Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты аудиторской деятельности
1.1 Понятие, виды аудиторской деятельности и особенности ее регулирования в России
1.2. Внешний контроль качества работы аудиторов
Глава 2. Тенденции развития и проблемы аудиторскойдеятельности в Российской Федерации
2.1. Показатели развития аудиторской деятельности в России
2.2. Проблемы аудиторской деятельности в России
Глава 3. Пути развития аудиторской деятельности в России
3.1. Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг и системы его регулирования
3.2.Развитие институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка
3.3. Развитие системы мониторинга и надзора аудиторской деятельности, а также мер ответственности
Введение
Актуальность. Аудит является одним из важнейших социально-экономических институтов. В России его становление связано с началом перехода к рыночной экономике со свойственными этому периоду проблемами и трудностями, поэтому в развитии аудиторской деятельности выделяются несколько этапов с характерными для каждого из них особенностями. В последние годы аудиторская деятельность осуществлялась в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2008 г № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ) [1], от 1 декабря 2007 г № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон № 315-ФЗ)[2] и иными нормативно-правовыми актами, которые сформировали современные архитектуру и модель управления, базирующиеся на сочетании государственного и профессионального регулирования.
Объектом исследования является аудиторская деятельность в России.
Целью работы является исследование аудиторской деятельности в России, выявление проблем и определение направлений развития.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать понятие, виды аудиторской деятельности и особенности ее регулирования в России;
- рассмотреть организацию внешнего контроля качества работы аудиторов;
- провести анализ рынка аудиторских услуг в России, выявить тенденции его развития;
- выявить проблемы развития аудиторской деятельности в России;
- определить направление развития и укрепления рынка аудиторских услуг.
Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, монографии, учебная литература, публикации в периодических изданиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты аудиторской деятельности
1.1 Понятие, виды аудиторской деятельности и особенности ее регулирования в России
Аудиторская деятельность является одним из важнейших элементов инфраструктуры экономики. В современных экономических условиях значимость аудита возрастает, так как привлечение инвесторов становится все более сложной задачей для любого предприятия, а аудиторское заключение может стать решающим фактором при выборе объекта для инвестирования.
В соответствие с Федеральным Законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетность[3]. Данная дефиниция определяет и необходимость проведения аудита различными компаниями - подтверждение достоверности отчетности является важным фактором увеличения доверия клиентов, кредиторов и инвесторов[4].
Аудит подразделяется на два вида - обязательный и инициативный. Необходимость обязательного аудита определяется Федеральным законом «Об аудите и аудиторской деятельности», а инициативный проводится по решению руководителей организации или ее учредителей для того, чтобы выявить какие-либо недостатки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, снизить налоговые риски, провести финансовый анализ предприятия[5].
Функции государственного регулятора аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России). Согласно ст. 15 Закона № 307-ФЗ к числу функций Минфина России применительно к аудиторской деятельности относятся: выработка государственной политики в данной сфере; нормативно-правовое регулирование; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов (далее — СРОА) и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; анализ состояния рынка аудиторских услуг в России.
Для обеспечения интересов аудиторской профессии при Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности. Закон № 307-ФЗ[6] впервые определил количественный состав Совета, включающий 16 членов, и четко зафиксировал порядок их ротации. В состав Совета входят 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, два представителя Минфина России и по одному представителю от Банка России и Минэкономразвития России, а также два представителя от СРОА[7].
Функции СРОА обширны и многообразны. Они должны представлять интересы профессионального сообщества; готовить предложения по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности; проводить профессиональную общественную экспертизу международных стандартов финансовой отчетности (МСФО); осуществлять контроль соблюдения членами профессионального сообщества действующих в области бухгалтерского учета и аудита стандартов[8]. Анализ предоставленных полномочий и распределения функций между органами управления аудиторской деятельностью позволяет говорить о том, что в целом создана
основа для профессионального осуществления и развития аудита с соблюдением принципа его независимости. Вместе с тем, очевидно, что указанный выше подход к формированию состава Совета отражает явный дисбаланс: численность представителей пользователей (потребителей аудиторских услуг) и государства в семь раз превышает число представителей профессии.
Для мировой практики регулирования аудиторской деятельности характерны две основные модели[9]. Первая - континентальная модель, предполагающая строгую регламентацию и надзор за аудиторской деятельностью со стороны государственных органов; ее придерживается большинство стран континентальной Европы (Германия, Франция, Австрия) и Япония. Вторая модель - британо-американская, опирающаяся на регулирование аудиторской деятельности профессиональными организациями. Как отмечает И. Н. Санникова[10], наличие двух моделей регулирования аудиторской деятельности непосредственно связано с особенностями англосаксонского (общего) и романо-германского права. В странах применения общего права,
таких, как США и Великобритания, профессиональные саморегулируемые организации являются исключительными субъектами регулирования аудиторской деятельности. В то же время в Германии и Франции в условиях отсутствия закона об аудиторской деятельности регулирование профессиональной деятельности аудиторов осуществляется государством на основе стандартов, выработанных профессиональным сообществом. В России сформирована смешанная система регулирования, с одной стороны, базирующаяся на государственном регулировании, а с другой - предоставляющая широкие полномочия саморегулируемым организациям аудиторов, что позволяет говорить о ее сходстве с континентальной моделью. Полномочия, закрепленные государством за СРОА, свидетельствуют о признании роли института
самоуправления в аудиторской деятельности и должны способствовать экономии ресурсов государства[11].
Для большинства зарубежных стран характерно наличие одной национальной саморегулируемой организации аудиторов (исключение составляет Великобритания, где функционируют три профессиональных объединения, наличие которых обусловлено территориальной принадлежностью) [12]. Сложившаяся в России модель самоуправления аудиторского сообщества отличается от мировой практики: в настоящее время действуют пять профессиональных аудиторских объединений - это некоммерческие партнерства «Аудиторская палата России», «Институт профессиональных аудиторов», «Московская аудиторская палата», «Российская коллегия аудиторов» и «Аудиторская ассоциация Содружество» [13].
Изменение требований к численности членов СРОА, внесенное федеральным законом № 403-ФЗ[14], приведет к неизбежному сокращению количества саморегулируемых организаций аудиторов. Признавая необходимость поиска оптимальной национальной модели регулирования аудиторской деятельности, необходимо отметить, что в сегодняшних сложных экономических условиях такое решение может усугубить ряд негативных тенденций развития рынка аудиторских услуг, участникам которого до 1 января 2017 г надлежит выбрать СРОА, членами которой они будут. Самим же саморгулируемым организациям придется выяснить, какие из них продолжат свою деятельность. Это неизбежно приведет к нездоровой конкуренции между СРОА, что сейчас вряд ли будет способствовать главному - обеспечению поступательного развития рынка и повышения качества аудита.
1.2. Внешний контроль качества работы аудиторов
Проведение аудита и выдача даже безусловно положительного заключения не гарантирует аудируемому субъекту абсолютную уверенность в том, что его отчетность не содержит существенных ошибок и искажений. Причиной этого являются присущие аудиту ограничения, влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных ошибок или фактов мошенничества. Как следствие - аудитор может предоставить только разумную уверенность в том, что отчетность отражает истинное финансовое положение предприятия[15].
Основанием для гарантирования аудитором разумной уверенности является профессиональная компетентность и должная тщательность, с которой представители аудиторской профессии подходят к исполнению своих обязанностей. Подтвердить обществу наличие этих качеств у субъекта аудита (как у аудитора, так и аудиторской организации) призван контроль качества - внутренний и внешний[16].
В Российской практике аудита внешний контроль качества субъектов аудиторской деятельности представлен несколькими уровнями. Саморегулируемая организация аудиторов (СРОА) осуществляют внешний контроль качества в отношении своих членов - аудиторов и аудиторских организаций[17]. Внешний контроль качества работы тех аудиторских организаций, которые проводят обязательный аудит финансовой отчетности: организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам; иных кредитных и страховых организаций; негосударственных пенсионных фондов; организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов; государственных корпораций, государственных компаний; бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг; консолидированной финансовой отчетности кроме СРОА проводит еще и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, точнее – ее территориальные управления[18].
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется Минфином России в форме плановых и внеплановых проверок с периодичностью не чаще одного раза в два года. Кроме того, Минфин России проводит систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности саморегулируемыми организациями аудиторов[19].
Статистика проверок контроля качества, проведенных СРОА (таблица 1), свидетельствует, что лидером по количеству проведенных в течении пяти последних лет проверок является СРО Аудиторская Палата России - за указанный период ею проведено 9 849 проверок.
Таблица 1
Количество проверок контроля качества, проведенных СРОА[20]
Год |
АПР |
ИПАР |
МоАП |
РКА |
ААС |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2010 |
1 989 |
787 |
1 805 |
796 |
316 |
5 693 |
2011 |
2 392 |
579 |
3 203 |
919 |
942 |
8 035 |
2012 |
1542 |
679 |
1516 |
587 |
838 |
5 162 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2013 |
1 964 |
921 |
1 965 |
706 |
598 |
6 154 |
2014 |
1 962 |
674 |
979 |
1 203 |
855 |
5 673 |
Всего |
9 849 |
3 640 |
9 468 |
4211 |
3 549 |
30 717 |
Общее количество проверок, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2014 г. практически не отличается от показателей 2010 г., однако в 2011 г. отмечался рост этого показателя почти в полтора раза по сравнению с предыдущим годом[21].
Исследование структуры проверок в 2014 г. (рисунок 1) показывает, что АПР сохраняет лидерство - в этом году организацией проведено 1 962 проверки, что составляет 35 процентов от общего количества проведенных проверок.