Файл: Проблемы личности в социальной психологии (Проблематика личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотя ученые давали различные объяснения поведения, они допускали, что задатки (переменные человека) влияют на поведение человека и могут объяснить его. Главный тезис психологии личности состоит в том, что внешнее поведение проявляет действие факторов, находящихся в его основе, которые стабильны во времени и ситуациях. Теория Фрейда выступает воплощением данной точки зрения, которая ориентирована на человека. Более чем другая теоретическая позиция, психодинамическое направление говорит, что поведение человека определяется стойкими личностными характеристиками, берущими начало из кризисов детства. Диспозициональное направление, также в большой степени основано на положение, что поведение диктуется факторами внутри личности. Ученые данного направления, несмотря на их разногсогласие по поводу природы и количества диспозициональных характеристик, согласны в том, что они оказывают влияние на поведение человека в большинстве ситуаций. Кеттела не игнорировал влияния ситуаций окружения на поведение. Он полагал, что все черты личности должны оцениваться по их значимости в ситуации. Однако концепция глубинных черт личности имеет важный конструкт в его теории.[17]

Важность интрапсихических структур и процессов отмечается и в постфрейдовских теориях - теории Юнга, теории Адлера и теории Хорни. Эти ученые, несмотря на несхожесть их подходов, сходились в позиции, что личностные задатки имеют огромное влияние на опыт человека. Келли в своей когнитивной теории опирается исключительно на переменные человека, его интересовало объяснение, как удивительная конструктная система человека может влиять на внешнее поведение. Также и направление Роджерса сходило к трактовке переменных человека как движущей силы его поведения. Все эти ученые разделяют положение о том, что человек состоит из устойчивых задатков, которые влияют на его поведение в различных ситуациях.

Эти, такие разные, исследователи личности разделяют положение о том, что ситуационные воздействия выполняют второстепенную роль в развитии и модификации поведения. Люди на протяжении своей жизни меняют свое поведение в ответ на меняющиеся условия среды. Человек, который женился, поменялся в соответствии с новым статусом; человек, который развелся, так же изменился. Новый статус и исполнение новых ролей, также ведет к изменению поведения. Причиной изменения может выступить завершение образования, смерть значимого человека, достижения науки и новые технологи. Несомненно, что некая доля нашего поведения регулируется социокультурным контекстом. Выделение Фроммом социальных, политических и экономических факторов как главных сил, характеризующих развитие типа характера, раскрывает подход с этих позиций. Теория Эриксона рассматривает связь самости и контекста окружения, однако все внимание теоретика нацелено внутрь человека. Точка зрения Скиннера представляет высшую степень инвайронментализма, он не признает организмических или интрапсихических переменных, с которыми взаимодействуют ситуационные факторы. Позиция Бандуры по положению инвайронментализма менее экстремальна, чем у радикальных бихевиористов, также говорит о влиянии ситуационных переменных на поведение.


Ситуационно-ориентированная точка зрения, может казаться обоснованной, может даже неоспоримой, большинство ученых традиционно снижают роль ситуационных компонентов поведения в своих теориях и экспериментальных исследованиях. Однако нужно помнить, что идея о том, что ситуационные переменные более существенны для определения действий человека, чем личностные переменные, всегда представлялась неоспоримой социальным психологам. Хотя, факт, что направление исследований в современной психологии личности меняется. А именно, все больше ученых начинают признавать, что нужно понять влияние разных аспектов среды на поведение.

Вывод по второй главе.

До сих пор нет общепринятого мнения о том, какой подход следует использовать в изучении личности для понимания основных критериев поведения человека. На данной стадии развития сосуществуют разные теории, которые описывают личность как сложное целое и вместе с тем объясняют различия между людьми. Эго-теория развития личности Эрика Эриксона имела огромное влияние на психологию. Его концепции нашли широкое применение в сфере дошкольного образования, профессионального консультирования, в социальных службах и в различных сферах бизнеса.

Теория личности Эриха Фромма, выразительно описывает социальные детерминанты личности. Как теоретик представитель гуманистического направления, Фромм писал, что поведение человека не объяснить только влиянием культуры, которая существует в определенный момент истории. Карен Хорни как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основным принципам теории Фрейда. Наиболее значимый вопрос касался решающей роли физической анатомии в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Феноменологический подход к личности ярко проявляется в работах Карла Роджерса, он сделал вывод, что основа природы человека направлена на продвижение вперед к целям.

Когнитивные теории личности основаны на осмыслении человека как «понимающего, анализирующего», так как он живет в мире информации, которую надо расширять, перерабатывать и использовать.

Таким образом, нужно отметить, что изучение личности похоже на сборку трудной головоломки. Разные направления, которые существуют сегодня, дают нам множество составляющих данной головоломки. Некоторые части, возможно, будут неиспользованные, как не подходящие к ней, а другие найдут применение. Однако считается, что когда появится более четкая и ясная картина, в нее, как составные части, встанут элементы разных теорий личности. Следовательно, можно прийти к заключению, что задача интеграции «кусочков» во всеобъемлющей картине будет проходить с привлечением интересных разработок, существующих сегодня в исследованиях личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение человеческой личности имеют длинную и удивительную историю. Философско-литературный период начинается в глубокой древности. Долгое время ученые не могли разработать емкого и одновременно четкого и простого определения понятию «личность». Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение. Все психологические подходы или направления имеют свою, отличающуюся от других, теорию личности.

Сегодня социальная психология исследует личность, как социально-психологическое образование, формирующееся через жизнь человека в обществе. Человек, как общественное существо присваивает новые личностные качества, когда вовлекается в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

До сих пор нет общепринятого мнения о том, какой подход следует использовать в изучении личности для понимания основных критериев поведения человека. На данной стадии развития сосуществуют разные теории, которые описывают личность как сложное целое и вместе с тем объясняют различия между людьми. Эго-теория развития личности Эрика Эриксона имела огромное влияние на психологию. Его концепции нашли широкое применение в сфере дошкольного образования, профессионального консультирования, в социальных службах и в различных сферах бизнеса.

Теория личности Эриха Фромма, выразительно описывает социальные детерминанты личности. Как теоретик представитель гуманистического направления, Фромм писал, что поведение человека не объяснить только влиянием культуры, которая существует в определенный момент истории. Карен Хорни как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основным принципам теории Фрейда. Наиболее значимый вопрос касался решающей роли физической анатомии в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Феноменологический подход к личности ярко проявляется в работах Карла Роджерса, он сделал вывод, что основа природы человека направлена на продвижение вперед к целям.

Когнитивные теории личности основаны на осмыслении человека как «понимающего, анализирующего», так как он живет в мире информации, которую надо расширять, перерабатывать и использовать.

Таким образом, нужно отметить, что изучение личности похоже на сборку трудной головоломки. Разные направления, которые существуют сегодня, дают нам множество составляющих данной головоломки. Некоторые части, возможно, будут неиспользованные, как не подходящие к ней, а другие найдут применение. Однако считается, что когда появится более четкая и ясная картина, в нее, как составные части, встанут элементы разных теорий личности. Следовательно, можно прийти к заключению, что задача интеграции «кусочков» во всеобъемлющей картине будет проходить с привлечением интересных разработок, существующих сегодня в исследованиях личности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. 2010.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2006.
  3. Белинская Е. П. Социальная психология личности – М., 2007.
  4. Битянова М. Р. Социальная психология – М., 2010.
  5. Бодалев А. А. Психология о личности. - М., 2008.
  6. Гуревич П. С. Психология личности – М., 2009.
  7. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для ву­зов. - М., 2002.
  8. Каменская Е. Н. Психология личности. Конспект лекций – М., 2010.
  9. Кон И.С. В поисках себя. - М., 2004.
  10. Крысько В. Г. Социальная психология - М., 2007.
  11. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов – Санкт – Петербург, 2009.
  12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - М., 2011.
  13. Леонтьев А.Н. Начало личности – поступок // Избр. психолог, произв. Т. 1. М., 2003.
  14. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 2002.
  15. Мельникова Н. А. Социальная психология – М., 2008.
  16. Мерлин B.C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. - М., 2009.
  17. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства. - М., 2010.
  18. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общество – М., 2007.
  19. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 2006.
  20. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М., 2007.
  21. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология личности – Ростов – на - Дону, 2009.
  22. Сухов А. Н. Социальная психология – М., 2009.
  23. Сущенко С. А. Социальная психология – Ростов – на - Дону, 2006.
  24. Шибутани Т. Социальная психология – Ростов – на – Дону, 2008.
  25. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2009.
  26. Хьелл Ларри, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – М., 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных пси­хологических кризисов:

  1. Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).
  2. Автономия - сомнения и стыд (в возрасте около двух-трех лет).
  3. Появление инициативности - чувство вины (примерно от трех до шести лет).
  4. Трудолюбие - комплекс неполноценности (возраст от семи до 12 лет).
  5. Личностное самоопределение - индивидуальная серость и кон­формизм (от 12 до 18 лет).
  6. Интимность и общительность - личностная психологическая изолированность (около 20 лет).
  7. Забота о воспитании нового поколения - «погружение в себя» (между 30 и 60 годами).
  8. Удовлетворенность прожитой жизнью - отчаяние (старше 60 лет).