Файл: Проблемы личности в социальной психологии (Проблематика личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Теология, философия и социальные науки - это лишь некоторые из течений, в русле которых осуществляются попытки раскрыть всю сложность человеческого поведения и сущность личности человека. Некоторые из путей стали тупиковыми, с другой стороны некоторые направления находятся в расцвете. Сегодня проблема исследования личности стоит остро как никогда, так как большинство серьезных проблем человечества - рост численности населения, потепление, загрязнение природы, ядерные отходы, наркомания, расовые стереотипы, нищета - выступают следствием поведения людей. Вероятно, что качество жизни в будущем, и существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, как глубоко мы продвинемся в понимании себя и других.

Все люди видят мир по своему, проявляя свою субъективность. Принятие данной субъективности, индивидуально специфическим образом окрашивает само- и мировосприятие, предполагая исследовать природу субъективных переживаний, процессов и механизмов, которые лежат в основе предубеждений человека, иррациональных действий.

Рождаясь на свет как индивид, человек вовлекается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате этого он присваивает особое социальное качество - он становится личностью. Это осуществляется потому, что человек, входя в систему общественных связей, представляется в качестве субъекта - носителя сознания, формирующегося и развивающегося в процессе деятельности.

С другой стороны, особенности формирования всех этих трех уровней определяют неповторимость и своеобразие конкретного человека, характеризуют его индивиду­альность. Поэтому, понятие «личность» раскрывает один из наиболее важных уровней организации человека, а конкретно особенности его становления как социального существа.

При исследовании структуры личности в нее, как правило, включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

В педагогики и психологии представления о личности неоднократно менялись. Изначально осмысление личности как психологической категории становилось на перечислении частей, которые образуют личность как определенную психическую реальность. С одной стороны этот подход был довольно удобен, потому, что помогал избежать целого ряда теоретических сложностей.

Исследования личности отражены в работах символического интеракционизма (Дж. Мид), трансактного анализа (Э. Берн), социальной перцепции (А. А. Бодалёв, Г. М. Андреева), социального влияния и власти (Картрайт, Тибо, Келли), деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), исследованиями диалогичности сознания (М. М. Бахтин, А. У. Хараш).


Целью исследования является изучение проблем личности, с которыми сталкивается социальная психология.

Объект исследования – человек.

Предмет исследования – проблемы личности в социальной психологии.

Задачи:

  • проанализировать взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему личности;
  • раскрыть понятие « личность »;
  • изучить проблемы личности в социальной психологии.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в психологии

1.1 Определение понятия «личность»

Изучение человеческой личности имеют длинную и удивительную историю. Психология личности начала считаться экспериментальной наукой лишь в первые десятилетия XX в. Ее развитие как науки связано с именами таких ученых исследователей, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кетелл. Тем не менее, теоретические исследования в сфере психологии личности проводились многие десятилетий еще до момента названия психологии личности экспериментальной наукой. Соответственно, в истории данной науки выделяется три основных периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Философско-литературный период начинается в глубокой древности. Вопросы изучения личности человека наблюдались еще в письменных источниках, которые принадлежат древнегреческим философам, и датированы последними веками до н. э. Например, в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля рассматривались многие из тех явлений, которые исследуются в современной психологии личности. Раскрывает эту тему в своих трудах и другой, не менее известный философ данной эпохи – Платон. Индивидуальность, виды темперамента, черты характера, способности и умения человека – вот неполный список явлений, понять и объяснить которые старались древнегреческие литераторы.[1]

Экспериментальный период в исследованиях личности совпал с общим кризисом психологической науки в результате доминирования в нем анатомического подхода. Так, все явления, процессы и черты характера человека исследовались лишь с позиции строения и особенностей функционирования центральной нервной системы. И как результат такого подхода человек был определен совокупностью отдельных психических функций, из сложения которых невозможно было понять его личность в целом. Таким образом, один из пионеров экспериментального подхода в исследовании личности английский психолог Р. Кетелл, описал ситуацию, которая сложилась в психологии личности, с постановкой трагедии «Гамлет» В. Шекспира без принца датского.


Для становления психологии личности как отдельной науки на тот момент было нужно применение в соответствующих исследованиях более точных и надежных методов, а также применение научного эксперимента, который бы смог ответить всем требованиям, принятым при раскрытии разных свойств личности. Более того, необходимо было перейти от изучения личности с разнообразными патологиями к рассмотрению здоровой личности. Этим и занимались Г. Айзенк, Р. Кетелл, а в России - А. Ф. Лазурский.

Долгое время ученые не могли разработать емкого и одновременно четкого и простого определения понятию «личность». И наконец, предложенное Г. Оллпортом определение было признано наиболее подходящим: «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение».[2]

Психология личности как одна из частей психологии впитала в себя труды большого количества ученых и исследователей. Но и сегодня интерес к ней не уменьшается. И если десятилетия тому назад вопросами личности занимались только специалисты, то в настоящее время каждый человек (будь то девочка-подросток, работник банка, преподаватель в школе, многодетная мать) может узнать о себе и своих близких довольно много через тесты и опросники, разработанные для этой цели.

Личность – это одна из основных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет историю и рассматривается по-разному.

К числу личностных не принимаются особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, ни коем образом не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, которые характеризуют его познавательные процессы или стиль деятельности, за исключением тех, которые раскрываются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности - это особенности социальные, глубинные, проявляющие скорее направленность жизни человека и характеризующие человека как режиссера своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, говорящие о его внутренних (а еще точнее - глубинных) особенностях. Черты личности - это то, что необходимо знать об особенностях его поведения, общения и реагирования разнообразные ситуации, например не обязательно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.[3]


Понятие личность имеет разные понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в широком понимании - это то, что отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включены особенности человека, являющиеся устойчивыми и свидетельствующие об индивидуальности человека, определяя его значимые поступки. Часто это направленность его стремлений, специфичность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента - все, что включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт и склонности.

При данном понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому, что у любого животного есть свои, характерные особенности. Конечно, при таком рассмотрении каждый человек – это личность, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При подобном подходе не говорят о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то - в меньшей.

Личность в среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как суммы социальных и личностных ролей сделал Дж. Мид. Согласно А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Находится в обществе - всегда непросто, но тот, кто этот вопрос решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект - «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.[4]

Личность в узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам создает и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Это понимание личности близко авторам: К. Юнгу, А.Н. Леонтьеву, психологам экзистенциального направления, Н.И. Козлову. Согласно Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При данном понимании ребенок при рождении еще не личность, но может ею стать, а может и не стать.

Все психологические подходы или направления имеют свою, отличающуюся от других, теорию личности. Так, в теории У. Джеймса личность рассматривается через триаду физическая, социальная и духовная личность; в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это поведенческие реакции, присущие данному человеку; в психоанализе (З. Фрейд) - борьба между Ид и Сверх-Я; в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) - это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность - это ответственный субъект волеизъявления и в то же время проект, который может быть реализован (либо нет).


Психология включает в себя много разделов: общая и социальная психология, психология личности и психология семьи, возрастная и патопсихология, психотерапия и психология развития. Соответственно, отсюда разные взгляды, подходы к пониманию, что такое личность. Так в общей психологии под личностью понимают чаще всего что-то самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну отсталого в развитии человека. Под личностью подразумевается ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), которое связывает воедино разные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Поэтому следующее (поведенческое) определение личности - это довольно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если исследовать не в поведенческом аспекте, а феноменологически, то личность (по В.Джеймсу) - это осознание существования.[5]

Личность исследуется и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у педагогов, у социологов и других специалистов.

Сегодня психология исследует личность, как социально-психологическое образование, формирующееся через жизнь человека в обществе. Человек, как общественное существо присваивает новые личностные качества, когда вовлекается в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У человека в момент рождения еще нет этих приобретенных (личностных) качеств. Так как, личность часто определяют как человека в сумме его социальных, приобретенных качеств, это говорит о том, что к числу личностных не относятся особенности человека, которые природой обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, определяющие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые возникают в отношениях к людям в обществе.

По определению Р.С. Немова, личность - это человек, раскрывающийся в совокупности его психологических характеристик, которые социально обусловлены, возникают в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и характеризуют нравственные поступки человека, которые имеют существенное значение для него и окружающих.

Вместе с понятием «личность» используют термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Эти понятия переплетены между собой.