Файл: Проблемы личности в социальной психологии (Проблематика личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эриксон подчеркивал, что эго в своем развитии сталкивается с кризисными периодами. По его эпигенетической концепции развития индивида, все стадии жизненного цикла наступают в оптимальное для них время. Постепенное развертывание жизненных стадий – это результат взаимосвязи биологического созревания человека с простирающимся пространством его социальных связей (приложение 1).

Согласно точке зрения Эриксона, цикл жизни человека состоит из восьми психосоциальных стадий. Для любой из них характерен некий тип кризиса или значимый этап в жизни человека.

Теория личности Эриха Фромма. Ученый так выразительно описал социальные детерминанты личности. Как теоретик представитель гуманистического направления, Фромм писал, что поведение человека не объяснить только влиянием культуры, которая существует в определенный момент истории. Он был сторонником того, что потребности, характерные лишь человеку, трансформировались в ходе истории человечества, а разные социальные системы, со своей стороны, повлияли на отражение этих потребностей. Согласно точке зрения Фромма, личность это продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил. Он первым развил теорию типов характера, которая основана на социологическом анализе того, как человек в обществе активно развивает социальный процесс и культуру.

Фромм старался расширить границы психоаналитической теории, отмечая роль социологических, политических, экономических, религиозных и других факторов в становлении личности. Его изучение личности начинается с оценки условий жизни человека и их перемен, начиная с конца Средневековья до наших дней. По окончании своего исторического анализа Фромм сделает вывод о том, что значимой чертой человеческого бытия в наше время стало одиночество, изоляция и отчужденность.[12]

Социокультурная теория личности Карен Хорни. Карен Хорни как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основным принципам теории Фрейда. Наиболее значимый вопрос, по которому она спорила с Фрейдом, касался решающей роли физической анатомии в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Хорни считала, что предложение Фрейда о психологии женщины, и его заявление о том, что у женщин существует «зависть к пенису», нелогичные и привязанные к культуре Вены того времени. Хорни бала так же против его теории инстинктов и говорила, что психоанализ должен следовать широкой социокультурной ориентации.


В своих трудах Хорни отмечала значимость культурных и социальных влияний на индивидуума. Ее теория относится больше к больным неврозами, чем к здоровым людям, многие ее идеи привели к открытиям индивидуальных различий и межличностных отношений.

Толчком к сложению социокультурного взгляда на личность были три главных соображения Хорни. Она не принимала высказываний Фрейда относительно женщин и его утверждение о том, что их биологическая природа приводит к зависти к пенису. Это ключевая точка в ее противоречии с ортодоксальной фрейдовской позицией. Кроме того, во время нахождения в Чикаго и Нью-Йорке она поддерживала контакты с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Общение с ними укрепило ее приверженность в том, что социокультурные условия имеют глубокое влияние на формирование и деятельность индивидуума. Проводя, клинические наблюдения за пациентами, которых она консультировала в Европе и Соединенных Штатах, демонстрировали значительные различия в их личностной динамике, что стало подтверждением культурных факторов. Такие наблюдения подвели ее к выводу о том, что в нарушениях функционирования личности находится особые стили межличностных отношений.

Феноменологический подход к личности ярко проявляется в работах Карла Роджерса, известного ученого, профессора психологии. Роджерс сделал вывод, что основа природы человека направлена на продвижение вперед к целям. Он относился к человеку как к активному существу, ориентированному на цели и способным идти к ним.[13]

Ученый считал, что поведение человека, мотивируется и организуется определенным соединяющим мотивом, которому он дал название тенденция актуализации. Данный мотив определяет собой характерную для организма тенденцию совершенствовать все свои способности, чтобы поддерживать и формировать личность. Следовательно, значимый мотив жизни человека – это актуализировать, другими словами поддерживать и формировать себя, беспрерывно проявлять лучшие качества своей личности, которые заложены в ней природой.

Когнитивные теории личности основаны на осмыслении человека как «понимающего, анализирующего», так как он живет в мире информации, которую надо расширять, перерабатывать и использовать. Действие человека включает три компонента:

само действие;

мысли;

чувства, которые испытываются при выполнении некого действия.[14]


Внешне похожие поступки могут быть разными, так как различными оказываются мысли и чувства.

Интерпретация ситуаций субъективно является наиболее истинным фактором в принятии решения, чем «объективное» значение ситуаций. Люди по-разному видят, понимают ситуации, в которых принимают участие. Внутренне переменчивы и личные, актуализируемые в определенных случаях, шаблоны интерпретации, что становится причиной ошибочного предсказания людьми своего поведения в будущем.

Попав в реальной ситуации и не имея возможности всецело проанализировать обстоятельства, человеку нужно принять решение, выбрать план действия и совершить поступок.

2.2 Перспективы исследования личности

Развитие психологии личности выступает продуктом XX столетия. Исключением является теория Фрейда, Адлера и еще нескольких теорий психодинамической ориентации (теорий Юнга и Фромма), которые расцвели в первой трети нашего столетия, и только в последние пятидесятилетия появились основные модели функционирования личности.

Необходимо также отметить, что некоторые из теоретиков, чьи взгляды мы раскрыли в данной работе (Бандура и Айзенк), все еще принимают участие в исследовании поведения человека. Соответственно, психология личности - это молодая область исследований. Но с возрастом считается, приходит мудрость. Однако менее чем за пять десятилетий она достигла «совершеннолетия», сказав о себе как об обширной области исследований. Действительно, интенсивная научная деятельность в психологии личности указывает на рост осознания того, что многие проблемы человечества прибывают в нем самом; они относятся к жизни человека и его взаимоотношений с другими. Несомненно, понимание поведения людей - тайны сексуальности, агрессивности, конфликта, межличностных отношений и т.п. - стало условием для выживания рода человеческого. Гарднер Мэрфи выразил значимость исследования личности для жизни, написав: «Недостаток знания о людях - это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для нас сегодня - вопросом понимания, чем может стать человек при новой расстановке социальных сил».[15]

Какими бы ни были формальные несовершенства и недостатки разных теоретических направлений, однако находки и исследовательские открытия, содержащиеся в них, будут иметь существенное влияние на концепции поведения человека в будущем. Другими словами, теоретический и эмпирический прогресс в изучении личности будет опираться на достижения ученых прошлого и настоящего. Это не говорит о том, что не следует критиковать существующие подходы, методы и эмпирические данные. Как показала история исследования личности, нет предела разнообразию теоретических моделей человечества, которые могут создать ученые. Сколько умов, столько и разнообразных концепций человека. С другой стороны, в будущем, возможно, появятся новые концепции и направления.


Понятно что, ни одна теория не может всесторонне объяснить все, что мы знаем о личности. Поведение человека так сложно и неоднозначно, что не просто объяснить его в категориях некой теории или направления. Поэтому некоторые ученые считают упущением, что можно понять личность только по одной теории. Наоборот, разные теории могут быть полезны для изучения различных проблем или аспектов. Эта позиция, известная как эклектизм, и означает, что нужно оставаться открытым для разных точек зрения. Эклектическая ориентация также говорит, что нам необходимо рассматривать концепции и методы с разных позиций, а не быть сторонником только одной теории. Большинство, существующих теорий личности, будут пересматриваться, когда будет собрано больше эмпирических данных. Можно ожидать, что будут проводиться усилия, нацеленные на интеграцию теорий и эмпирических исследований, на создание более целостной картины многообразных и сложных явлений, оказывающихся в поле зрения личности. Тем е менее, пока следует находить пути, на которых концепции различных направлений, кажущиеся противоречивыми, дадут возможность нам лучше понять, что такое быть человеком.

Какие проблемы и вопросы привлекут внимание будущих ученых? Можно перечислить восемь глобальных вопросов: развитие личности человека; мотивация его поведения; как человек думает и узнает о себе и окружении; природа социальной жизни; как объясняется уникальность человека и др.[16]

Это довольно сложные вопросы, и, на них возможно никогда нельзя будет точно ответить. За исключением Келли, Бандуры и Роттера, многие теоретики, либо преувеличивали, либо преуменьшали значение когнитивных процессов в понимании человека. Фрейд считал, что поведение человека объясняется в терминах инстинктивных потребностей, детских переживаний и бессознательной мотивации. Скиннер, со своей стороны, писал, что личность - это поведение, которое было приобретено через столкновение с окружением. Хотя Роджерс уделял определенное внимание когнитивным аспектам опыта индивида, но делал акцент на чувствах и эмоциях, а не на интеллекте. Тем не менее, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни, Олпорт, Кеттел, и Маслоу признавали огромную роль интрапсихических процессов. Но никто из них непосредственно не обращался к вопросу бытия человека. Как люди интерпретируют информацию из среды, перерабатывают и сохраняют ее в памяти и затем извлекают ее для того, чтобы применять.

По мере развития психологии, становилось, очевидно, что когнитивные процессы (восприятие, память и решение проблем) выступают центральными в понимании функционирования человека. Так в последние годы в психологии личности возникают обширные и значительные разработки в области когнитивной теории и эксперимента (Кантон, Кихдстром, 1985; Маркус, 1983; Мишель, 1976). То есть сказать, что изучение когнитивных процессов (как люди перерабатывают информацию, получаемую ими, и реализуют психическую репрезентацию своей реальности) действительно является сегодня приоритетной дисциплиной не только для исследования личности, но и для психологии в целом. Несомненно, исследования когнитивных процессов и объем накопленных данных в данной области будут возрастать в будущем.


Конечно, Джордж Келли исполнил ключевую роль в разработке когнитивного направления современного исследования личности. Он заслуживает благодарности за то, что побудил ученых исследовать рациональные и интеллектуальные аспекты психики человека. Отдавая должное Келли, нужно признать, что когнитивная теория социального научения Альберта Бандуры была еще более значимым катализатором для появления и активного современного развития когнитивного подхода к пониманию личности. Вдохновленные его результативной демонстрацией того, что основой научения через наблюдение становится способность человека символически представлять наблюдаемое поведение, психологи начинают исследовать информационные хранилища человека, их организацию и работу в каждодневной переработке информации. Поэтому неудивительно, что подходы к личности, подчеркивающие когнитивную деятельность человека, обладают значительным влиянием на клиническую психологию, где «когнитивная терапия» активно занимает первое место по популярности.

В центре внимания современных ученых должны находиться разные методы, используя которые люди анализируют социальную информацию, и отношения между этими процессами и другими аспектами психики человека. Концепция схемы вызывают чрезвычайный интерес у ученых исследователей личности. Схема - это структура знаний об объекте, концепции или событиях. Другими словами, схемы - гипотетические когнитивные структуры, которые мы применяем в восприятии, организации, переработке и использовании информацию о мире. Они очень похожи на «личностные конструкты» Келли, схемы нам полезны, потому, что они облегчают поток входящей информации и делают наше социальное окружение контролируемым. Более того, схемы предоставляют нам возможность делать прогнозы о людях и событиях, аккумулировать наше внимание на нужной информации, не обращая внимания и не придавая значение другой информации, и интерпретировать сложную информацию в уже созданные структуры.

Последнее десятилетие отмечено возросшим интересом к когнитивному подходу в исследовании личности (Лазарус, 1984). Более того, одним из самых значительных завоеваний «когнитивной революции» выступает широкое распространение данного подхода. Не осталось ни одной области поведения человека, где ученые не говорили бы о возможном когнитивном влиянии. Когнитивный аспект пытались найти в таких областях, как тревога, депрессия, расстройства речи, сексуальность и спортивные состязания. Исследования даже предположили, что когнитивные процессы оказывают значительное воздействие на физическое самочувствие человека. Следовательно, образ человека в когнитивном направлении обещает разнообразие концептуальных и исследовательских возможностей в будущем.