Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Характеристика конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод автора

Термин «коммерция» (от лат. commercium – торговля) имеет двоякое значение: во-первых, он охватывает отрасль торговли, во-вторых – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи, сопровождающейся коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров до конечного потребителя. В этом случае в рыночной экономике общим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги – рынок, что наиболее полно отражает коммерческую деятельность.

На основе вышеизложенного можно сформулировать понятие коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в наибольшей степени отражающее ее суть и специфические особенности.

Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг – организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли (выгоды) через наилучшее удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре обслуживания.

1.2. Цели коммерческой деятельности

Цель коммерческой организации – получение прибыли.

Для достижения поставленной цели организации должны:

– выпускать конкурентоспособную продукцию, систематически ее обновлять в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

– рационально использовать производственные ресурсы, снижать себестоимость и повышать качество продукции;

– разрабатывать стратегию и тактику поведения организации и корректировать их в соответствии с изменяющимися условиями рынка;

– обеспечивать условия для роста квалификации и заработной платы персонала, создавать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе;

– проводить гибкую ценовую политику на рынке и осуществлять другие функции.

Задачи организации определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри организации, внешней средой.

В Гражданском кодексе РФ классификация организаций как юридических лиц основана на трех основных критериях:

– праве учредителей в отношении юридических лиц или имущества;

– цели экономической деятельности юридических лиц;

– организационно-правовой форме юридических лиц.[15]

В списке основных прав и свобод человека и гражданина значится право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которое гарантировано Конституцией РФ. Это означает, что любой гражданин имеет возможность, действуя в правовом поле, извлекать прибыль или преследовать иные цели (например, при создании некоммерческой организации).


В экономике нет абсолютной свободы производителей. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, которая определяет, что и как ему делать. Но он не может отгородиться от жестких условий рынка и диктовать ему свои условия. Поэтому можно говорить о свободе лишь в определенных рамках. Желание государства предотвратить негативные последствия развития бизнеса и установить рамки его свободы вызывает появление особых норм права, с помощью которых бизнес приходится контролировать и ограничивать.[16]

В Гражданском кодексе РФ классификация организаций как юридических лиц основана на трех основных критериях:

– праве учредителей в отношении юридических лиц или имущества;

– цели экономической деятельности юридических лиц;

– организационно-правовой форме юридических лиц.[17]

Вывод автора:

Если у типичного бизнесмена спросить, что такое коммерческая фирма, то в девяти случаях из десяти он ответит: "Организация, предназначенная для получения прибыли". "Среднестатистический" экономист даст примерно тот же ответ. Однако этот ответ не только неправилен — в данном случае он еще и совершенно неуместен.

Разумеется, прибыль и прибыльность коммерческого предприятия очень важны, причем для общества они даже важнее, чем для самой фирмы. И все же, получение прибыли представляется не столько целью, сколько ограничивающим, сдерживающим фактором для коммерческого предприятия и его экономической деятельности. Прибыль — это не причина и не логическое обоснование экономического поведения и экономических решений, а скорее проверка их целесообразности и эффективности. Если бы компаниями руководили не простые смертные, а архангелы, то и им бы пришлось заниматься обеспечением прибыльности своего предприятия, несмотря на полное отсутствие личной материальной заинтересованности.

Ошибочное преувеличение роли прибыли базируется на теории о том, что побудительный мотив отдельной личности — так называемый мотив прибыли в деятельности коммерческого предприятия — объясняет ее поведение. Существует ли вообще такой феномен, как "мотив прибыли"? Сомневаюсь! Идея мотива прибыли позаимствована из классической экономической теории, чтобы объяснить экономические реалии, не укладывающиеся в рамки концепции статического равновесия. Тем не менее убедительные подтверждения существования мотива прибыли так и не были представлены. При этом ученые уже давно указали истинную причину экономических перемен и роста, для объяснения которых в свое время был изобретен пресловутый мотив прибыли.


Цель коммерческой фирмы следует искать не внутри, а вне ее. В сущности, цель коммерческой фирмы определяется обществом, поскольку любое коммерческое предприятие остается составной частью общества. Единственно верное определение цели коммерческой фирмы таково: формировать потребителя.

С другой стороны, именно потребитель определяет, какой будет та или иная коммерческая фирма. Лишь готовность потребителя выложить свои деньги за товар или услугу превращает экономические ресурсы в благосостояние и богатство, а вещи — в товары. То, что потребитель покупает и считает ценностью, — это уже не просто продукт. Это средство, с помощью которого потребитель получает какую-то выгоду.

1.3. Формирование коммерческой деятельности

Процесс функционирования рынка включает в себя различные товарно-биржевые операции, в каждой из которых участвует покупатель, представленный спросом на товары и услуги, и продавец, на стороне которого находится предложение и услуги.

Если рассматривать ситуацию на рынке, то можно сказать, что между ценой товара и определенным количеством товара, проданного по заданной цене, существует экономическая взаимосвязь: спрос и предложение.

Естественно, чем ниже цена товара, тем выше его спрос, а, следовательно, больше покупателей хотят его купить. Обратная связь, которая возникает между ценой и объемом спроса называется законом спроса.

Закон спроса-это объем спроса, который уменьшается по мере роста цены товара. Математически это означает, что есть обратная связь между требуемым количеством и ценой.

Иными словами, увеличение цены ведёт к уменьшению величины спроса, а снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.[18]

Исходя из популярного сегодня тезиса о том, что только организованный рынок может выступать универсальным механизмом свободного согласования интересов субъектов, остановимся на проблемах реализации экономической свободы, одной из характеристик любой экономической системы рыночного типа. Все проявления экономической свободы глубоко связаны с социальными институтами, которые регулируют экономическую жизнь. Свобода экономического поведения, как человека, так и созданных им организаций базируется на принципах, которые закреплены в разных институтах, в частности, собственности и занятости. При этом в наши дни теория и практика организационного развития становятся плюралистическими. Это проявляется в существовании разных моделей организации, в изменениях самих организаций и способах их построения, в характере организационных и межорганизационных связей, чаще неустоявшихся и в то же время таких, что предоставляют членам организации и ей самой больше свободы действий. Как отмечают П. Бергер и Т. Лукман, «плюралистическая ситуация приходит вместе с условиями быстрых социальных изменений, и сам плюрализм есть фактором ускорения именно потому, что способствует подрыву традиционных определений реальности, которые оказывают сопротивление эффективным изменениям»[19] 


Сама природа закона спроса элементарная. Если у покупателя будет определенная сумма денег, чтобы купить определённый товар, то он будет в состоянии купить тем меньше товаров, чем выше цена и наоборот.

Бесспорно, в сущности картина намного более сложна, поскольку покупатель может использовать дополнительные средства, чтобы купить вместо определённого товара, другой — товар-заменитель.

  1. Неценовые факторы, влияющие на спрос:
  2. Уровень доходов в компании;
  3. Размер рынка;
  4. Мода, сезонность;
  5. Наличие товаров-заменителей (субститутов);
  6. Инфляционное ожидание.[20]

Рыночная экономика делает экономическую свободу функциональной: «В условиях рынка несвобода становится социальной дисфункцией, свобода же функциональна… Укрепляясь в нормах культуры, свобода очень быстро осознается не просто как «производственная необходимость» (чисто инструментальная функция рынка), а как самодостаточная наивысшая ценность человеческого бытия…». Такой вывод исходит из того, что рынок, который сложился эволюционным путем, есть сложной системой, саморегуляция которой невозможна без самостоятельных автономных субъектов. О степени экономической свободы свидетельствует широта выбора, которую имеют субъекты (объектом выбора становятся профессии, виды деятельности, социально-экономическое состояние, отрасли использования труда, рабочие места). Г. Маркузе касательно определения меры свободы отмечал: «…Решающим фактором есть не богатство выбора, предоставленного индивиду, а то, что может быть избранным и что действительно им выбирается… Свободный выбор среди широкого богатства товаров и услуг не значит свободу, если они поддерживают формы социального контроля над жизнью, преисполненную грузом труда и страхом, то есть если они поддерживают отчуждение» . Таким образом, экономическая свобода проявляется в экономически свободном поведении индивидов (групп, организаций) при наличии экономического выбора. Расширение её границ должно способствовать уменьшению внешней регламентации экономического поведения человека, внутреннему раскрепощению личности, в первую очередь, за счет замены ценностного сознания и приобретение навыков, знаний, умений действовать в условиях свободы.[21]

Во многих курсах микроэкономики закон спроса сформулирован более строго: если спрос на товар повышается с ростом дохода, то с ростом цены этого товара, спрос на него должен уменьшиться.


Если рассматривать ситуацию исходя из предложения, то можно увидеть, что предложение зависит от цены в прямой пропорции, другими словами, чем выше цена, тем большее количество товаров готовы предложить продавцы.

Эта связь между ценой и объемом предлагаемых товаров называется законом предложения.

Факторы, влияющие на предложения:

  1. Наличие продуктов-заменителей.
  2. Наличие дополнительных продуктов
  3. Уровень технологии.
  4. Объем и доступность ресурсов.
  5. Налоги и субсидии.
  6. Природные условия.
  7. Ожидания (инфляционные, социально-политические).
  8. Размер рынка.[22]

В этом контексте в экономической науке выделяют такие основные составляющие экономической свободы в условиях рыночной экономики:

1) свобода без препятствий выражать потребности и желания не только для того, чтобы об этом знали потенциальные производители, но и для того, чтобы об этом могли знать люди с такими же потребностями;

2) свобода производить товар в зависимости от спроса на него;

3) свобода продавать (предлагать) свой товар так, чтобы об этом было известно не только потребителю, но и конкуренту, который выпускает аналогичный товар;

4) свобода выбирать из предлагаемых на рынке товаров те, что больше всего подходят потребителю;

5) свобода посреднической деятельности в отношениях между производителем и потребителем через транспорт, оптовую и розничную торговлю.[23]
Сторонники рыночной экономики утверждают, что отсутствие экономической свободы влечет к ухудшению бизнес-среды, уменьшению иностранных инвестиций, доступу к ресурсам и технологиям, коррупции. Критики экономической свободы говорят о том, что рыночная экономика приводит к неравности доходов, деградации, бедности, опасных условий труда [6, с. 63]. Экономическая свобода не обеспечивает реальной равности вследствие неравного распределения экономической власти, поэтому она осуществляет действия, что перечат религиозной этике или экономической целесообразности. Чем большей свободой владеют индивиды, тем больше у них возможностей в использовании экономической власти, а, следовательно, материальных ресурсов, которые она предоставляет в их распоряжение. Поэтому экономическая свобода укрепляет материальное неравенство. Это требует вмешательства государства, которое ограничивает свободу, социальная политика которого компенсирует недостатки рыночных отношений. Такая ситуация приводит к расширению сферы права, его проникновению в социальную сферу. Экономическое процветание рассматривается как общество благосостояния, что оказывает заботу о населении в целом. По мнению Хайека, свободное общество – это такой социальный порядок, в котором в условиях общего рынка индивидуальные экономики взаимно приспосабливаются.[24]