Файл: Особенности и принципы управления государственной гражданской службой.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущностная характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации
1.2 Виды государственной службы
1.3 Особенности и принципы управления государственной гражданской службой
2.1 Проблемы и пути реформирования управления государственной службой
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что современное состояние отечественной государственной системы может быть оценено как переходное и требует повышенного внимания со стороны как теоретических исследований, так и научно-практических разработок. Последние несколько десятилетий государственная система нашей страны трансформируется в связи с коренным изменением государственного устройства и политического режима. К настоящему времени обозначился целый комплекс проблем, характерных для отечественной государственной системы на современном этапе ее развития. Например, большое значение для прогрессивного развития государственной системы имеет такие недостатки общественного развития, как коррупция, взяточничество, пониженная степень доверия к государственным институтам со стороны населения. Государственный механизм в современной России характеризуется недостаточно высокой эффективностью, отсутствием разработанной и эффективно функционирующей методики работы в соответствии с социальными нуждами, низкой степенью реагирования должностных лиц на обращения граждан и т.п.
В связи с этим актуализируется задача проведения масштабных преобразований государственного механизма и всей системы государственных органов в России в соответствии с социальными запросами.
Государственная служба появляется в системе социальных отношений в качестве необходимого условия для нормальной общественной жизнедеятельности и в качестве средства по обеспечению другого вида социальной деятельности, каковой бы она ни являлась. Поэтому долгое время службу вообще ассоциировали со сферой, связанной с умственным трудом. На данном этапе времени такого рода тезис уже не решающий. И хоть в обыкновенном сознании службу часто характеризуют в качестве деятельности трудовой, приравниваемой в этом плане к любой другой, но здесь существует собственное своеобразие, демонстрирующее себя в действительности и специально анализируемое и учитываемое на практике Реформа государственной гражданской службы – это одна из составных частей в проводимой административной реформе. Реформа государственной службы является процессом, который требует постоянного улучшения.
К примеру, непрерывных улучшений требуют такого 4 рода положения, как, к примеру, квалификационное требование, предъявляемое к гражданскому служащему, конкурсное замещение должности и др. Отдельные правовые действия, которые направлены на дальнейшее улучшение гражданской службы, осуществляют при реализации антикоррупционного мероприятия.
Предметом исследования является нормы права, регулирующие государственную службу в РФ.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с государственной службой в РФ.
Цели работы – изучить актуальные проблемы совершенствования института государственной службы и управления государственной службой.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и направления государственной службы;
2. Изучить вилы рамках государственной службы;
3. показать проблемы и предложить пути совершенствования сотрудничества в практике государственной службы современной России
Методологическую основу исследования: Формально – юридические, общие, сравнительно- правовые, диалектические методы научного познания.
Теоретическая основа исследования: В данной работе представлены труды, содержащие общие положения и выводы в качестве сторонников теорий, отраслевых юридических наук в учениях Н.В. Вассерман, Е. Г. Крылова, Ю.М. Кулаковой, С. Е. Чаннова. Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущностная характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации
1.1 Понятие, роль и место государственной гражданской службы в общей системе государственного управления
Главный нормативный документ, регламентирующий гражданскую службу – государственный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Статья 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» раскрывает понятие гражданский служащий. Гражданский служащий – «гражданин Российской Федерации, который взял на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий совершает профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в аналогии с актом о назначении на должность и со служебным договором и получает финансовое содержание с помощью средств государственного бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации»[1].
Занятые на государственной службе граждане получают денежное вознаграждение за свою профессиональную деятельность на основании добросовестного исполнения ими должностных обязанностей и соответствия занимаемой должности. Источником данного вознаграждения выступают средства доходной части национального бюджета.
Государственной службе свойственен публичный характер, потому что деятельность во благо народа и народ должен знать, как эффективно выполняется работа. Так же государственную службу можно назвать многогранной – включает в себя не только исполнительную, но и управленческую и консервативную направленность. Наше общество не может развиваться без государственного аппарата и морально-этических рамок поведения.
Для того, чтобы Россия стала демократичным и правовым государством необходим государственный аппарат, состоящий из высококвалифицированных государственных служащих.
Популярность и социальная значимость государственной гражданской службы на современном этапе развития России неуклонно возрастает. Современная ситуация в профессиональной и социально-экономической сфере общественного развития такова, что характеризуется некоторой нестабильностью. В этих условиях все чаще граждане выбирают для себя профессиональную деятельность в рамках государственной гражданской службы. Наличие социальных гарантий, стабильного денежного вознаграждения выступает важным фактором, который предопределяет неуклонно повышающееся значение и популярность государственной гражданской службы в современной России[2].
Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей. В штатном расписании государственного органа (учреждения) указываются наименование, место и роль должности, перечень должностей, кому они подчинены, кто им подчинен. Внутренняя структура любого государственного органа (учреждения) рассматривается как определенная система различных по своему назначению и уровню должностей.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации[3]» содержатся некоторые признаки должности государственной службы, по которым ее можно отличить от должностей, имеющих иной правовой статус: должностей, не относящихся к должностям государственной службы; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления, в органах профессионального союза.
Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы[4].
Эти перечни утверждаются Президентом РФ.Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ. Важность данного признака определяется тем, что в зависимости от функционального предназначения должностей, выраженного в их наименованиях, различаются виды государственной службы. Необходимость такого разделения связана с тем, что в одном федеральном государственном органе могут быть учреждены должности различных видов государственной службы.
Например, в МЧС России имеются должности федеральной государственной гражданской службы, воинские должности и должности правоохранительной службы; в ФСО России – воинские должности и должности федеральной государственной гражданской службы. Законом установлено, что федеральная государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ (ст. 5).
В число квалификационных входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Другие требования, а также деление должностей государственной службы на категории и группы устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы[5].
Следовательно, понятие должности государственной службы является стержневым, основополагающим для определения правового статуса государственного служащего и порядка прохождения им любого вида государственной службы на должностях, указанных в соответствующих перечнях. Должность государственной службы – комплексное правовое образование, элементы которого регулируются нормами административного, конституционного, трудового, финансового и других отраслей права.
Это государственное установление обеспечивает также регулирование отношений в сфере организации и функционирования государственной службы Российской Федерации. Общим признаком должностей государственной службы всех ее видов является то, что они учреждаются для обеспечения исполнения полномочий РФ и ее субъектов, их государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов
Государственная гражданская служба на современном этапе развития представляет собой сложную многоаспектную сферу социально-правовой жизни, которая подлежит регламентированию со стороны административного и трудового права, которые находятся в тесной взаимосвязи.
Административное законодательство ориентировано, прежде всего, на регламентирование общих вопросов гражданской службы. А трудовое право, в свою очередь, посвящено регламентированию вопросов, связанных с осуществлением государственной службы на муниципальном уровне.
Современное законодательство строго регламентирует широкий круг вопросов, связанных с государственной службой, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне[6].
1.2 Виды государственной службы
Виды государственной службы обусловлены специализацией, которую определяют цели, уровень и функции соответствующих органов. Под этим понятием понимается особая профессиональная работа, направленная на обеспечение предоставленных законом полномочий аппарату власти. Различные виды государственной службы возникли в связи с устройством РФ, имеющим федеративный характер. На эти разграничения повлияло также разделение властей и особенности различных секторов и сфер, относящихся к исполнительному аппарату.
По принципам федерализма различают следующие виды государственной службы РФ: - служба субъектов государства, которые находятся в его ведении; - федеральная. Совместным ведением государства и его субъектов являются только кадры, относящиеся к правоохранительным и судебным органам. Также подразделяют виды государственной службы на: - гражданскую;
- общеадминистративную;
- специализированную;
- правоохранительную;
- военную;
- войсковую;
- военизированную.
Госслужба обладает многоцелевым функциональным характером. Ее основной задачей является обеспечение исполнения всех полномочий, которые возложены на аппарат управления обществом. Именно это многообразие функций диктует специализацию и дифференциацию профессиональной служебной деятельности государственных органов. Глубокое понимание структуры этого механизма способствует решению проблемы модернизации и совершенствования работы всех его подразделений с целью повышения эффективности их функционирования[7].