Файл: Выбор стиля руководства в организации (Ретроспективные взгляды).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
Введение
Данная тема была выбрана потому что от стиля руководства зависит очень много аспектов производственной деятельности, а при неправильном выборе крайне сильно снижается общая эффективность организации.
Для меня эта тема значима тем что, когда я в бедующем стану руководителем у меня будет возможность учиться на ошибках предыдущих руководителей, да и не только, но и общество, а целом, которое будет изучать мою работу применять данные сведения в своих компаниях и в своей управленческой деятельности.
Прикладная значимость мой работы достаточно велика так как в главе № 2, 3 и 4 90% изложенного материала это результат моих личных наблюдений, изучения материала и умозаключений, применяемые на практике.
В главе №1 изложены теоретические сведения про различные стили руководства.
В главе №2 представлены мои личные умозаключения, направленные на выявление психологических слабостей руководителя при различных стилях управления.
В главе №3 предложен анализ действующего предприятия ОАО «Воздухотехника» на котором я работал и провёл визуальный анализ на тему выбора стиля руководства.
В главе №4 доступны к изучению рекомендации по совершенствованию выбора стиля руководства исходя из теории менеджмента.
Предметом исследования является взаимосвязь психологии личности руководителя и работы всего подразделения.
В своей работе я использовал следующие печатные источники:
- Михненко П. А. Теория менеджмента / П. А. Михненко. – М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2014. – 369.
Так как считаю эту книгу надёжной, актуальной и информативной так как лекции в онлайн портале составлены тем же автором.
- Захаров В. Я. Антикризисное управление / В. Я. Захаров. – М.: Юнити 2012, 2012. – 304.
Так как необходимо раскрыть подраздел выбора стиля управления при рыночном управлении компанией
А так же различные статьи из интернет ресурсов на тему менеджмента, управления при рыночной экономике и психологии.
Глава 1. Теоретические основы выбора стиля руководства в организации
Исторические предпосылки возникновения управленческой мысли.
Современный термин "менеджмент" происходит от английского слова management - управление, руководство, администрирование, лидерство.
Так, например, по мнению некоторых ученых, в основе термина "менеджмент" может лежать латинское слово mancepts, означавшее "предприниматель", "подрядчик". Изначально в Древнем Риме так назывался откупщик государственных доходов, а слово mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности.
Согласно другим исследованиям слово "менеджмент" происходит от латинского корня manus - рука (manus age - делать руками). Первоначально оно обозначало искусство управления лошадьми (современное итальянское слово maneggiare означает умение управлять лошадью), позже - управление колесницей и умение владеть оружием.[1]
Мак-Грегор разработал две модели руководителей — X и Y. В соответствии с первой руководитель должен непременно обладать чертами диктатора, поскольку полагает:
люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей;
работников нужно заставлять трудиться, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться выполнения стоящих перед организацией целей;
люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.[2]
Руководитель, модели Y, исходит из прямо противоположных представлений:
людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;
большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах; они также заинтересованы в достижении общих целей;
многие не только избегают ответственности, но, напротив, стремятся к ней;
способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только избранным руководителям;
поощрение является наилучшим способом для того, чтобы вдохновить людей на выполнение задач, стоящих перед организацией.[3]
По мнению американского социолога Энтони Джея, автора книги "Менеджмент и Макиавелли", менеджером называли того, кого назначали выполнять какие-либо управленческие функции и осуществлять надзор за производственными процессами в отсутствие собственника предприятия.
Если подключить воображение, то можно увидеть признаки управленческой деят., например, в охоте древних людей. Действительно, прежде чем приступать непосредственно к охоте, следовало решить, кто, когда и с каким оружием пойдет на охоту, т.е. составить план. Кому-то, например вождю племени, нужно было распределить между охотниками конкретные обязанности: несколько человек копают ловчую яму, другие ищут и загоняют мамонта и т.п. При этом требовалось достаточно точно согласовать последовательность всех действий и обеспечить взаимодействие групп охотников, т.е. организовать и скоординировать их работу.[4]
М. Джеймс (М. James) указывает семь отрицательных типов руководителей:
Излишне критически настроенный руководитель.
Излишне «патерналистски» настроенный руководитель.
Непоследовательный руководитель.
Уклоняющийся от непосредственного руководства.
«Сверхорганизованный» руководитель.
Руководитель, стремящийся охватить все вопросы.
В создании подобных классификаций на западных психологов существенное влияние оказали представления Ф. Фишера. Как он полагал, стили деятельности выделяются в зависимости от того, какова направленность руководителя — на решение задачи или на взаимоотношения с подчиненными.[5]
Изречения древнекитайского философа Конфуция (ок. 551 - 479 гг. до н. э.) и сегодня могут использоваться в качестве рекомендаций руководителям:
- "Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь".
- "Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?"
- "Когда какой-нибудь правитель пригласит меня на службу, то у него уже в течение года станет лучше, а через три он обретет успех".
Вспомним теперь Древнюю Грецию. Уже тогда в греческом языке существовало слово demagogia, обозначавшее искусство управления людьми, народом, страной. Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - умения с помощью слова повести за собой массы людей. [6]
Другие авторы — В. Врум и П. Йетон (V. Vroom, P. Yetton, 1973) — различают пять стилей, говоря о континууме отавторитарно-консультативного до полного участия подчиненных в управлении.
Р. Лайкерт (R. Likert, 1961) пишет о четырех стилях:
эксплуататорски-авторитарном;
благосклонно-авторитарном;
консультативно-демократичном;
основанном на участии.[7]
Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 469 г. до н. э. - 399 г. до н. э.) первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Он считал ошибочной распространенную в его время идею, что величайшее из знаний - искусство управления государством - дается человеку само собой. Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред. Если же их обучить искусству управления, они принесут государству неоценимую пользу.
По мнению Сократа, хороший правитель - это мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством, необходимо одно и то же знание о единой добродетели. По его словам, не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? [8]
Р. Херси и К. Бланшар (R. Hersey, К. Blanshard, 1982) считают, что стили руководства (лидерства) определяются «зрелостью» исполнителей. В соответствии с этим они выделяют четыре стиля:
указания: когда исполнители незрелые, заметна высокая ориентация на задачу и низкая — на взаимоотношения;
продажи: когда уровень зрелости исполнителей средний, и они ориентированы на задачу и на взаимоотношения;
ориентации на участие в принятии решений: когда зрелость исполнителей можно охарактеризовать как умеренно высокую, ориентация на взаимоотношения высокая, а на задачу — низкая;
делегирования: когда уровень зрелости исполнителей высокий, а вот ориентация на задачи и взаимоотношения низкая.[9]
Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (ок. 427 г. до н. э. - ок. 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: "Человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то, что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей".
Аристотель, ученик Платона - не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и в принципах идеального государственного устройства. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека. Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работе "Афинская полития".[10]
Американские исследователи Р. Хаус и Т. Митчелл (R. House, T. Mitchell, 1974) выделили четыре типа руководства:
поддерживающее руководство: дружеское отношение руководителя к подчиненным, интерес к их потребностям и статусу;
директивное руководство: четкая регламентация действий подчиненных, контроль за выполнением задания;
разделяемое руководство: стремление консультироваться с подчиненными и учитывать их предложения;
руководство, ориентированное на достижение: акцент на высококачественное выполнение задания.[11]
Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.
Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют "управленческими революциями" (см. табл. 1.1).
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку.[12]
Р. Блейк и Дж. Мутон (R. Blаке, J. Mouton, 1969) выделяют пять стилей руководства:
любезный: уделяется большое внимание удовлетворению потребностей людей, что создает благоприятную почву для создания в коллективе комфортной и дружелюбной атмосферы.
безразличный: прилагается минимум усилий для достижения необходимых производственных результатов.
диктаторский: человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени, главное — производственный результат.
статус-кво: балансирование между необходимостью в достижении производственных результатов и поддержанием на удовлетворительном уровне морального настроя рабочих.
групповой: производственные успехи определяются командной работой сотрудников, взаимоотношения между которыми основаны на взаимозависимости.[13]