Файл: Социально-психологический климат организации (Понятие организация и межличностные отношения).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического климата организации
1.1 Понятие организация и межличностные отношения
1.2 Особенности социально-психологического климата организации
Глава 2. Изучение социально-психологического климата ООО «ANGRENCEMENT».
2.1 Исследование социально-психологического климата коллектива
Средне групповая оценка психологического климата составила 20 баллов, климат в группе стал благоприятным.
Согласно социометрии в данном коллективе при повторной диагностике 2 лидера (9%) показатель не изменился, 15 (65%) – имеют статус «предпочитаемых» и 6 человек 26 % – «пренебрегаемые», «отверженных» нет.
Рассчитаем индекс уровня благополучия межличностных отношений (УВБ) и индекс психологической взаимности. В нашей организации индекс (УВБ) равен 2,8 уровень благополучия выше среднего. Это дает нам возможность утверждать, что показатели в исследуемой группе изменились. Индекс психологической взаимности равен 5,1. 56% исследуемые сделали взаимные выборы, что соответствует хорошим межличностным отношениям.
Метод социометрии показал, что в коллективе изменился первоначальный уровень межличностных отношений, в нем отсутствуют «изолированные» и «отверженные», больше половины коллектива 15 человек (65%) имеют статус «предпочитаемых», менеджеры занимает лидирующее положение в коллективе, что соответствует занимаемой им правильной позиции в отношениях с подчиненными и правильно организованной трудовой деятельности. Благодаря полученным данным можно говорить о том, что разработанный и проведенный СПТ повлиял на уровень межличностных отношений в коллективе.
Вывод по второй главе. Исследование проводилось на базе ООО «ANGRENCEMENT» г. Ташкента. В число испытуемых вошло 23 человека, которые работают в данном коллективе в отделе продаж. Стаж работы каждого сотрудника составляет не менее одного года. Возраст колеблется от 21 до 45 лет. Мы воспользовались следующими методиками в исследовании: карта-схема А.Н. Лутошкина для определения психологического климата в группе и социометрия.
Проведя диагностику, мы получили следующие показатели по методике психологического климата группы А.Н. Лутошкина из оценок левой стороны - А мы вычли оценки правой стороны В, в группе 27% испытуемых оценивают климат как благоприятный и 73% как неустойчиво благоприятный.
Согласно данным социометрического опроса в данном коллективе 2 лидера (9%), 13 из 23, что составляет 56 % – имеют статус «предпочитаемых» и 7 человек 31 % – «пренебрегаемые», а «отверженные» всего один человек (4%).
После проведения СПТ метод социометрии показал, что в коллективе изменился первоначальный уровень межличностных отношений, в нем отсутствуют «изолированные» и «отверженные», больше половины коллектива 15 человек (65%) имеют статус «предпочитаемых», менеджеры занимает лидирующее положение в коллективе, что соответствует занимаемой им правильной позиции в отношениях с подчиненными и правильно организованной трудовой деятельности. По карте схеме А.Н. Лутошкина климат в группе благоприятный.
Благодаря полученным данным можно говорить о том, что разработанный и проведенный СПТ повлиял на уровень межличностных отношений в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме нашей курсовой мы установили, что организация - это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие для получения качественных и количественных результатов в определенное время и при наименьших затратах ресурсов организации. В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
В психологии управления и каждый отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в совокупности организации, в которую они входят и без которой их исследование в плане управления будет неполным.
Так же к задаче организации относится и выпуск продукции соответствующего количества для удовлетворения спроса населения и требуемого качества, соответствующего современному индустриально-развитому обществу. В организации важно создавать условия для увеличения производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого состава сотрудников, обеспечения отработанной системы организации процесса производства. Психологическая функция организации состоит в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи кадровыми работниками в социальном и профессиональном формировании молодых сотрудников, организации отлаженной системы повышения квалификации всех сотрудников.
Деятельность организации это сумма взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и разных других функций. Четкое выполнение организацией своих функций становится залогом эффективности работы.
Социально-психологический климат коллектива исследуется как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние интегрирует в себе когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также отличается различным уровнем осознанности. В отечественной психологии есть четыре основных подхода понимания природы социально-психологического климата.
Психологический климат коллектива это эмоциональный настрой коллектива, который определяет сложившиеся взаимоотношения между его членами. Психологический климат отражает групповое настроение бригады, отдела, бюро. Психологический климат развивается в процессе непосредственного межличностного общения работников в коллективе.
Исследование проводилось на базе ООО «ANGRENCEMENT» г. Ташкента. В число испытуемых вошло 23 человека, которые работают в данном коллективе в отделе продаж. Стаж работы каждого сотрудника составляет не менее одного года. Возраст колеблется от 21 до 45 лет. Мы воспользовались следующими методиками в исследовании: карта-схема А.Н. Лутошкина для определения психологического климата в группе и социометрия.
Проведя диагностику, мы получили следующие показатели по методике психологического климата группы А.Н. Лутошкина из оценок левой стороны - А мы вычли оценки правой стороны В, в группе 27% испытуемых оценивают климат как благоприятный и 73% как неустойчиво благоприятный.
Согласно данным социометрического опроса в данном коллективе 2 лидера (9%), 13 из 23, что составляет 56 % – имеют статус «предпочитаемых» и 7 человек 31 % – «пренебрегаемые», а «отверженные» всего один человек (4%).
Благодаря полученным данным можно говорить о том, что разработанный и проведенный СПТ повлиял на уровень межличностных отношений в коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Андреева Г. М. Социальная психология. - М. 2010.
- Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2009.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - СПб.: Нева, 2008.
- Битянова М. Р. Социальная психология – М., 2010.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наука думка, 2009.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. – М., 2009.
- Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб.: Питер, 2008.
- Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 2010.
- Ежева Н.Н. Рабочая книга практического психолога - М.: Издательство: Феникс, 2007.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - СП.: Изд. СПГУ, 2005.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности Организационная психология.- М.: Флинта: МПСИ, 2010.
- Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами.- М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2012.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов.- М.: Издательство Аспект-Пресс, 2011.
- Крысько В. Г. Социальная психология - М., 2007.
- Левин К. Социально-психологические характеристики групповой динамики.- М.: Просвещение, 2009.
- Мельникова Н. А. Социальная психология – М., 2008.
- Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг. / под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М. 2007.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2003.
- Сухов А. Н. Социальная психология – М., 2009.
- Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. - М.: Академический проект. Трикста, 2006.
- Сущенко С. А. Социальная психология – Ростов – на - Дону, 2006.
- Федоров Ю.М, Социальная психология. Курс лекций. В 2-х кн. - Тюмень, 2009.
- Шибутани Т. Социальная психология – Ростов – на – Дону, 2008.
- Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2009.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросник по изучению психологического климата коллектива Лутошкина А.Н.
Инструкция: оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. Обведите кружком оценку слева или справа относительно нуля.
№ |
свойство психологического климата А |
оценка |
свойство психологического климата В |
1 |
Преобладает бодрое жизнерадостное настроение |
3 2 1 0 1 2 3 |
Преобладает подавленное настроение |
2 |
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии |
3 2 1 0 1 2 3 |
Конфликтность в отношениях, антипатии |
3 |
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание |
3 2 1 0 1 2 3 |
Группировки конфликтуют между собой |
4 |
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
3 2 1 0 1 2 3 |
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
5 |
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы |
3 2 1 0 1 2 3 |
Успех или неудача товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
6 |
С уважением относятся к мнению других |
3 2 1 0 1 2 3 |
Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
7 |
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные |
3 2 1 0 1 2 3 |
Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов |
8 |
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, "один за всех и все за одного" |
3 2 1 0 1 2 3 |
В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
9 |
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство |
3 2 1 0 1 2 3 |
К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно |
10 |
Группа активна, полна энергии |
3 2 1 0 1 2 3 |
Группа инертна, пассивна |
11 |
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе |
3 2 1 0 1 2 3 |
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12 |
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в защиту |
3 2 1 0 1 2 3 |
Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым |
13 |
Современные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно |
3 2 1 0 1 2 3 |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |