемом случае предпосылка о независимости количества осведомленных от объема продаж вполне реалистична.
Можно сделать вывод в том, что высококачественный продукт будет внедряться с высокой ценой, которая будет снижаться со временем в сторону цен монополии в экономике с полной информацией. Интуитивно это явление имеет следующее объяснение. Когда количество информированных потребителей мало, необходимо завышать цену, чтобы сигнализировать о качестве. Когда проходит время, у потребителей появляется опыт в отношении данного товара, и осведомленных покупателей становится больше. В таком случае необходимость подачи сигналов постепенно исчезает.