Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Влияние особенностей мотивационно-потребностной сферы сотрудников на трудовой процес).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Психолого-педагогические приемы управления персоналом
1.2 Законы динамики психологических процессов, межличностных отношений и группового поведения
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Влияние типа темперамента служащего на трудовой процесс
2.2 Характер отношения к нормам организации
2.3 Влияние особенностей мотивационно-потребностной сферы сотрудников на трудовой процесс
За последние годы доля работающих женщин увеличилась, и нужно учитывать, что не имеется значительного различия в производительности труда мужчин и женщин. Аналогично не имеется никакого признака, указывающего на то, что пол служащего влияет на его удовлетворенность работой.
Относительно текучести кадров некоторые исследователи считают, что женщины имеют более высокий показатель, однако не имеется достаточно полной информации, чтобы сделать значимые выводы. [6]
Семейное положение. Влияние семейного положения работника на основные показатели его трудовой деятельности недостаточно изучено, однако некоторые исследования свидетельствуют о том, что работники, состоящие в браке, допускают меньше пропусков работы, реже увольняются и более удовлетворены своим трудом.
Брак налагает повышенные обязанности на человека, поэтому стабильная и устойчивая работа становится для него ценной и важной. [3]
Количество иждивенцев. Относительно этого вопроса также нельзя сделать однозначных выводов. Статистика пропусков работы женщинами в большой степени обусловлена необходимостью ухода за детьми. Имеется также положительная зависимость удовлетворенности работой от наличия иждивенцев. Что касается текучести кадров, то результаты исследований носят смешанный характер: некоторые исследователи утверждают, что наличие детей увеличивает текучесть, другие придерживаются противоположной точки зрения. [3]
Стаж работы в организации. Нет никаких оснований предполагать, что у людей, чей стаж работы больше, отмечается большая производительность труда. Стаж работы и текучесть обратно пропорциональны. Более того, стаж работы является одним из важнейших показателей, позволяющих предсказать тенденцию текучести. [3]
Локус контроля. Некоторые люди считают себя хозяевами своей судьбы, другие уверены, что все зависит от случая.
Первый тип людей мы будем называть личностями внутренней организации, или интерналами, а второй тип людей - экстерналами. Установлено, что экстерналы в меньшей степени удовлетворены своей работой, проявляют больший абсентеизм и меньше повлечены в работу, чем интерналы.
Вероятно, это объясняется тем, что, по их мнению, от них ничего не зависит в организации. Интерналы в тех же ситуациях рассчитывают на собственные силы и в неприятных ситуациях никого не обвиняют, кроме себя. Кроме того, неудовлетворенные работой интерналы увольняются чаще других.
Прямой связи между локусом контроля и текучестью кадров не наблюдается. С одной стороны, интерналы склонны принимать меры в случае неудовлетворенности и, значит, достаточно легко покидают организацию. С другой стороны, они обычно преуспевают на работе и, следовательно, более удовлетворены ею. [9]
Очевидно также, что интерналы лучше работают, но в определенных областях. Они тщательнее ищут и анализируют информацию перед принятием решения, более активны в достижении целей и в большей степени контролируют организационное окружение. Следовательно, интерналы преуспевают при выполнении сложных задач, связанных с организаторской деятельностью, а также в профессиональных работах, требующих сложной обработки информации и анализа. Кроме того, интерналы больше подходят для выполнения работ, требующих инициативы и независимости действий. Однако экстерналы более послушны и дисциплинированны. Именно поэтому они должны преуспеть и работах, которые хорошо структурированы и расписаны и успех и которых в значительной степени зависит от вклада других. [9]
Ориентация на достижения (целеустремленность). Какую работу лучше всего выполняют люди, ориентированные на достижения? Достаточно сложную, дающую быстрый результат и позволяющую работнику контролировать ее ход. Считается, что люди, ориентированные на достижения, будут преуспевать в торговле, профессиональном спорте, управлении, а не на конвейере или и конторе. Таким образом, они могут уступать в быстроте действий другим работникам, но лучше всего справятся с ответственными поручениями, содержащими вызов и предполагающими четкую обратную связь.
Самоконтроль. Личности с сильно развитым чувством самоконтроля хорошо адаптируются к внешним ситуациям и легко корректируют свое поведение. Они способны преодолевать противоречия между своими личными интересами и интересами дела. Люди с низким самоконтролем не проявляют такой гибкости и поведении.
Выводы
Для создания эффективной команды необходимо уже на этапе подбора сотрудников уметь выявить те личностные качества человека, которые бы способствовали улучшению работы организации в целом и положительно бы влияли на обстановку в ней.
Личностные параметры уже давно являются значительными и успешно действующими критериями при отборе и найме сотрудников. Личность рассматривается в качестве ключевого фактора для понимания отношения к работе и карьере, преодоления стресса, анализа проблем и принятия решений. Кроме того, личность рассматривается кик центральный фактор в движущих силах мотивации и межличностных отношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед каждым руководителем стоит ряд задач, которые безусловно не могут осуществится без работы подчиненных. Руководитель заинтересован в максимальной производительности и эффективности труда. Управление людьми - достаточно сложный процесс, здесь требуется знания в области психологии, социологии и других наук изучающих особенности поведения человека.
В менеджменте все более активно используются данные о разнообразии человеческого поведения и личностных характеристик, предлагаемые психологией. И традиционно большое внимание у менеджеров вызывают психологические рекомендации об особенностях обращения с разными людьми.
В рамках курсовой работы был освещен тот факт, что индивидуальные особенности играют существенную роль как в жизни самой личности так в жизни организации, в которой эта личность работает. Для каждой компании важно чтобы ее сотрудник как можно эффективней работал и приносил выгоду. Добиться максимальной эффективности работы организации можно посредством правильного подбора и распределения сотрудников. Так как каждый сотрудник обладает определенными индивидуальными характеристиками, их необходимо учитывать и использовать в работе.
Поскольку современные экономические отношения не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе, важно прогнозировать воздействие психолого-педагогических приемов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике — инструментарий руководителя, М.: ЮНИТИ, 2005.
2. Бескова Л.А., Удалова Е.А., Я и все остальные. Начала соционики. М.: ГРОСС-МЕДИА, 2006.
3. Джорж ДЖ.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления, М.: ЮНИТИ, 2003.
4. Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации, М.: Гардарики, 2008.
5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2006.
6. Карпов А.В.Психология менеджмента Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005
7. Карташова Л.В., Никонова Г.В., Соломанидина Г.О. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2007.
8. Самоукина Н.В. Методы влияния на руководителей и подчиненных с учетом их типа темперамента, М.: ИНФРА-М, 2013.
9. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для Вузов. СПб.: Питер, 2000.
10. Станкин М.И. Психология управления. Практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес школа. Интел – синтез», 2002.
11. Шапиро С.А. Организационное поведение М.: ГРОСС-МЕДИА, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приемы психолого-педагогического воздействия на сотрудника
Прием |
Содержание приема |
Внушение |
целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. |
Убеждение |
аргументированное и логическое воздействие на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе. |
Подражание |
способ воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других. |
Вовлечение |
психологический прием, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование и т.п.). |
Побуждение |
позитивная форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация к успешному выполнению порученной работы. |
Принуждение |
крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания. |
Осуждение |
прием психологического воздействия на сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или результаты труда которого крайне неудовлетворительные. Такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива. |
Требование |
имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения. |
Запрещение |
обеспечивает тормозящее воздействие на личность и по сути является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.). |
Порицание |
обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как менторское назидание. |
Командование |
применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний. |
Обман ожиданий |
эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею. |
Намек |
прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. По сути намек обращается не к сознанию и логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника. |
Комплимент |
не следует смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи и т.п., косвенно относящиеся к конкретному сотруднику. |
Похвала |
позитивный психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение. |
Просьба |
весьма распространенная форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности. |
Совет |
психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить. |