Файл: Социально-психологический климат организации (Понятие организация и межличностные отношения).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического климата организации
1.1 Понятие организация и межличностные отношения
1.2 Особенности социально-психологического климата организации
Глава 2. Изучение социально-психологического климата ООО «ANGRENCEMENT».
2.1 Исследование социально-психологического климата коллектива
С другой стороны субъект - субъектные отношения включают в себя не просто отношения человека к другому человеку, а еще и отношение к самому себе под воздействием социального окружения, то есть само отношение. Только при условии наличия взаимности отношений может быть формирование «совокупного фонда» общего и нового субъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда сложно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится общим. Субъект- субъектные отношения опосредуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливает активность не просто одной из сторон, как бывает при субъект - объектных отношениях, когда устойчивость зависит от субъекта, а не от объекта.
Межличностные отношения (синоним - взаимоотношения) людей - это субъективные связи, образующиеся в процессе их фактического взаимодействия и несущие уже различные эмоциональные и другие переживания (симпатия и антипатия) индивидов, в них участвующих. Они развиваются не просто в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе. Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Оценочный характер межличностных отношений определяет человеку то, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания вырабатывают определенный настрой психики партнеров по взаимоотношениям. И их поведение отражает или характеризует дальнейшие перспективы, продолжение или прекращение сотрудничества [1].
К важным показателям, отражающим содержание межличностных отношений, обычно, относят:
• дистанцию между партнерами или уровень их психологической близости (близкую, далекую);
• оценку отношений (позитивную, негативную, противоречивую, безразличную);
• позицию партнеров (доминирование, зависимость, равенство);
• степень знакомства (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.) [13].
Межличностные отношения – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое познание [13].
Они формируются на базе предметно-практической деятельности коллектива, определяются материально-техническими, организационно-управленческими и другими обстоятельствами его жизнедеятельности.
Объединение содержания общественных и межличностных отношений существует в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в форме качеств личности, от которых выстраиваются психологические особенности общения людей в коллективе. Важной характеристикой особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения, как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения, приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – определяет особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым раскрывает показатель социально-психологического климата.
Межличностные отношения в малой группе в виду своей внутренней психологической обусловленности и сложности складывается часто стихийно. Система этих отношений часто трудно различима, организационно не оформлена, особенно в начальный период.
Деловые (служебные) взаимоотношения развиваются в ходе выполнения служебных, профессиональных обязанностей. Они регламентированы официальным документом: инструкцией, уставом, постановлением, административным приказом.
1.2 Особенности социально-психологического климата организации
Для полной характеристики коллектива сегодня широко применяется понятие «социально-психологический климат». Такие понятия как: «социально психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат» и т. п. используются в научной литературе. Обычно социально-психологический климат коллектива исследуется как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние интегрирует в себе когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также отличается различным уровнем осознанности [18].
В отечественной психологии есть четыре основных подхода понимания природы социально-психологического климата.
Первый подход (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) понимает климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – это отражение в сознании индивидов комплекса явлений, которые связаны с их взаимоотношениями, условиями и стимулированием труда. Под социально-психологическим климатом понимается такое состояние трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность членов коллектива [4].
Второй подход (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивает, что основной характеристикой социально-психологического климата выступает эмоционально-психологический настрой в коллективе. Климат как настроение людей.
Третий подход (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализирует социально-психологический климат под углом стиля взаимоотношений работающих людей, находящихся в контакте друг с другом. В процессе формирования климата так же складываются межличностные отношения, определяющие социальное и психологическое здоровье членов коллектива.
Четвертый подход (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяет климат в категориях социальной и психологической совместимости сотрудников коллектива, их единства, сплоченности, наличия общих целей и мнений, норм и традиций [1].
При рассмотрении климата важно иметь в виду два его уровня:
Первый уровень социально-психологического климата – статический, достаточно постоянный. Это устойчивые отношения сотрудников коллектива, их заинтересованность в работе и интерес к коллегам по труду. На этом уровне климат понимается как устойчивое, стабильное состояние группы, которое, единожды сформировавшись способно продолжительное время не меняться и поддерживать свою сущность, несмотря на трудности, с которыми сталкивается рабочая группа. С подобной позиции, сформировать благоприятный климат в коллективе сложно, хотя легче поддерживать его на требуемом уровне, сформированном ранее [2].
Второй уровень социально-психологического климата – динамический, изменяющийся, колеблющийся. Это ежедневный настрой сотрудников в процессе работы, их настроение. Этот уровень раскрывается понятием «психологическая атмосфера». Отличаясь от социально-психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется быстрыми временными изменениями и малой осознанностью людей. Изменение психологической атмосферы непосредственно влияет на настроение и работу сотрудника в течение рабочего дня. Тогда как изменение климата более выраженно, заметно, оно осознается и переживается людьми достаточно остро; сотрудник успевает адаптироваться к изменению.
Психологи считают, что социально-психологический климат – это состояние трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат – это не совокупность групповых состояний, а интеграл.
Как отмечал О.И. Жданов, психологическая совместимость - это значимый показатель, влияющий на социально-психологический климат. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой кроется оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость зависит от сходства характеристик участников совместной деятельности. Сходство выявляет появление чувств безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В фундаменте психологической совместимости иногда существует и различие характеристик по принципу взаимодополняемости [3].
Условием и результатом совместимости выступает межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. И наоборот общение с неприятным субъектом может приводить к появлению отрицательных эмоций. Коллективы как социальные группы отличаются между собой не только численно, но и психологически, и эти различия присутствуют в характере внутреннего климата, состояния и степени сплоченности их участников.
Психологический климат коллектива это эмоциональный настрой коллектива, который определяет сложившиеся взаимоотношения между его членами. Психологический климат отражает групповое настроение бригады, отдела, бюро. Психологический климат развивается в процессе непосредственного межличностного общения работников в коллективе [11].
Он интегрирован в особенности взаимоотношений по горизонтали (между коллегами) и по вертикали (между руководителями и подчиненными), ответственностью, требовательностью, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу, взаимной доброжелательностью, чуткостью и вниманием друг к другу.
В структуре взаимоотношений по горизонтали различают три подсистемы: деловые, функциональные отношения; личные фоновые отношения, отражающие общий стиль взаимоотношений; личные избирательные отношения, основанные на личных симпатиях и антипатиях.
К характеристикам благоприятного психологического климата относят:
- высокую требовательность членов коллектива друг к другу;
- доброжелательную и деловую критику;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении различных сторон работы коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных;
- удовлетворенность каждого принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной и поведенческой включенности и взаимопомощи в случае возникновения различных трудностей производственного и бытового характера у коллег;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов [2].
Сплоченность - это психологическое единство людей по главным задачам жизнедеятельности коллектива, определяющимся взаимным притяжением к нему участников, потребностью его защитить и сохранить. Сплоченность выражается в потребности людей в оказании друг другу помощи или поддержки, эмоциональным взаимным предпочтениям, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных гарантий. На степень сплоченности влияет размер группы, социальная однородность (при разнородности возникают группировки), наличие внешней опасности, достигнутых успехов.
В сплоченных группах теснее общение, адекватная самооценка личности, однако может наблюдаться неприязненное отношение к посторонним, самонадеянность, утрата критичности и чувства реальности, единомыслие, чувство неуязвимости, самоуверенность, фильтрация информации.
Общение в трудовом коллективе – это многоплановый процесс, начинающийся от установления контактов до формирования взаимодействия и складывания взаимоотношений. Основная функция общения – это организация совместной деятельности людей, которая выражается в выработке единой стратегии взаимодействия, что реально только на основе согласования их позиций. Другая функция общения – это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений. Одним из социально-психологических методов развития и коррекции межличностных отношений стал социально-психологический тренинг (СПТ) [6].
Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной.
Вывод по первой главе. Организация - это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие для получения качественных и количественных результатов в определенное время и при наименьших затратах ресурсов организации. В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
В психологии управления и каждый отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в совокупности организации, в которую они входят и без которой их исследование в плане управления будет неполным.
Психологическая функция организации состоит в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи кадровыми работниками в социальном и профессиональном формировании молодых сотрудников, организации отлаженной системы повышения квалификации всех сотрудников.
Деятельность организации это сумма взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и разных других функций. Четкое выполнение организацией своих функций становится залогом эффективности работы.
Психологический климат коллектива это эмоциональный настрой коллектива, который определяет сложившиеся взаимоотношения между его членами. Психологический климат отражает групповое настроение бригады, отдела, бюро. Психологический климат развивается в процессе непосредственного межличностного общения работников в коллективе.