Файл: Выбор стиля руководства в организации (Ретроспективные взгляды).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
Непосредственным источником "научного менеджмента" и тейлоризма XX в. надо считать деятельность основоположников "научного менеджмента" XVIII - XIX вв. - периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту.
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в конце XIX в. под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 г. его книги "Принципы научного менеджмента" ("The Principles of Scientific Management").[14]
Р. Танненбаум и У. Шмидт (R. Tannenbaum, W. Schmidt, 1973) выделили в континууме руководства — от ориентации на вышестоящего руководителя до ориентации на подчиненных — семь стилей, согласно которым управляющий:
принимает решения, которые подчиненные выполняют;
должен разъяснять свои решения, чтобы добиться их выполнения;
выносит свои решения, но должен прислушиваться к вопросам подчиненных;
предлагает предварительные решения, которые могут быть изменены после внесения предложений подчиненными;
излагает проблему, получает советы от подчиненных, а затем принимает решение;
устанавливает пределы, в которых подчиненные принимают решения;
совместно с подчиненными принимает решения.[15]
В развитии науки о менеджменте в России можно выделить пять периодов:
1) 1900 - 1910-е гг. - этап зарождения;
2) 1920-е гг. - этап интенсивного развития на мировом уровне;
3) 1930 - 1950-е гг. - этап затяжного кризиса и глубокого отставания;
4) 1960 - 1980-е гг. - этап активного возрождения;
5) 1990-е гг. - по настоящее время - этап "догоняющего" развития.[16]
Современный термин "менеджмент" означает профессиональную деятельность - результативное и эффективное управление организациями.
Примечание. Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.
Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п. [17]
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
• Директивный стиль (авторитарный);
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.
Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность.
Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.[18]
Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия "результативность" и "эффективность". Результативность - это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность - это способ достижения цели, образно говоря - путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность - это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.
Под ограничениями понимаются те условия (ситуации), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафные санкции по отношению к сотрудникам - законами государства и т.п.[19]
Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.[20]
1.3 Критерии оценки ситуации «подчинённые – руководители»
Критерии, по которым оценивается ситуация «подчиненные - руководитель»:
1. Значения качества решений.
2. Наличие информации у руководителя для принятия решения.
3. Степень структурированности проблемы.
4. Значение согласия подчиненных с целями для эффективности принятия решений.
5. Вероятность, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.
6. Степень мотивации подчиненных для достижения целей организации.
7. Вероятность конфликта при выборе альтернативного решения.[21]
1.4 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией в условиях кризиса
Переход российского общества на рыночный механизм хозяйствования обусловил потребность в целенаправленной деятельности субъектов управления. В этой связи проблема формирования нового менталитета управленческих кадров, соответствующего рыночным запросам – важнейшая задача государственной кадровой политики.
Противоречивость и сложность происходящих процессов в жизни российского общества крайне затрудняет определение критериев деятельности и мотивов поведения руководителей. Это актуализирует значение теоретико-прикладных социологических исследований стиля их деятельности, форм и методов овладения предприимчивостью, конкурентоспособностью, навыками поведения в нестандартных ситуациях.[22]
Дж.М. Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.
Греческое слово krisis означает «решение». Впоследствии понятие «кризис» было расширено, оно применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности, существующей тенденции.
К.Ф. Херман называет кризисом неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений. Это резкий перелом в деятельности, последствия (параметры) которого можно измерить: сокращение объема продаж, падение курса акций, социальные конфликты и т.д.[23]
Необходимые качества личности при рыночном управлении компанией:
- Доминантность
- Уверенность
- Эмоциональность, стабильность, стрессоустойчивость и креативность
- Стремление к достижениям и предприимчивость поведения
- Ответственность и надежность.
- Независимость личности.
- Общительность, социальность, коммуникабельность. [24]
Кризис — это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможности для развития. Кризисы являются основой обучения экономических систем. Кризис открывает то, что в нормальной ситуации невидимо, приводит в движение силы, способствующие развитию системы.[25]
Социологические исследования показали, что основными качествами, которыми должен обладать руководитель следующие:
- лидерские 41%;
- инициативность и решительность в действиях (особенно при принятии решения) 32%;
- широта взглядов и масштабность мышления 31%;
- способность четко формулировать цели 17%;
- быть гибким, уметь находить точки соприкосновения с людьми 16%;
- быть упорным и настойчивым в работе 15%;
- обладать даром предвидением 12%.
Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей.
Другой важной проблемой является повышение уровня удовлетворенности руководителя своей работой [26]
Вывод автора
Изучив теоретический материал Главы № 1, я сделал вывод что различные учёные в своих трудах так и не пришли к общему выбору какого-то определённого стиля управления. В Главе №2 я постараюсь рассмотреть самый популярные стили управления и выяснить какой же стиль наиболее эффективен.
Глава 2. Процесс выбора стиля руководства в организации
2.1 Оценка факторов, виляющих на выбор стиля руководства с точки зрения психологических слабостей личности руководителя
Данный раздел будет полезен:
- Менеджерам, т.к. руководители в процессе своей работы взаимодействуют не только с исполнителями, но и с работниками на руководящих должностях как по вертикальным, так и по горизонтальным связям.
- Исполнителям, т.к. исполнители так же должны уметь находить эффективный канал связи со своим непосредственным руководителем.
- Самим менеджерам с «просевшей» психологией личности для того чтобы восполнить недостатки своей психики путем работы надо собой.
Зачем спросите вы забивать себе голову лишними мыслями о том «просевшая» психика у вашего оппонента или нет, давайте разбираться.
Человек в процессе своей деятельности руководствуется двумя ресурсами психики:
- Умственные способности
- Эмоции, инстинкты
Если менеджер в процессе руководящей деятельности руководствуется только умственными способностями, то его психика не является «просевшей» и такому менеджеру работа над собой по данному аспекту не требуется.