Файл: Основы товароведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обувь не должна препятствовать выполнению стопой и всем организмом человека своих физиологических функций: движения, кровообращенпя, терморегуляции и др.

Стопа взрослого человека по данным различных авторов выделяет в среднем 315 граммов пота в час. Ю.П. Зыбин и Г.П. Булатов показали, что с поверхности герметически закрытой стопы человека, находящегося в покое выделяется в среднем 1,2 г/ч, при умеренной нагрузке 2,5 г/ч, при значительной нагрузке более 612 г/ч. По мнению Я. Куно эмоциональное (психическое) потоотделение на ладонях и подошвах преобладает над термичеекпм.

Стопа человека выделяет в день от 30 до 240 г пота, количество которого зависит от ряда факторов. Пот, выделяемый в капельножидком и парообразном состояниях, частично удаляется через открытые участки обуви; остальное его количество поглощается чулочноносочными изделиями, контактирующими с ними внутренними деталями обуви.

Физические свойства материалов и конструктивные особенности (пространство между ногой человека и обувью, зазоры между деталями и др.) обеспечивают обмен компонентов микроклимата двумя путями: проницаемостью через систему материалов или поглощением внутренними деталями с последующим выводом в окружающую среду при "отдыхе" обуви. Согласно данным различных исследователей, благодаря эффекту выталкивания паров из обуви через неплотности в процессе движения удаляется 10 40% пота, через стельку 11,3 50%, через детали подкладки и верха 30 75°о.

В обуви с низкими берцами 75 % паров пота удаляется в результате «выхлопного» эффекта в процессе ходьбы и 25 % благодаря гигиеническим свойствам материалов. В более закрытой обуви процент удаленных паров в результате "выхлопного" эффекта значительно сокращается. Это приводит к повышению роли гигиенических свойств материалов для обуви, Около 60% адсорбируется стелькой, подкладкой и верхом обуви, остальное количество испаряется при ходьбе.

В закрытой обуви со стопы испарение пота и влаги затруднено, и соответственно отвод тепла, в основном, возможен лишь путем теплопроводности. Если материалы верха и низа обуви не в состоянии отвести от стопы излишки тепла, повышается температура во внутриобувном пространстве и стопа может перегреться. С другой стороны, если через систему обувных материалов не удаляются излишки пота и влаги, и они не выталкиваются из обуви эффектом «насоса», повышается относительная влажность во внутриобувном пространстве, а также влагосодержание деталей обуви и «внутренней обуви» (носков, чулок), что может привести к избыточному отводу тепла от стопы и ее переохлаждению.


Количество влаги во внутрнобувном пространстве эксплуатируемой обуви находится в прямой зависимости от уровня гигиенических свойств материалов. В этой части наиболее жесткие требования должны предъявляться к материалам внутренних деталей обуви, непосредственно соприкасающимся со стопой.

По данным А.Д. Зайончковского при ходьбе происходит также интенсивное трение стопы о внутреннюю поверхность обуви и при этом наблюдается как трение качания, так и трение скольжения, без которых невозможны ходьба н бег человека. При каждом шаге стопа несколько отрывается от поверхности стельки в пяточном участке и вновь опускается на него, что сопровождается интенсивным трением пятки о подкладку обуви, защищающую задник. Выделения пота из влажных носков или чулок не просто поглощаются внутренней полостью обуви, а втираются с силой в поверхность подкладки при значительном давлении, величина которого в разных участках обуви изменяется от 0,2 до 1,0 МПа. Следовательно, подкладка должна интенсивно поглощать потовыделения и отводить их в последующие слои обувной конструкции.

Способность подкладочных материалов к взаимодействию с влагой, ее отведения от стопы со скоростью, соответствующей интенсивности потовыделения, в первую очередь, обеспечивают требуемую комфортность для потребителя.

Помимо того, что подкладочные материалы должны обладать высоким комплексом гигиенических свойств, они исполняют роль защиты стопы человека от истирания рубцами швов заготовки, а также предохраняют верхний материал от растяжения под давлением ноги. Для нормального самочувствия человека большое значение имеет малый коэффициент трения стопы о подкладку. При большом коэффициенте трения происходит значительное теплообразование, сопровождаемое высокой потливостью и ощущением жжения.

1.7 Ассортимент

Новая парадигма «сервис-ориентированного проектирования» производства и потребления определила, в результате инициативы немецких ученых и практиков, переход к инновационным стандартам. Уже сейчас производители промышленных товаров из различных стран мира планируют вкладывать в это направление порядка 900 млрд. долл. в год. Обувной отрасли необходимо наладить собственные взаимоотношения с конечным потребителем, от которого зависит спрос, или стать частью технологических платформ, позволяющих получить эффективный доступ к потребителю.


Конкурентоспособность обуви на российском рынке зависит сегодня не столько от цен, сколько от того как ее потребительские свойства отвечают требованиям и предпочтениям покупателей по функциональности, эстетичности, удобству и надежности. Необходимо формировать ассортимент каждого вида обуви с оптимальным сочетанием конструктивно-технологических характеристик и особенностей моделей.

Таких характеристик и их вариантов множество, исходя из производственно-экономической целесообразности, следует разделить на три группы: силуэтные, конструктивные и декоративные. Силуэтные характеристики обуви определяются фасоном колодки, на которой обувь сформована, и формой каблука. Для их изменения от предприятия требуются значительные затраты средств и времени[9].

Конструктивные характеристики обуви, включающие в себя непосредственно конструкцию верха и низа, способ крепления обуви на стопе и т.п., требует для своего изменения значительно меньше затрат. Это может позволить предприятию в течение некоторого времени, необходимого для смены колодки, поддерживать спрос на свою продукцию.

Изменение декоративных характеристик: цвета, отделки, накладных элементов и т.п., требует минимальных затрат, а также позволят в определенной мере разнообразить ассортимент.

Как правило, при разработке нового или обновлении существующего ассортимента какого-либо вида обуви на предприятии выбор вариантов конструктивно-технологических решений осуществляется модельером, исходя из его опыта и интуиции. Однако в этом случае полагаться только на интуицию нельзя. Необходимо регулярно проводить определенные маркетинговые исследования, чтобы узнать, какие из конструктивно-технологических характеристик данного вида обуви являются для потребителя наиболее значимыми в конкретной рыночной ситуации. Варьируя эти характеристики, при формировании ассортимента можно обеспечить его конкурентоспособность.

При обработке данных, получаемых в ходе маркетинговых исследований необходимо использовать такие методы многомерного анализа, где выходные факторы задаются не в количественной, а только в номинальной форме[10].

Исследование влияния конструктивно-технологических характеристик на потребительскую оценку женских повседневных ботинок осенне-весеннего сезона, выполненное в результате опроса 200 покупателей и обработки полученных данных, показало, что наиболее значимыми для покупателей являются : из силуэтных характеристик форма носочной части (вид сбоку) и форма каблука (вид сзади); из конструктивных вид и толщина подошвы, а также высота каблука; из декоративных наличие декоративных элементов и форма набойки.


Способность обувного производства оперативно и адекватно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и методов изготовления выступает как способ повышения конкурентоспособности, совершенствования потребительских свойств обуви.

Такой подход дает возможность отечественным производителям создавать конкурентоспособную продукцию и определяет вариативный потенциал формирования ассортиментной политики обувных предприятий.

Показатели качества подошвы обуви

Подошвы из полимерных материалов очень разнообразны по конфигурации, толщине и виду поверхности, что зависит, главным образом, от назначения обуви. В целом, все подошвенные материалы на основе синтетических полимеров обладают своими специфическими характеристиками не позволяющими претендовать на исключительность при изготовлении подошв различных типов и назначения.

2.1 Сырье для подошвы

Анализ показал, что в борьбе за улучшение потребительских свойств обуви с подошвой из полимерных материалов производители придерживаются ряда некоторых традиционных направлений, связанных с совершенствованием уже разработанных идей. Одним из таких направлений является работа над сырьем для изготовления подошв, в рамках которого ведутся поиски новых полимеров отвечающих требованиям потребителей к обуви. Так возникают новые полимерные материалы, использование которых при производстве обуви обеспечивает лучшие характеристики изделий, такие как легкость, прочность, морозостойкость и т.д. Наряду с этим ведется работа по оптимизации формы подошвы, начиная от ее эстетических характеристик и заканчивая утилитарными вопросами обеспечения лучшей устойчивости, сцепления с поверхностью и т.д.

Итогом этой работы является создание новых обувных подошв, по сути, отличающихся от уже имеющихся моделей лишь величиной, формой и рисунком протектора (фактурой, размерами). Очевидно, что все эти нововведения не носят принципиального характера и представляют собой дальнейшее развитие уже существующих решений, бывших эволюционными в свое время.

В этой связи важен поиск и изучение передовых разработок таких производителей обуви, которые предлагают абсолютно инновационные идеи, в корне отличающиеся от уже имеющихся решений.


Как известно, обувные подошвы из полимерных материалов не всегда могут обеспечить человеку доставочную устойчивость в условиях, близких к экстремальным, например, при гололеде, либо при передвижении по гладким поверхностям, покрытым небольшим слоем воды во время дождя. Для преодоления этих проблем фирма ALPI разработала и запатентовала не имеющие аналогов в мире инновационные решения, препятствующие скольжению и аквапланированию обуви, носящие соответственно названия OCSystem и WOUT[11].

2.2 Специальные вставки

OCSystem представляет собой элемент подошвы обуви в виде специальной вставки, выполненной из полиуретана, на которой жестко закреплены шипы из нержавеющей стали (рис. 2.1).

Рис. 2.1. OC-System

Именно эти шипы, наподобие шипованных покрышек автомобиля, обеспечивают необходимое зацепление обуви с любым обледеневшим покрытием. При отсутствии необходимости в использовании шипов, эта вставка может быть спрятана в специальные пазы на подошве, позволяя человеку перемещаться по легкодеформируемым поверхностям без каких-либо для них последствий. Для переключения режимов работы, обувь с такими подошвами дополнительно комплектуется специальным ключом, с помощью которого из пазов подошвы легко извлекается вставка с шипами. К настоящему времени OCSystem выпускается в двух вариантах: tipper и rotor. Разница между этими вариантами, по сути, сводится к тому, что в первом случае включение и выключение вставки с шипами происходит в ходе перемещения из одного паза подошвы в другой путем ее поворота на 180º. Во втором же случае, на подошве расположен только один паз, а переключение режимов вставки происходит ее извлечения ключом и переворачивания вращением. Использование OCSystem показало ее высокую эффективность при ходьбе в гололед, в том числе и в нашей стране, о чем свидетельствует соответствующая информация интернетфорумов. Тем не менее, эта новинка не может быть признана универсальной для всех категорий населения. Прежде всего, использование OCSystem оказывается недоступным пожилым людям, физически неспособным оперативно совершать действия, связанные с переключением режима работы вставки с шипами. Кроме того не всех потребителей может устраивать необходимость ношения и использования специального ключа. Наконец, использование системы tipper оправдано лишь при ходьбе в достаточно чистой местности, поскольку переключение вставки с шипами возможно лишь при наличии чистого паза в подошве. Однако, несмотря на эти затруднения, OCSystem оказался достаточно востребованным инновационным продуктом, уверенно пользующимся стабильным спросом у покупателей обуви.