Файл: Теоретические аспекты финансовой политики государства.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1. Понятие и сущность финансовой политики государства
1.2. Этапы формирования финансовой политики государства
2.2. Оценка денежно-кредитной политики РФ
3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ
3.1. Проблемы финансовой политики России на современном этапе
Введение
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.
От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфля-ции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного ее типа обусловлено особенностями текущего этапа экономического и социального развития, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс страны. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Финансовая политика государства занимает значительное место в государственной деятельности и является основополагающим элементом в системе управления финансами.
Для правильного функционирования экономики государства необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики страны. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Поэтому важным и актуальным направлением является определение, анализ и исследование проблем финансовой политики, а также поиск оптимальных путей решения данных проблем.
Теоретические методологические основы формирования финансовой политики государства были заложены классиками экономической науки К. Марксом, Р. Масгрейвем, А. Смитом, а также другими зарубежными представителями экономической науки, такими, как Е. Доммар, Н. Калдор. Такие представители российской финансовой школы, как В.А.Базаров, А.И. Буковецкий, М.Г. Вронский также занимались изучением теоретических основ финансовой политики государства.
Цель курсовой работы – изучить финансовую политику и ее реализацию в РФ.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие и сущность финансовой политики государства;
- рассмотреть этапы формирования финансовой политики государства;
- провести анализ бюджетно-налоговой политики РФ;
- дать оценку денежно-кредитной политики РФ;
- определить проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ.
Объект исследования курсовой работы – финансовая политика РФ, предмет - механизм реализации финансовой политики России.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем финансовой политики и путей их решения в современных условиях.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1. Понятие и сущность финансовой политики государства
По мнению многих исследователей, «государство использует финансы для достижения своих задач и поставленных целей (в области социальной, экономической, экологической, оборонной, правоохранительной и т.п.). Важное место в этом процессе занимает финансовая политика. Она является составной частью, сегментом социально-экономической политики» [12, с.50].
По мнению А.Г. Грязновой «финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства»[1]. Автор справедливо считает, что финансовая политика – это прежде всего целенаправленная деятельность государства в сфере финансов [14, с.41]. В то же время в данной формулировке отсутствует некоторая важная особенность – необходимость учета при формировании и проведении финансовой политики различных факторов, влияющих на весь процесс ее осуществления.
Нешитая А.С. под финансовой политикой понимает «особую сферу деятельности государства, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций»[2]. Данное определение весьма полно и адекватно дает трактовку финансовой политики, однако есть некоторые неточности: в настоящее время у государства отсутствует возможность любыми способами мобилизовать финансовые ресурсы, например, такими как конфискация, изъятие значительной части доходов предприятий, установление произвольных тарифов и цен и др. [30, с.74] Сегодня денежные ресурсы собираются налоговыми органами по факту их поступления. Кроме того из-за того, что значительная часть полномочий федерального центра утрачена и децентрализована невозможно рационально распределить финансовые ресурсы.
Финансовая политика представляет собой совокупность государствен-ных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций[3].
В любом случае и при любой трактовке можно выделить несколько одинаковых аспектов среди всех определений:
- деятельность государства в сфере финансов;
- конкретные мероприятия, действия государства;
- обеспечение финансовыми ресурсами программы государства (социальные и иные) [44, с.125].
Результативность финансовой политики тем выше, чем она больше учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоёв и групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни[4].
В финансовую политику входит три основных компонента:
- разработка финансовой политики в целом: ее основных стратегий, целей, задач – это основной компонент, который охватывает долгосрочный период и определяет два других компонента [45, с.350];
- создания эффективного финансового механизма, который позволит обслуживать всею эту систему;
- оперативное управление финансовыми ресурсами государства [45, с.351].
Главной целью финансовой политики является финансирования достижение в трех сферах: политике (исполнение внутренних или внешних функций государства), экономике (развитие экономики страны в целом) и в социальной сфере (достижение результатов в социальной сфере)[5].
К задачам финансовой политике исходя из этой цели можно отнести:
- создание условий для аккумуляции финансовых ресурсов страны [13, с.61];
- распределение финансовых ресурсов государства;
- разработка законодательных систем и систем управления в сфере финансов[6].
В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
- выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и произ-водственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах. Целью научно-обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности [13, с.62];
- концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется в целях обеспечения финансирования расходов на содержание органов государственной власти, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения [13, с.63];
- определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта [6, с.89];
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики [13, с.64].
Государство в лице органов законодательной (представительной) и исполнительной власти является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач. Субъектами финансовой политики являются также органы местного самоуправления, организации разных форм собственности[7].
Объектами финансовой политики являются денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы[8].
Государство разрабатывает основные направления и стратегию финансового развития страны, определяет тактику действий на предстоящий период, а также средства и пути достижения стратегических задач.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
- бюджетная политика;
- налоговая политика;
- таможенная политика [21, с.70];
- денежно-кредитная политика;
- инвестиционная политика;
- антикоррупционная политика [21, с.71].
Центральное место в государственной финансовой политике занимает бюджетная политика государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность государства по определению приоритетных задач и стоимостных показателей формирования доходной и расходной частей бюджета, а также по управлению и обслуживанию государственного долга[9].
Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общегосударственные потребности, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет [8, с.90].
Проведение налоговой политики и использование налогов как основного источника доходов бюджетов в первую очередь означает: обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования налогооблагаемой базы; сокращение сроков просроченной задолженности; усиление финансового контроля и т.д.[10]
Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. С помощью нее государство уменьшает либо увеличивает доступ импортной продукции на отечественный рынок, а также ограничивает, либо способствует экспорту отечественной продукции за границу. Таможенная политика РФ на сегодняшний день направлена на повышение пошлин и платежей [21, с.72].
Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства. Осуществляет монетарную политику центральный банк[11].
Инвестиционная политика - это часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня[12].
Антикоррупционная политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению [22, с.34].
В целом, реализация государственной финансовой политики должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения [12, с.52].