Файл: Проблемы личности в социальной психологии (Проблематика личности в социальной психологии).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
Человек - это родовое понятие, которое указывает на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» раскрывается генетическая предопределенность формирования человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не просто морфологическими особенностями (такими, как цвет волос, телесная конституция и костная), но и психологическими свойствами (способностями, характером, эмоциональностью).
Индивидуальность - это совокупность неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).[6]
Соотношение индивидуальности и личности характеризуется тем, что это два пути бытия человека, два его разных определения. Расхождение же этих понятий выявляется, в том, что есть два отличающихся процесса формирования личности и индивидуальности.
Становление личности это процесс социализации человека, который заключается в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда происходит в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности сплетено с принятием индивидом разработанных в обществе социальных функций и ролей, норм и правил поведения, с развитием умений налаживать отношения с другими людьми. Развитая личность это субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальной среде. Становление индивидуальности это процесс индивидуализации объекта.
Индивидуализация - процесс самоопределения и отделения личности, ее проявление в сообществе, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Став индивидуальностью, личность выступает как самобытная, активная и творческая.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» отмечены различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Сущность такого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.[7]
1.2 Проблематика личности в социальной психологии
Принятая постановка проблемы личности в социальной психологии, требует ее дальнейшего развития. Ее узость определена не просто тем, что остается спорное и противоречивое в понимании качеств личности. Традиционное противопоставление личности и группы - узость данного подхода не в том, что личность и группа сопоставляются, тогда, как внутренний план жизни личности в группе находится за пределами анализа. Другим аспектом данного традиционного подхода становится предположение, что анализируется только личность, даже если она прибывает внутри группы. А группа предстает как определенная целостность, состав которой не уточняется. В исследованиях не отмечается напрямую, но можно предположить, что группа в таком случае принимается как состоящая не из личностей, а, из индивидов.
Подобная позиция нигде не обговаривается, потому, что исследования личности в социальной психологии не соотносятся с общепсихологическим подходом, который выявляет различие между личностью и индивидом. Однако если все же если сопоставить одну схему анализа с другой, то вывод будет сделан однозначный: в традициях социальной психологии установилось представление о том, что личность соотносится с группой, а другие члены группы личностями не являются. Данный вывод подкреплен в исследованиях, которые раскрывают личность как формирование более высокое, чем индивид, отличное от него, к примеру, наличием творческих способностей. Тем не менее, это отличие и представляется спорным, но подход сравнения личности и индивида на некотором уровне возможен.
Соответственно, проблематика личности это одна из широко обсуждаемых проблематик в социальной психологии. Это объясняется ее предметом – исследованием индивида как социального существа. Внутренняя борьба социальной психологии личности сохранилась из-за невозможности найти однозначный ответ на ее главный вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека, не пренебрегая социокультурным полем, с одной стороны, и не отрываясь от персонального самоопределения - с другой стороны.[8]
Считается, что изучения личности в социологии нацелено на ее исследование как представителя определенной социальной группы. В общей психологии личностная проблематика рассматривается в контексте субъекта деятельности в соединении с его индивидуальными свойствами и социальными ролями, как социальное свойство индивида, сумма проявленных в нем социальных черт.
Изучение личности в социальной психологии основано на определении, как и в каких группах, личность подвергается социальному влиянию, как она реализует социальную сущность. То есть, социально-психологическая проблематика объединяет взаимоотношения личности с группой, социализацию личности и вопросы социальной установки.
Отечественная психология обогатила социально-психологические представления о становлении и развитии личности. Среди теорий, в центре внимания которых личность относятся – психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, теория установки Д. Н. Узнадзе, комплексный подход Б. Г. Ананьева, социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, деятельностный подход А. Н. Леонтьева и др.
Основной линией в формировании исследовательских подходов к анализу разных аспектов идентификационных структур личности является переход от представлений содержательной и функциональной определенности к идеям динамической изменчивости и неопределенности.
Другими словами, развитие проблематики личности в социальной психологии тесно связанно с пониманием социальности в целом. Постепенный переход от ее «жестких», внешних, ролевых трактовок к более «размытым», социокультурно заданным, отразилось на динамике представлений о личности как социальном субъекте.
Для социальной психологии это обусловило возникновение трех равноправных логик анализа личности настоящего времени:
- как понимания ее неопределенности, и как следствия изменений социальной реальности;
- как следствия парадигмальных изменений в социальной психологии, меняющих спектр интереса к анализу перемен;
- как отражения объективных изменений личности современника, теряющего свою социальную определенность.[9]
Предлагаются три подхода к разъяснению понятия личности:
1. Антропологический подход - представления о личности, как носителе общечеловеческих свойств; личность - родовое понятие, которое обозначает представителя рода человеческого, и соответствует понятию индивид.
2. Социологический подход - исследует личность как объект социальных отношений. Личность - это персона, которая носит маску и выполняет определенные роли, личность как система ролевого поведения, опирающаяся на систему социальных отношений.
3. Персоналистический подход - изучает личность как самостоятельную и индивидуально неповторимую систему. Личность (Парыгин) – это интегральное, понятие, определяющее человека как объект и субъект биосоциальных отношений, соединяющий общечеловеческие, социальные, специфические и индивидуальные особенности.
Следовательно, личность – это человек в системе психологических характеристик, которые выявляются в общественных связях и отношениях, являясь стабильными, определяя поступки человека, имеющие отношения для него и окружающих его людей.
Г.М. Андреева считает, что задача социальной психологии – это исследование личности. Причем с акцентированием социально-обусловленные характеристик личности, развитие в ней качеств в ходе социального воздействия и социализации. К.К. Платонов считал, что личность - это объект социальной психологии. Особенность социально-психологического исследования личности, по К.К. Платонову, исходит из изучения взаимодействия явлений, котороые обозначаются термином «личность» с явлениями, раскрываемыми социальной психологией.
Е.С. Кузьмин считал, что специфика социально-психологических явлений и личности, раскрывается через социальную детерминацию высокого уровня. Им исследовались три уровня социальной детерминации:
- первый уровень социальное изменяет природное и биологическое;
- второй уровень - исторические условия имеют общечеловеческий социально-демографический характер;
- третий уровень социально-экономические и политические условия являются решающими факторами социализации личности, формирования ее окружения и включения ее в общности.[10]
Важное место в социально-психологических явлениях отдавалось объединенных с личностью диспозиционной структуре, отношениям, ценностным ориентациям, ролям, принятию и пониманию людьми друг друга.
В социально-психологическом изучении личности, по Е.В. Шороховой, стоит определение социального типа личности как некого образования, продукта условий социума, его структуры, системы ролевых функций личности, их отражение в социальной жизни. При этом главными задачами выступают исследования социальной детерминации склада личности; мотивация; классовые, национальные, профессиональные особенности личности, проблемы противоречивости и внутреннего конфликта личности и способы их преодоления и саморазвития.
В социальной психологии ясно выделяется идея соединения социологического и общепсихологического подходов к рассмотрению личности (Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, С. Московичи и др.). Существуют попытки определения собственно социально-психологического подхода (Г.М. Андреева, В.Н. Куницына, Е.В. Шорохова, А.В. Петровский).
Согласно точке зрения Б.Д. Парыгина, специфика исследования личности заключена в обнаружении сложности структуры личности, становящейся одновременно и объектом, и субъектом общественных отношений. Подобное понимание социально-психологического рассмотрения личности достаточно адекватно и предусматривает большое поле деятельности для исследователя психолога. Тем не менее, этот подход немало критикуется. Так, Г.М. Андреева считает, что он неправилен потому, что данная идея не может рассматриваться лишь в социально-психологическом подходе к личности. В процесс изучения могут вовлекаться общая психология, и другие отрасли психологии. Более того, изучение проблематики социальной психологии личности требует комплексного подхода.
Следовательно, в понимании предмета точки зрения ученых расходятся, и вопрос открыт. Однако ясно, что социально-психологическое изучение личности предполагает рассмотрение социализации личности, и как личность проявляет свою сущность.
Вывод по первой главе.
Изучение человеческой личности имеют длинную и удивительную историю. Философско-литературный период начинается в глубокой древности. Долгое время ученые не могли разработать емкого и одновременно четкого и простого определения понятию «личность». Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение. Все психологические подходы или направления имеют свою, отличающуюся от других, теорию личности.
Сегодня психология исследует личность, как социально-психологическое образование, формирующееся через жизнь человека в обществе. Человек, как общественное существо присваивает новые личностные качества, когда вовлекается в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.
Глава 2. Социально-психологический подход к пониманию личности
2.1 Основные теории личности
До сих пор нет общепринятого мнения о том, какой подход следует использовать в изучении личности для понимания основных критериев поведения человека. На данной стадии развития сосуществуют разные теории, которые описывают личность как сложное целое и вместе с тем объясняют различия между людьми.
Эго-теория развития личности Эрика Эриксона имела огромное влияние на психологию. Его концепции нашли широкое применение в сфере дошкольного образования, профессионального консультирования, в социальных службах и в различных сферах бизнеса. Надо сказать также, что Эриксон вел полномасштабные психолого-исторические исследования, посвященные выдающимся людям таким, как Мартин Лютер, Абрахам Линкольн, Махатма Ганди и Джордж Бернард Шоу. Таким образом, различные теоретики последователи направления Фрейда, рассматривая психоаналитическую теорию, отдавали особое предпочтение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из заслуженных эго-психологов, делал упор на развития эго в процессе всей жизни. Он считал, что личность это объект влияния социальных и исторических сил. У Эриксона эго представляется автономной личностной структурой. Его теория сконцентрирована на качествах эго, которые появляются в ожидаемые периоды жизни. Важность социальных и культурных влияний в развитии личности характерна и для теорий Эриха Фромма и Карен Хорни.[11]