Файл: Глобальные международные финансовые организации (ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
1.1 ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.2 ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
2.1 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.2 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА
2.4 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
2.5 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЁТОВ
2.6 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРИЖСКОГО КЛУБА КРЕДИТОРОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях важную роль в мировой экономике играют международные финансовые организации (МФО). Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развитие многих стран и регионов мира. В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями
Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой зависимости.
Эти организации объединяет общая цель -- развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала - Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы.
Международные финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России.
Прошедшее десятилетие свидетельствует, в целом об активизации сотрудничества России с международным финансовым сообществом, путем прямого членства в организациях с международным статусом или на договорной основе.
Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для инвесторов.
Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования данной работы является современная международная валютная система и деятельность в рамках нее надгосударственных финансовых структур.
Предметом исследования являются международные финансовые организации, их проблематика и перспективы.
Целью данной работы является рассмотрение международных финансовых организаций, их задач и функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач :
- раскрыть понятие международных финансовых организаций;
-определить роль международных финансовых организаций в мировых отношениях;
- рассмотреть основные виды международных финансовых организаций;
Методологической и теоретической основой исследования стали фундаментальные концепции и гипотезы, труды российских экономистов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме представленные и обоснованные в отечественной и мировой экономической литературе. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций, он проводился с применением метода сравнительного анализа.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
1.1 ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
В начале XXI века стали очевидными противоречия и недостатки современной мировой финансовой и валютной системы. На практически неконтролируемых мировых финансовых и валютных рынках уверенно доминируют транснациональный капитал и спекулятивные сделки. Это ведет к нестабильности рынков и через них к неустойчивости всей системы мирового хозяйства.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает совокупность международных организаций. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений (например, Международный валютный фонд). Другие представляют собой форум для межгосударственного обсуждения, согласования интересов и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике (например, Лондонский клуб кредиторов). Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международная финансовая организация (институт) - организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты [1,с.25].
Финансовые институты оказывают услуги по передаче денег и предоставлению займов и влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции.
Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929-1933 гг. [3,с.17]
В настоящее время существует множество международных финансовых организаций, основными из которых являются:
- Международный валютный фонд;
- Группа Всемирного банка;
- Международный банк реконструкции и развития;
- Международная ассоциация развития;
- Международная финансовая корпорация;
- Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;
- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;
- Банк международных расчетов;
- Европейский банк реконструкции и развития (региональный финансовый институт);
- Парижский клуб кредиторов;
- Лондонский клуб кредиторов.
Целями международной финансовой организации являются развитие сотрудничества, обеспечение целостности финансовой системы, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.[2,с.56]
Задачи международных валютных и кредитно-финансовых организаций:
- анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;
- операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
- инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);
- кредитование государственных проектов;
- финансирование программ международной помощи;
- финансирование научных исследований;
- благотворительная деятельность. [3,с.43]
1.2 ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Одной из важнейших функций международных организаций является перевод согласованных ценностей в права и обязательства. Устав Организации Объединенных наций (ООН 1994) является хорошим примером того, какую роль должна играть международная организация в системе ООН. Она должна «способствовать международному сотрудничеству при решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, при усовершенствовании и содействии соблюдению человеческих прав и основных свобод для всех людей независимо от расы, пола, языка или религии». Международное Соглашение по экономическим, социальным и культурным правам обращается к принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций, и признает право каждого на работу в безопасных условиях, не угрожающих здоровью.
Цели международных организаций указаны в их Уставах, Конституциях или Базовых текстах. Например, Конституция Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) (1978 г.) указывает, что ее цель состоит в «достижении всеми людьми наилучшего из возможных уровней состояния здоровья». В Преамбуле к Конституции МОТ одной из ее задач провозглашается защита рабочих от заболеваний и травм, возникающих на производстве.
Декларация целей Международной организации труда, одобренных Международной Конференцией труда на 26-ой сессии в Филадельфии в 1994 году, признает обязательство МОТ в распространении среди наций мира программ, которые будут обеспечивать «адекватную защиту жизни и здоровья рабочих любых профессий».
Международное сообщество признает, что существуют задач, в решении которых страны зависят друг друга. Одной из основных целей межправительственных организаций является рассмотрение таких вопросов. В Преамбуле к Конституции МОТ, одобренной в 1919 году, признается, что «если какая-либо нация не одобряет необходимых условий работы людей, то это является препятствием на пути других наций, которые хотят усовершенствовать рабочие условия в своих странах». [5,с.36] В ней также указывается, что «длительного мира во всем мире можно достичь, только если он основан на социальной справедливости». Филадельфийская Декларация МОТ указывает, что «бедность в каком-либо одном месте представляет собой опасность для процветания везде». Конституция ВОЗ указывает, что «неравномерное развитие в разных странах при содействии охране здоровья и контролю заболеваний, особенно передаваемых, является общей опасностью», и что «достижения какой-либо страны в содействии и охране здоровья представляет собой ценность для всех». Роль международных организация состоит в том, чтобы гарантировать непрерывность и стабильность во времени при достижении долгосрочных целей, в то время как на национальном уровне из-за местных социальных и экономических условий и политических обстоятельств часто превалирует краткосрочное и среднесрочное планирование.
Каждая международная организация имеет определенные полномочия, определенные ее конституцией.
Именно в рамках их полномочий международные организации решают определенные вопросы, например, вопросы гигиены труда и техники безопасности.
К общим характеристикам межправительственных организаций можно отнести то, что все они обеспечивают руководство, формулируют рекомендации и разрабатывают стандарты. Международные документы, разработанные в системе ООН, которые могут быть применены на национальном уровне, можно разделить на две категории. Необязательные к исполнению документы обычно имеют форму рекомендаций или резолюций и могут служить основой для национального законодательства.[3,с.72] Обязательные документы связаны с обязательствами, в соответствии с которыми национальные законы и методы должны быть приведены в соответствие с решениями, согласованными на международном уровне. Большинство обязательных документов имеют форму международных конвенций, которые требуют дополнительной ратификации, одобрения или введения, посредством которого государство дает свое согласие на выполнение обязательств.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
2.1 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
Как уже было сказано, межгосударственное регулирование международной валютной системы осуществляется специализированными органами и институтами, ведущее место среди которых занимает Международный Валютный Фонд. МВФ был образован в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции в США. В состав МВФ в настоящее время входит свыше 180 стран мира, в том числе и Российская Федерация.
Основными функциями МВФ являются [7,с.90]:
- Надзор за валютными курсами и за состоянием мировой экономики в целом. Для осуществления такого контроля все страны, входящие в МВФ, обязаны по его запросу предоставлять информацию, касающуюся основных параметров их экономического развития. Целью надзора является своевременное выявление потенциально-опасных макроэкономических тенденций и разработка рекомендаций по их устранению.
- Предоставление временной финансовой помощи тем странам, которые испытывают трудности с погашением международных долгов в результате несбалансированного платежного баланса. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных экономических условий, т.е. имеет место быть т.н. обусловленное кредитование. Эти условия разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленных на преодоление трудностей, связанных с платежным балансом. Кредиты МВФ выделяются долями или траншами, и при невыполнении страной поставленных условий она не получает новых траншей или новых кредитов.[6,с.115]
- Оказание странам участницам технической помощи в сфере банковского дела, статистики, валютно-финансового регулирования и т.п. Такая помощь осуществляется путем направления экспертов МВФ в Центральные банки, Министерства финансов, статистические органы и другие учреждения тех стран, которые запросили помощь.
- Пополнение международных валютных резервов с помощью эмиссии SDR. Специальные права заимствования (Special drawing rights - SDR) представляют собой международные резервные активы, созданные МВФ в связи с глобальной потребностью в новых платежных средствах в дополнение к существующим. Новая единица возникла в 1969 г. на основе Первой поправки к Уставу МВФ в качестве ответа на всеобщую озабоченность необходимостью принять адекватные меры в связи с ростом международной ликвидности. Страны - члены Фонда заявили о своем намерении превратить СДР в конечном итоге в главный резервный актив в мировой валютной системе.[8,с.96]