Файл: Право требования и его передача третьему лицу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В российском законодательстве существует такое явление, как преемственность. В то же время мы будем определять его как прекращение прав и обязанностей отдельных лиц с одновременным возникновением соответствующих прав и обязанностей других лиц (в той же или иной сумме). Таким образом, этот правовой феномен является изменением субъективного состава правовых отношений, не связанным с личностью субъекта и не запрещенным законом, связанным с передачей объекта правоотношения (прав и обязанностей) от лица-предшественника лицу-преемнику и влекущее за собой изменение, но не прекращение обязательства.

Правопреемство классифицируется как: универсальное (общее) и единственное (личное).

С универсальным (общим), цессионарий занимает место своего предшественника во всех правовых отношениях, за исключением вышеуказанных ограничений. Примером такого типа являются отношения наследования и отношения, возникающие при реорганизации юридических лиц.

В нашем исследовании наиболее интересным является второй тип правопреемства – сингулярный, где цессионарий занимает место предшественника только в отношении правовых отношений, к которым распространяется преемственность.

Примерами частной преемственности являются наследие, передача долга и передача права требования, которое мы рассматриваем.

Теоретически существует два принципиально разных подхода к уступке прав.

В первом случае гражданское население придерживается мнения о прекращении одного правоотношения и появлении нового, а во втором - о том, что происходит, о так называемом «переходе права», т. Е. О том, что существующие правовые отношения изменяются в его тематическом составе, но не изменяются в его содержании. В то же время, анализируя позиции разных авторов, можно сказать, что они говорят об одном и том же правовом явлении[5].

В современном гражданском обороте обязательство не рассматривается как строго личное отношение, не допускающее изменения его субъектного состава. Поэтому в период действия обязательства возможна замена участвующих в нем лиц - кредитора или должника, что не влечет прекращения или изменения существа ранее существовавшего обязательства, поскольку новому участнику переходят права и обязанности прежнего».

Общие положения перемены лиц в обязательстве регулируется главой 24 Гражданского кодекса Российской Федерации.


1.2 Понятие уступки. Форма перехода прав

Цессия (от лат. cessio - уступка, передача) представляет собой передачу права в силу заключенной между прежним кредитором (цедентом) и новым кредитором (цессионарием) сделки либо на основании иных предусмотренных непосредственно законом юридических фактов, приводящую к замене кредитора в обязательстве[6].

Для того чтобы пояснить суть этой сделки, приведем простой пример. Предположим, в учете подрядчика числится дебиторская задолженность генерального подрядчика за принятые результаты выполненных работ. В этой ситуации подрядчик вправе требовать от генподрядчика уплаты

соответствующей суммы либо уступить это право (требование определенной суммы денежных средств) третьему лицу. В последнем случае генеральный подрядчик будет обязан исполнить обязательство (перечислить денежные средства) уже не подрядчику (кредитору), а третьему лицу (новому кредитору).

Передача прав на основании сделки в п. 1 ст. 382 ГК РФ именуется уступкой требования, которая в результате этого нередко отождествляется с более широким понятием цессии. Сделка, лежащая в основе цессии, имеет своим предметом принадлежащее кредитору право требования. Сама же цессия (уступка требования) представляет собой обязательство (правоотношение), возникшее из этой сделки и нередко отождествляемое со своим исполнением.

Развитый имущественный оборот допускает возможность частичной уступки права, например права требования не в полной сумме долга или уступки новому кредитору лишь права на взыскание подлежащей уплате неустойки с сохранением за первоначальным кредитором права требовать исполнения основного обязательства. Иначе говоря, цессия не всегда должна быть связана с полной заменой кредитора в обязательстве. Действующее гражданское законодательство не исключает данной возможности, если она прямо предусмотрена договором или законом. Допустима и уступка будущего права, не существующего на момент заключения соглашения об уступке, хотя такое право перейдет от цедента к цессионарию только после его возникновения у цедента (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. № 120[7]). В настоящее время уступка будущего требования предусмотрена и непосредственно гражданским кодексом (ст. 388.1 ГК РФ).

Суброгация (от лат. subrogare – заменять, восполнять) – один из вариантов замены кредитора в обязательстве, состоящий в переходе права требования к новому кредитору в размере реально произведенного им прежнему кредитору исполнения.


Такой переход права не следует смешивать с регрессным требованием, возникающим у третьего лица после исполнения им обязательства. В отличие от суброгации (и от цессии в целом) регресс является следствием прекращения обязательства (по причине его исполнения), а не замены участвующего в нем кредитора, в связи с чем, к нему неприменимы правила о цессии.

Понятие суброгации пришло из страхового права, согласно нормам которого к страховщику, выплатившему предусмотренное договором имущественного страхования возмещение застрахованному лицу и в силу этого ставшему кредитором в деликтном обязательстве, переходит право требования страхователя (потерпевшего) к лицу, ответственному за причиненные убытки, но в пределах фактически выплаченной страховщиком суммы (т.е. в пределах убытков, возмещенных им застрахованному кредитору) (п. 1 ст. 965 ГК РФ). Применение суброгации не ограничивается страховым правом. В качестве суброгации можно рассматривать и предусмотренную п. 2 ст. 313 ГК РФ возможность третьего лица исполнить обязательство вместо должника без его согласия, получив взамен соответствующее право требования к нему.

Суброгация отличается от цессии, во-первых, тем, что всегда возникает в силу указанных в законе юридических фактов, а не по соглашению сторон. Во-вторых, объем получаемого новым кредитором требования при суброгации ограничен пределами фактически произведенных им прежнему кредитору выплат (или иного реально осуществленного исполнения), тогда как в случае цессии новый кредитор приобретает право требования прежнего кредитора в полном объеме, обычно компенсировав ему лишь известную часть причитающегося исполнения. В остальном на суброгацию по общему правилу распространяются положения о цессии.

Современному российскому гражданскому законодательству ни термин «делегация», ни сам институт, им обозначаемый, неизвестны, поэтому считаем целесообразным на нем остановиться. Отвлекаясь от своеобразия внешних форм языка русской юридической науки конца прошлого века, определяет, что «делегация - это, во-первых, действие (приказ делеганта) или совокупность действий (приказ делеганта + делегационное обещание делегата), приводящих к установлению (возникновению) обязательства между должником (делегатом) и кредитором (делегатарием). Основанием делегации становится, как правило (хотя и не всегда), стремление к преобразованию или обновлению существующего обязательственного правоотношения (его прекращению и замене новым обязательством), содержательно идентичного прежнему (прекращенному), но с участием нового кредитора либо нового должника. Основанием к установлению этого последнего (нового гражданского обязательственно-правового отношения) является «приказ» (распоряжение, просьба, предложение) о принятии на себя обязательства в пользу третьего лица (кредитора), сделанный делегату (должнику заменяемого обязательства) его прежним кредитором (делегантом), либо третьим лицом (делегатарием) о сложении должником с себя прежнего обязательства перед делегантом и принятии им (должником) на себя нового обязательства перед новым кредитором - третьим лицом»[8].


Деление на активную и пассивную делегацию Беловым проводится в соответствии с тем, замена какой стороны производится. Активная делегация – замена активной стороны (кредитора), пассивная делегация, в свою очередь, замена должника.

Поскольку изучение данного института и термина обосновывает точку зрения автора на «переход права требования», а он занимает позицию, обозначенную нами ранее, что при уступке права требования не происходит никакого «изменения обязательства», а прекращается одно и на его месте возникает новое обязательство с тем же содержанием, но иными лицами, предполагаем, что она имеет право на существование, но все же действующее гражданское законодательство не содержит такого понятия, а равно идет по пути перемены лиц в обязательстве, с изменением основного обязательства, без его прекращения.

Перемена лица на стороне кредитора может иметь место не только в результате сделок, специально направленных на достижение такого результата, но и при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 387 ГК РФ).

В частности, на основании закона и при наступлении указанных в нем обстоятельств права кредитора по обязательству переходят к другому лицу:

  • при исполнении обязательства должника его поручителем. К поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежащие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требования кредитора (п. 1 ст. 365 ГК РФ);
  • при исполнении обеспеченного залогом обязательства за счет имущества залогодателя, не являющегося должником по этому обязательству;
  • при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая. В отношениях по договору имущественного страхования к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, если договором не предусмотрено иное (п. 1 ст. 965 ГК РФ);
  • при исполнении обязательства третьим лицом. Если третье лицо произвело исполнение за должника, то ему в соответствующей части переходят права в отношении должника (п. 2 ст. 313 ГК РФ);
  • в случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом). Права и обязанности комиссионера по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, при несостоятельности комиссионера переходят к комитенту (ст. 1002 ГК РФ[9]).

При переходе прав кредитора к другому лицу в силу прямого указания закона не требуется заключения специального соглашения между этими лицами, а также согласия третьих лиц. Переход права связывается с наступлением указанных в законе обстоятельств. При переходе прав в силу закона нормы о сделках уступки права требования применяются, если иное не установлено специальными правилами или не вытекает из особенностей складывающихся правоотношений. В частности, к рассматриваемым отношениям применимы положения п. 3 ст. 382 и ст. 386 ГК РФ, направленные на обеспечение интересов должника.

Кроме сделок и перехода прав на основании закона, современное законодательство предусматривает и другие его виды.

Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг), согласно которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (п. 1 ст. 824 ГК РФ).

В форме индоссамента – передаточной надписи, совершаемой на векселях, чеках, коносаментах и других ценных бумагах с целью передачи прав требования по этим документам или обеспечения каких-либо иных требований и иных формах.

2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ УСТУПКИ

2.1 Порядок совершения уступки

Кредитор, уступивший право требования другому лицу, обязан передать последнему документы, подтверждающие право требования, и предоставить информацию, имеющую отношение к его исполнению (пункт 3 статьи 385 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Примером предмета договора о передаче права требования является уступка права требовать дебиторскую задолженность цедента, сформированного в результате продажи продукции, выполнения работы (предоставления услуг).

В соответствии со ст. 385, 390 Гражданского кодекса Российской Федерации, цедент несет следующие обязанности: передавать документы, подтверждающие закрепленное право требования; предоставлять информацию, относящуюся к выполнению этого требования; для компенсации цессионария, если уступка претензии по какой-то причине недействительна; нести ответственность за невозможность обязательства, соответствующего цидированному требованию, из-за поручительства цессионария и передать цессионарию все, полученное от должника на счету уступленного требования, если иное не предусмотрено договором (пункт 3 статьи 389.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вышеуказанные обязательства соответствуют соответствующим правам нового кредитора (правопреемника), а именно: право запрашивать передачу документов, подтверждающих приобретенное право; сообщения информации, имеющие отношение к выполнению этого требования; возмещение убытков, когда приобретенное требование признано недействительным; компенсация за ущерб, вызванный неосуществимостью полученной претензии.