Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты аудиторской деятельности
1.1 Понятие, виды аудиторской деятельности и особенности ее регулирования в России
1.2. Внешний контроль качества работы аудиторов
Глава 2. Тенденции развития и проблемы аудиторскойдеятельности в Российской Федерации
2.1. Показатели развития аудиторской деятельности в России
2.2. Проблемы аудиторской деятельности в России
Глава 3. Пути развития аудиторской деятельности в России
3.1. Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг и системы его регулирования
3.2.Развитие институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка
3.3. Развитие системы мониторинга и надзора аудиторской деятельности, а также мер ответственности
2. По-прежнему низким остается уровень востребованности аудиторских
услуг. Основными причинами этого являются: недооценка субъектами
экономической деятельности, собственниками и инвесторами ценности аудиторских услуг: отсутствие интереса к аудиторскими услугам, отличным от обязательного аудита, со стороны государства; ограниченный круг услуг, предлагаемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами[36]. Экономические субъекты в большинстве случаев продолжают рассматривать аудит как излишнее административное обременение, навязываемое государством[37]. На состояние института аудита отрицательное воздействие оказывают также предпринимаемые в последнее время попытки необоснованного сужения деятельности, традиционно осуществляемой аудиторскими организациями, аудиторами. При этом аудиторское сообщество, в частности саморегулируемые организации аудиторов, и государственные органы не предпринимают активные целенаправленные действия по разъяснению значения и ценности аудиторских услуг для эффективного ведения экономической деятельности и устойчивого развития финансовой системы пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, потребителям аудиторских услуг и лицам, заинтересованным в этих услугах[38].
3. Отрицательно сказывается на состоянии и развитии института аудита
несовершенство системы правовых и иных регулирующих актов, в том числе
нестабильность законодательства, затрагивающего аудиторскую деятельность, несогласованность отдельных норм его, недооценка роли и значения форм регулирования аудиторской деятельности, отличных от издания нормативных правовых актов. В последнее время наметилась тенденция излишней формализации правил аудиторской деятельности, что противоречит характеру этой деятельности и общепризнанной международной практике регулирования на основе принципов, в частности, зафиксированных в международных стандартах аудита, а также дискредитирует институт профессионального мнения аудитора[39].
4. Негативное влияние на развитие аудиторской деятельности оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии. Среди них - низкая активность участия аудиторских организации и аудиторов в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются; недостаточный уровень корпоративного управления в саморегулируемых организациях аудиторов; нацеленность саморегулируемых организаций аудиторов на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов, не позволяющая вести полноценную методическую, исследовательскую деятельность, оказывать поддержку своим членам; неоправданная конкуренция между саморегулируемыми организациями аудиторов[40].
5. Одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия рынка к
аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов[41]. Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер, не ориентирована на уровни квалификации, предусмотренные профессиональным стандартом «Аудитор». Саморегулируемые организации аудиторов не обеспечивают необходимый количественный и качественный уровень преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации и не осуществляют должный контроль организации повышения квалификации аудиторов[42].
6. В последние годы наблюдается падение престижа аудиторской профессии. В определенной степени данное явление порождено влиянием обшей
экономической ситуации на аудиторский рынок. В то же время не создана
действенная система мотивации наиболее профессиональных и опытных работников с целью сохранения их в аудиторской профессии. На крайне низком уровне находится заинтересованность молодых специалистов в получении аудиторской профессии[43].
7. Существенным недостатком внешнего контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности остается использование формальных
подходов. Одной из причин этого является ограниченность правовых возможностей контролирующих органов по реализации содержательных подходов к оценке рисков аудиторской деятельности и деятельности конкретных субъектов в целом[44].
8. Несмотря на активизацию в последние годы международного
сотрудничества в сфере аудита, уровень вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность остается низким. Участие
саморегулируемых организаций аудиторов в Международной федерации
бухгалтеров в большинстве случаев является номинальным. Российское аудиторское сообщество практически не принимает участие в работе по совершенствованию системы международных стандартов в сфере аудиторской деятельности. Невысоким остается уровень сотрудничества с профессиональными институтами аудиторов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и СНГ[45].
Выводы.
В настоящее время в России сформирован и функционирует институт аудита, соответствующий, в основном, современной международно признанной модели организации и регулирования аудиторской деятельности. Свидетельством такого соответствия стало, в частности, присоединение российской стороны к Международному форуму независимых регуляторов аудиторской деятельности в марте 2016 г.
Однако, в развитии аудиторской деятельности существует ряд проблем:
1) ситуация на рынке аудиторских услуг в большой степени определяется общими экономическими условиями в стране;
2) остается низким уровень востребованности аудиторских услуг;
3) отрицательно сказывается на состоянии и развитии института аудита
несовершенство системы правовых и иных регулирующих актов, в том числе
нестабильность законодательства, затрагивающего аудиторскую деятельность, несогласованность отдельных норм его, недооценка роли и значения форм регулирования аудиторской деятельности, отличных от издания нормативных правовых актов;
4) негативное влияние на развитие аудиторской деятельности оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии: низкая активность участия аудиторских организации и аудиторов в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются; недостаточный уровень корпоративного управления в саморегулируемых организациях аудиторов; нацеленность саморегулируемых организаций аудиторов на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов, не позволяющая вести полноценную методическую, исследовательскую деятельность, оказывать поддержку своим членам; неоправданная конкуренция между саморегулируемыми организациями аудиторов;
5) недостаточный уровень квалификации аудиторов; падение престижа аудиторской профессии;
6) использование формальных подходов во внешнем контроле качества работы субъектов аудиторской деятельности;
7) низкий уровень вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность.
Глава 3. Пути развития аудиторской деятельности в России
3.1. Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг и системы его регулирования
Определяющим условием дальнейшего развития института аудита является совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг и поддержание его стабильности. Решение вопросов содержательного наполнения и границ аудиторской деятельности, конкуренции в этом сегменте рынка - взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг является критическим для повышения качества аудиторских услуг, конкурентоспособности субъектов аудиторской деятельности, престижа аудиторской профессии[46]. При этом институт аудита должен развиваться в тесной связи с развитием бухгалтерского учета, корпоративной отчетности, а также системы корпоративного управления[47].
В целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг необходимо осуществить:
- актуализацию содержательного наполнения аудиторской деятельности исходя из современных потребностей заказчиков аудиторских услуг, уровня развития науки и практики аудиторской деятельности, в том числе посредством расширения предмета аудиторской деятельности, определения новых направлений аудита, пересмотра состава аудиторских услуг;
- поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
- диверсификацию оказываемых субъектами аудиторской деятельности
услуг, востребованных экономическими субъектами, повышение квалификации аудиторов в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности; - увеличение объема дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, в частности, введение проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем внутреннего контроля (на основе нормативно установленных критериев создания таких систем) [48];
- введение проверки аудиторскими организациями соответствия деятельности публичных акционерных обществ их стратегическим документам;
- совершенствование технологии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и оказания других аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификации процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, в том числе посредством стандартизации аудиторских бизнес-процессов[49];
- повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно-значимые организации;
- организацию и осуществление мониторинга практики применения профессионального стандарта «Аудитор»;
- совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе законодательное закрепление права саморегулируемых организаций аудиторов выбирать способ имущественной ответственности[50];
- повышение эффективности государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающего, в том числе, аудиторские заключения об этой отчетности (в случае проведения обязательного аудита);
- пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательной сертификации информации, проводимой в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов, имея при этом в виду, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц, в том числе распространение требования обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
- усиление административной ответственности экономических субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита их бухгалтерской (финансовой) отчетности[51].
Создание условий для добросовестного поведения на рынке
аудиторских услуг и активное противодействие недобросовестным субъектам аудиторской деятельности позволят укрепить доверие к аудиторскому рынку, повысить устойчивость субъектов аудиторской деятельности и престиж аудиторской профессии, а также будут способствовать обеспечению справедливой конкуренции на рынке аудиторских услуг, его стабильному функционированию и развитию[52].
В целях развития системы обязательных требований к субъектам аудиторской деятельности необходимо:
- совершенствовать законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе обеспечить соответствие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»;
- завершить принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих признание документов международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации, а также совершенствовать текст этих стандартов на русском языке, организовать систему внесения изменений в них и поддерживать их в актуальном состоянии;
- укреплять обеспечивающий основу взаимоотношений субъектов аудиторской деятельности и аудируемых лиц институт аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами;
- обеспечить систематическую актуализацию правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов в соответствии с этическими стандартами, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров;
- обеспечить предсказуемость регулирования аудиторской деятельности на основе широкого общественного обсуждения инициатив в данной сфере[53].
3.2.Развитие институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка
Основным институтом аудиторской профессии являются саморегулируемые организации аудиторов. При определении места и роли этого института необходимо исходить из того, что в сфере аудиторской деятельности действуют единые международные стандарты аудита, единые этические стандарты и правила независимости, единая система профессиональной аттестации. В связи с этим, а также принимая во внимание отечественный опыт, международную практику и международные обязательства Российской Федерации, деятельность этого института должна быть сосредоточена на следующих основных вопросах: методическая, юридическая и техническая помощь членам, подготовка и повышение квалификации аудиторов, контроль качества работы членов, участие в обсуждении государственной политики в сфере аудиторской деятельности, применение мер воздействия к членам, научные исследования, просветительская, разъяснительная и информационная работа, поддержание связей с пользователями аудиторских услуг и деловым сообществом, создание и поддержание положительного имиджа аудиторской профессии[54].