Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга (Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социально-психологические аспекты развития группы
1.1 Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга
1.2. Особенности социально-психологических тренингов
Глава 2. Этапы и специфика проведения социально-психологического тренинга
2.1 Процедура и структура социально-психологического тренинга
2.2 Групповая динамика и этапы работы группы
ВВЕДЕНИЕ
В средних и высших учебных заведениях до сих пор специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативные способности удается далеко не каждому человеку. Именно из-за ее дефицита возникают многочисленные, трудно устранимые проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. Актуальность проблемы, развития у людей коммуникативных способностей, была осознана психологами в нашей стране еще в 60-е годы. В начале 80-х годов многих психологов привлекла новая практика, связанная с применением социально-психологического тренинга (по другой терминологии - активных социальных методов обучения) для совершенствования коммуникативных способностей.
Тренинг – это активно развивающееся в отечественной психологии с конца 70-х гг. направление в обучении социально-психологическим явлениям и навыкам. Зарождение групп тренинга или Т-групп, как их именуют в зарубежной психологии, связано с именем К. Левина. В основе работы Т-групп лежала следующая идея: все люди, будучи членами общества, живут и работают в группах, и постоянно воздействуют друг на друга, но чаще всего не отдают себе отчета в том, какими их видят другие люди, какие реакции их поведение вызывает у других людей. Основоположник тренинговых групп пришел к убеждению, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте.
В связи с этим, по мнению К. Левина, чтобы обнаружить и изменить свои неадаптивные установки, выработать конструктивные способы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.
В отечественной практике первоначально получила широкое распространение методика социально-психологического тренинга, предложенная М. Форвергом. Исследователь подготовил несколько российских тренеров, которые стали вести самостоятельные тренинги и обучать новых специалистов. Одновременно тренинги сенситивности проводил Ю.Н. Емельянов, разрабатывала и реализовывала перцептивно-ориентированный тренинг Л.А. Петровская.
Постепенно появились новые тренинговые программы, отвечающие запросам практики и новым требованиям времени: «формирование команды», «уверенности», «ведение переговоров», «продаж», «самопрезентации» и др. В настоящее время диагностические, обучающие, развивающие возможности тренинга привлекают все большее внимание самых разных специалистов: психологов, педагогов, психотерапевтов, работников кадровых служб, руководителей предприятий и организаций.
Объект исследования социально-психологический тренинг.
Предметом нашей курсовой являются этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.
Цель нашей курсовой изучение этапов и особенностей проведения социально-психологического тренинга.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме.
В рамках достижения цели курсовой работы были выдвинуты следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты СПТ.
- Рассмотреть специфику СПТ.
- Изучить основные этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Социально-психологические аспекты развития группы
1.1 Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга
Сегодня в психологии понятие «тренинг» имеет множество определений, что ведет к обозначению этим словом самых различных форм, приемов, а также методов и средств, которые используются в психологии. Слово «тренинг» (от англ. training) переводится как обучение, тренировка или дрессировка. Ю.Н. Емельянов говорит об этом термине как о группе методов расширения способностей к обучению и освоение любых сложных видов деятельности [7]. То есть, тренинг - тренировка или улучшение определенных навыков и поведения людей участников тренинга.
Тренинговые методы основаны на методах психотерапии, обучения и коррекции. Поэтому цели тренинговой работы бывают достаточно разнообразными, раскрывающими многосторонность происходящих процессов. В отечественной психологи есть традиция называть виды тренинга, объектом воздействия в которых становятся качества, способы, умения, способности и установки, выявляющиеся в общении - социально-психологическим тренингом [1].
Термин «социально-психологический тренинг» первым ввел в психологию немецкий ученый М. Форверг. Первый в России социально-психологический тренинг был проведен в 1978г на факультете психологии МГУ польским психотерапевтом Павлом Босхом для сотрудников факультета. Из участников, которые потом продолжили эту работу можно назвать Ларису Андреевну Петровскую, Владимира Столина, Адольфа Хараша.
Огромное значение сыграли конференции психологов-практиков, которые проходили под Москвой в 87-90гг. Это были встречи ведущих психологов-консультантов и тренеров. На них были представлены многие будущие направления консультирования и тренингов.
Социально-психологический тренинг является прикладным разделом социальной психологии, представляющим собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе. В социально-психологическом тренинге развитие способностей происходит не естественным путем, а с использованием специальных приемов, и создании ситуаций воздействия.
Социально-психологический тренинг (СПТ) - это практика психологического воздействия, которая основана на методах работы в группе, нацеленная на развитие социально-психологической компетентности при помощи активных методов обучения [10].
В этом понятии важно выделить четыре важных момента:
1. СПТ это групповая форма работы.
2. СПТ - активная форма обучения.
3. СПТ нацелен на развитие социально-психологической компетентности, воздействие проводится на способности, качества и установки, обуславливающие общение.
4. Обучение в СПТ осуществляется с помощью воздействия группы на личность участника.
В литературе СПТ порой присваивают и другие названия, например, такие как группы открытого общения, активное общение, группы интенсивного общения и т. п. В отечественной психологии данный тип тренинга подробно представлен в работах Г.А. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровской, А.И. Хараша и других.
Основная цель социально-психологического тренинга состоит в улучшении компетентности в общении. В соответствии с этой целью формируются задачи:
- получение знаний в сфере психологии личности, группы, общения;
- развитие способностей адекватно воспринимать себя и других людей;
- расширение рефлексивных способностей (к примеру, способности анализировать ситуацию и свое собственное поведение), повышение уровня социального интеллекта;
- коррекция и расширение системы отношений личности;
- трансформация стереотипов, которые есть у участников группы и затрудняющие им преодолевать нестандартные обстоятельства в ситуациях общения;
- развитие умений и навыков в области общения, межличностного взаимодействия;
- сплочение группы, улучшение способностей сотрудничества, взаимопонимания [2].
Социально-психологический тренинг конструктивно влияет на развитие личности участников в трех направлениях:
- в познавательном направлении, так как получение новой информации осуществляется через постановку исследовательских задач, нацеленных на расширение информативности общения;
- в эмоциональном направлении, вся информация перерабатывается с опорой на личностную значимость;
- в поведенческом направлении, предполагающем развитие его репертуара посредством осознания неэффективности используемых способов поведения [5].
Следовательно, главной целью социально-психологического тренинга, как говорит В.П. Захаров, является обучение социально-психологическими знаниями в активной форме. Согласно его точке зрения, особенность работы тренинговых групп это осознание в процессе работы группы поведения участников; развитие умений и навыков делового общения; объединение группы на базе совместных целей и задач обучения, норм и правил группового взаимодействия [12].
Социально-психологический тренинг широко используется в разных областях человеческой практики, так же в работе с работающими людьми. Это объясняется тем, что тренинг дает возможность за достаточно непродолжительное время решить задачу активного формирования и развития профессионально важных навыков и умений, а также скорректировать профессиональное поведение людей.
Часто участники социально-психологического тренинга это представители профессий, которые предполагают интенсивное общение, и люди, имеющие сложности в области человеческих контактов.
1.2. Особенности социально-психологических тренингов
С методической точки зрения социально-психологический тренинг не представляет собой особого или самостоятельного феномена. Тем не менее, при проведении тренинга важно принимать во внимание его специфику:
1. СПТ имеет свою, четко обозначенную предметную область, свою область применения и некоторые ограничения.
2. СПТ эффективен в рамках системной подготовки.
3. СПТ не может использоваться расширенно и заменить групповую психотерапию [15].
СПТ обладает развивающим эффектом. Его цель не психотерапия, и коррекция как таковые. Он нацелен на помощь в процессе личностного развития, реализации креативного потенциала, достижению высокого уровня удовлетворенности в жизни.
Развивающий эффект тренинга выявляется в значительных изменениях личности участников. Качества личности развиваются благодаря тому, что в тренинге созданы условия для корректировки и совершенствования разных знаний и умений людей. Обучение в тренинге проходит творчески, потому что участникам не задают некий стереотип, а предлагают самим найти лучший способ разрешения проблемы, который отвечает их представлениям, ориентациям, интересам и потребностям. В социально-психологическом тренинге формирование коммуникативной компетентности проводится не естественным путем, а с использованием определенных приемов, заключающихся в создании конкретных ситуаций воздействия.
К особенностям СПТ относят следующее:
1. Воздействие имеет мягкий комфортный характер. В нем нет манипуляций или императивных схем. Имеет место только субъект - субъектное воздействие.
Во многих случаях исключена прямая регламентация. Всякое изменение осуществляется посредством собственного опыта познания и переживания.
2. Не предлагаются готовые модели и схемы. Все члены группы выступает в роли исследователей. Они сами добывают необходимый им опыт, сами его анализируют и делают выводы. Эта специфика требует максимальной собственной активности участников.
3. Воздействие проводится в условиях организованной группы. И соответственно, всесторонне используются все групповые процессы, разные эффекты межличностного взаимодействия. Сама тренинговая группа несет огромный потенциал воздействия, в основном на самосознание. Тренинг предоставляет возможность членам групп преодолеть в отношении себя и окружающих людей одиночество. Это специфическая группа, где все дают друг другу понимание и принятие [1].
4. Обратная связь является основной спецификой тренинга. Возможность «посмотреться» в целый ряд «живых зеркал» является, по мнению многих исследователей, самым значимым преимуществом групповой работы, не достижимым другими способами. В реальной жизни не всем людям предоставляется шанс получить искреннюю обратную связь, которая позволит увидеть свое отражение в глазах другого человека. Проявляется эффект умалчивания из-за страха обидеть, быть непонятым. Даже если люди получают обратную связь, они, как правило, расположены выстраивать на ее пути барьеры [22].
5. СПТ предоставляет участникам возможность сравнения и идентификации себя с другими людьми. Участник может понять, что он не одинок в своих сложностях, испытать чувство понимания и эмпатии. Для многих людей такое открытие оказывается сильным фактором коррекции. Следовательно, групповой опыт противопоставляется отчуждению, способствует решению межличностных проблем, участники избегают непродуктивного замыкания на своих трудностях, обнаруживают, что их проблемы не уникальны, что и другие люди переживают подобные чувства.
6. Социально-психологический тренинг ведет к самораскрытию, исследованию и познанию себя в условиях поддержки, участия, взаимопомощи. Без группы, иначе, без других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя себе дает возможность понять себя, поменять себя и дать уверенности себе.