Файл: Корпоративная культура в организации (ООО «Группа компаний «Союз Регион»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы обоснована, тем, что современные вызовы глобальной конкуренции XXI века связанные с переходом ряда стран к постиндустриальному обществу, отличительными чертами которого является информационно-технологическая революция, сопровождаемая изменениями в различных сферах, в том числе культуре, диктуют условия стремительного роста инноваций, стратегического потенциала организации, а также новейших технологий в области качества продукции сервиса, предоставляемого предприятиями.

Реальные же факты свидетельствуют о том, что многие предприятия в современных условиях не в состоянии быстро адаптироваться к новым условиям рынка, а, в следственно, не способны эффективно управлять качеством продукции и сервиса, работой персонала, взаимоотношениями с клиентами. В большинстве случаев это обусловлено тем, что предприятия по-прежнему используют советскую систему построения производства и управления персоналом, которая, к сожалению, полностью устарела и не может обеспечивать высокой эффективности как раньше.

Все это обусловило значимость корпоративной культуры современной организации, которая позволяет построить работу организации и ее звеньев в едином направлении, достигая конечной стратегической цели предприятия, а также значительно повысить конкурентоспособность организации.

Потребность в изучении корпоративной культуры объясняется реальной ситуацией на современных российских предприятиях, многие из которых, достигнув экономической стабильности, нуждаются в укреплении и сплочении коллектива, нахождении дополнительных (помимо материальных) способов мотивации работников, в создании благоприятного социально-психологического климата.

Проблематика корпоративной культуры перспективна, поскольку она способна внести позитивный вклад в достижение экономической и социальной эффективности предприятий. Данное направление динамично развивается (с точки зрения теории и практики управления), но пока оно представлено в многообразии подходов и изучаемых характеристик и сталкивается с определенными трудностями - как методологического, так и методического характера. Тема курсовой работы актуальна потому, что по мере возрастания роли интеллектуального капитала в конкурентной борьбе во все новых отраслях, лояльность приобретает все большее значение.

Теоретическая и методологическая база исследования. Для написания курсовой работы были использованы научные труды следующих авторов: Диал T.E., Кеннеди A.A., Элдридж и А. Кромби, Э. Шайн, К. Шольц, Н. Лемэтр.


Среди отечественных разработчиков данной темы, обеспечивших значительный вклад в методологию и теорию формирования корпоративной культуры, следует отметить В.А. Спивака, А.А. Радугина, О.A. Родина., Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. Кроме этого использованы материалы периодической печати, интернет-ресурсы и текущий архив организации.

Целью курсового исследования является разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры ООО «Группа компаний «Союз Регион».

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты корпоративной культуры в организации.

2) Проанализировать современное состояние корпоративной культуры ООО «Группа компаний «Союз Регион».

3) Разработать мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ООО «Группа компаний «Союз Регион».

Объект исследования – ООО «Группа компаний «Союз Регион».

Предмет исследования – формирование корпоративной культуры ООО «Группа компаний «Союз Регион».

Методы исследования – изучение документов, анкетирование, опрос, наблюдение.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что в разработанные мероприятия позволяют улучшить корпоративную культуру в ООО «Группа компаний «Союз Регион» и повысить динамику продаж.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В первом разделе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты формирования корпоративной культуры в организации.

Во втором разделе представлено современное состояние корпоративной культуры ООО «Группа компаний «Союз Регион».

В третьем разделе разработаны мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ООО «Группа компаний «Союз Регион».

Практическая значимость по внедрению мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры ООО «Группа компаний «Союз Регион» обосновано, тем, что это позволит повысить уровень сплоченности коллектива, снизить конфликтность и соответственно увеличить эффективность функционирования компании. Проблема вступления России в мировую экономику носит многоаспектный характер.

1. Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры в организации


1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры

Культура является многогранным явлением, она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Предтечей идеи корпоративной культуры являются школы управления: классическая, системного анализа, эмпирическая.

Изучая организации, представители этих направлений обращались к поиску социальных резервов, кроющихся в межличностных и групповых отношениях. В результате, к 1980-м годам ХХ века, была подготовлена научная база, которая, наложившись на практические изыскания американских и японских управленцев-практиков, вылилась во многом в эклектичную концепцию корпоративной культуры [10, с. 45].

Владимирова И.Г., считает, что значительную роль в реализации потребности в культуре организаций сыграл опыт советских предприятий, которые осуществляли плодотворный поиск путей сплочения коллектива: гордость за работу на конкретном производстве, внедрение новых традиций во взаимоотношения работников в процессе трудовой деятельности [8, с. 11].

На этой основе, практически одновременно, появились два основных подхода к изучению корпоративной культуры: рационально-прагматический и феноменологический

Рационально-прагматический (или «прагматический») подход воплощен в исследованиях Дж. Барни, У. Бенниса, Р. Киллмана, Э. Шейна, в России - А. Агеева, М. Грачева, В. Рудницкого. Сутью концепции является изучение корпоративной культуры как явления, поддающегося измерению и изменениям и влияющего на эффективность организации, а также рассмотрение корпоративной культуры с точки зрения функций [48, с. 13].

Согласно феноменологическому подходу (Питерс Т., Уотермен Р.В., Дж. Мерсье, А. Петтигрю, С. Роббинс), корпоративная культура понимается и анализируется посредством интерпретации ее проявлений. Этот подход трактует корпоративную культуру как обозначение сути организации, заключающейся в человеке – участнике организации, его внутреннем (личном) и внешнем (социальном) мире [28, с. 23].

Сравнивая эти два подхода, можно сказать, что рационально-прагматический подход предлагает более стандартизованное видение корпоративной культуры – как феномена, на который можно воздействовать. Феноменологический подход рассматривает корпоративную культуру как сложное комплексное явление, результаты влияния на которое вряд ли можно с точностью предсказать. При изучении корпоративной культуры предлагается, придерживается рационально-прагматического подхода, вследствие большей степени его методологической и методической определенности.


Выделяют две ключевые характеристики, определяющие корпоративную культуру.

Формирование неповторимого облика организации (как внутри нее, так и вовне), ее индивидуальности. Каждая организация уникальна. Она имеет свою историю зарождения и проходит свой путь развития. На ее особенности влияет множество переменных, таких как сфера деятельности, размер, структура, внешние экономические и социальные условия, действия и стиль жизни руководства и работников.

Нацеленность на достижение уверенности в «общей судьбе» у всех сотрудников организации.

Корпоративная культура как «объединяющая», «связующая» переменная призвана способствовать сплочению работников, повышать моральную удовлетворенность от труда, усиливать целостность социальной организации [11, с. 19].

На основе этих характеристик предложено уточненное определение корпоративной культуры.

«Корпоративная культура - это совокупность разделяемых работниками ценностных ориентаций, норм и традиций, определяющая «индивидуальность» организации и формирующая сопричастность к решению ее стратегических и тактических целей и задач» [11, с. 20].

Корпоративная культура является системообразующим элементом организации и оказывает влияние практически на все стороны ее деятельности, и на формирование имиджа.

Корпоративная культура выражает отношения между участниками организации, а также участниками и контрагентами организации, в которых отражаются ценности и базовые предположения, разделяемые участниками организации, задающие ориентиры поведения и передаваемые через «символические» средства духовного и материального внутреннего окружения организации.

Культура организации сегодня считается главным фактором конкурентоспособности.

Культура обычно вырабатывается как в процессе взаимодействия членов организации, так и под влиянием социального и делового окружения. Считается, что сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.

Как отмечает Стадник А., «корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, корпоративное поведение, социология, психология, культурология» [36, с. 45].

Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием, организацией, компанией.


По мнению Базарова Т.Ю., Маслова В.И., «корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих её индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды» [5, с. 112].

Таблица 1.1.1.

Понятия корпоративной культуры различных авторов [33, 46, 28, 27, 45]

Софронюк Г.И.

«Корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий»

Хаммер М., Харрисон В., Чампи Дж

«Корпоративная культура - это уникальная общая психология организации»

Питерс Т., Уотермен Р.

«Корпоративная культура - это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации»

Мокрицкий А.С.

«Корпоративная культура - это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях»

Филюшин Н.А.

«Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получаемых выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутрикорпоративного окружения»

В итоге проанализировав точки зрения различных авторов, автору курсовой работы наиболее полной и аргументированной представляется точка зрения Филюшина Н.А. [45].

Однако, на взгляд автора, такое определение не отражает в полной мере всех основных принципов функционирования корпоративной культуры компании. Поэтому постараемся более подробно осветить те стороны понятия корпоративной культуры, которые не отражены в приведенных выше определениях.

Корпоративная культура - это система (не обязательно формализованная) общепринятых в организации и оберегаемых ее членами культурно-этических, моральных и других постулатов в отношении целей, дела, внутрифирменных взаимоотношений и взаимодействия с окружением (клиентами, партнерами, конкурентами, госструктурами, обществом в целом).