Файл: Аудиторская деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дальнейшее укрепление института аудиторской профессии предполагает:

  • активизацию участия субъектов аудиторской деятельности в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются;
  • сохранение возможности объединения в одной саморегулируемой организации аудиторов аудиторских организаций и аудиторов;
  • совершенствование корпоративного управления в саморегулируемых
    организациях аудиторов, в частности, посредством повышения роли независимых членов коллегиальных органов управления систематической ротации членов коллегиальных и исполнительных органов управления[55];
  • упорядочение работы саморегулируемых организаций аудиторов по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) их членов;
  • укрепление финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов;
  • расширение членской базы саморегулируемых организаций аудиторов за счет представителей связанных (смежных) видов экономической деятельности при условии обеспечения в деятельности органов управления таких организаций независимости аудиторских организаций и аудиторов при осуществлении органами управления функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью;
  • осуществление мер, направленных на привлечение молодежи в аудиторскую профессию, в частности, посредством активного сотрудничества с соответствующими высшими учебными заведениями;
  • совершенствование работы единой аттестационной комиссии, в том числе усиление подотчетности исполнительного органа управления коллегиальному органу управления при одновременном сохранении независимости первого в вопросах организации и проведения квалификационного экзамена, введение ротации членов коллегиального и исполнительного органов управления[56].

В целях развития институтов аудиторского рынка необходимо укрепление органов независимого от аудиторской профессии регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней, а также активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в деятельности этих органов[57].

С целью повышения прозрачности процедур регулирования аудиторской
деятельности и уровня информированности участников рынка аудиторских услуг о подготавливаемых и принимаемых решениях по вопросам регулирования аудиторской деятельности, должна быть внедрена федеральная информационная система регулирования аудиторской деятельности[58]. Эта система призвана обеспечить, среди прочего, возможность интеграции информационных ресурсов участников рынка аудиторских услуг, исключение дублирования процедур сбора и обработки информации, переход на электронный юридически значимый документооборот, максимально полное раскрытие информации о регулируемой сфере деятельности, создание площадки для обсуждения вопросов, касающихся развития института аудита, текущих проблем, ожиданий и пожеланий участников рынка.


3.3. Развитие системы мониторинга и надзора аудиторской  деятельности, а также мер ответственности

Одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг
должна стать действенная система мониторинга и надзора в аудиторской
деятельности, а также система мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов. В основе построения этой системы - подконтрольность всех субъектов аудиторской деятельности; единство принципов осуществления надзора и требований к его организации; сочетание форм и методов надзора; единство подходов к квалификации выявляемых нарушений и недостатков и применению мер ответственности. В эту систему должны быть включены все рыночные механизмы контроля: внутрифирменный контроль; контроль внутри профессии; независимый от аудиторской профессии контроль[59].

Внутрифирменный контроль должен осуществляться аудиторскими
организациями и индивидуальными аудиторами в отношении качества оказываемых ими аудиторских услуг. Цель развития внутрифирменного контроля — выявление и оценка рисков осуществления аудиторской деятельности, предотвращение нарушений требований и правил аудиторской деятельности, своевременное выявление недостатков в организации оказания аудиторских услуг, принятие надлежащих мер реагирования[60]. Для реализации этой цели необходимо:

  • осуществить переход от формального контроля к контролю по существу;
  • обеспечить обучение и систематическое повышение квалификации работников аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, вовлеченных в осуществление внутрифирменного контроля качества работы;
  • усилить методическую поддержку субъектов аудиторской деятельности, прежде всего, малых и средних аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов по вопросам организации и осуществления ими внутрифирменного контроля качества работы;
  • организовать систематическое обобщение опыта организации и осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами внутрифирменного контроля качества работы, а также распространение лучшей практики в этой сфере[61].

В целях развития контроля качества работы субъектов аудиторской
деятельности внутри профессии (контроль, осуществляемый саморегулируемыми организациями аудиторов) необходимо:

  • повысить его результативность, в том числе посредством перехода от формального контроля к контролю по существу, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;
  • расширить практику осуществления саморегулируемыми организациями аудиторов мониторинга деятельности своих членов в целях выявления рисков нарушения ими правил аудиторской деятельности и предотвращения таких нарушений;
  • осуществить унификацию методик проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, принятых саморегулируемыми организациями аудиторов[62];
  • развивать дифференцированные контрольные подходы в отношении разных групп членов саморегулируемых организаций аудиторов;
  • обеспечить систематическое обучение и повышение квалификации штатных и нештатных контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов;
  • осуществить меры, направленные на противодействие уклонению субъектов аудиторской деятельности от прохождения внешнего контроля качества работы;
  • разработать и внедрить систему показателей результативности работы саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы их членов;
  • усилить контроль организации и осуществления саморегулируемыми
    организациями аудиторов внешнего контроля качества работы их членов[63].

Независимый от аудиторской профессии контроль качества работы
субъектов аудиторской деятельности осуществляется пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиками аудиторских услуг, иными лицами, заинтересованными в этих услугах государственными органами, средствами массовой информации, общественностью[64]. В целях развития этого контроля необходимо:

  • повысить результативность деятельности уполномоченного надзорного органа, в том числе посредством ориентации на контроль по существу, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, распространения контрольных действий на результаты дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно-значимых организаций, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий[65];
  • уточнить круг аудиторских организаций, качество работы которых
    подлежит контролю уполномоченным надзорным органом, имея в виду ограничение его аудиторскими организациями, обслуживающими общественно-значимые организации;
  • усилить взаимодействие уполномоченного надзорного органа с Банком России, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», Росимуществом;
  • обеспечить взаимодействие Банка России с аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги организациям, в отношении которых он осуществляет контроль и надзор;
  • принять меры по совершенствованию нормативной правовой базы и
    практики проведения уполномоченным надзорным органом контрольных
    мероприятий в отношении аудиторских организаций, проаудированная которыми бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит перевыпуску, в том числе на основании информации Банка России, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», средств массовой информации, государственных органов.

Для преодоления формальных подходов при осуществлении внешнего
контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности необходимо
последовательное внедрение механизма профессионального суждения
контролирующего органа по отдельным вопросам деятельности проверяемых
аудиторских организаций, аудиторов при одновременном обеспечении контроля за процедурой принятий решений контролирующим органом[66]. В числе приоритетных вопросов внешнего контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности должны быть: результативность внутреннего контроля качества работы, полнота выявления и обоснованность оценки рисков деятельности аудируемого лица, адекватность уровня существенности, достаточность и надлежащий характер выполненных аудиторских процедур и полученных аудиторских доказательств, обоснованность выводов, представленных в аудиторском заключении (отчете), проявленный профессиональный скептицизм, соблюдение требования независимости.

Выводы

Определяющим условием дальнейшего развития института аудита является совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг и поддержание его стабильности. Решение вопросов содержательного наполнения и границ аудиторской деятельности, конкуренции в этом сегменте рынка - взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг является критическим для повышения качества аудиторских услуг, конкурентоспособности субъектов аудиторской деятельности, престижа аудиторской профессии.

Одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг
должна стать действенная система мониторинга и надзора в аудиторской
деятельности, а также система мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов. В основе построения этой системы - подконтрольность всех субъектов аудиторской деятельности; единство принципов осуществления надзора и требований к его организации; сочетание форм и методов надзора; единство подходов к квалификации выявляемых нарушений и недостатков и применению мер ответственности.

Одной из острых проблем является низкое качество аудита. Для ее преодоления требуется усиление внешнего и внутреннего контроля, а также повышение ответственности самих аудиторов. Ответственность за проведение внешнего контроля полностью должна быть возложена на СРОА, которые располагают необходимыми для этого возможностями.

Преодоление негативных тенденций и обеспечение поступательного развития аудиторской деятельности требуют введения на законодательном уровне финансовой ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита; ведения борьбы с демпинговыми ценами на аудит; принятия и исполнения комплекса мер по поддержке малых и средних аудиторских
организаций.


Заключение

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетность.

Функции государственного регулятора аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации; эти функции заключаются в следующем: выработка государственной политики в данной сфере; нормативно-правовое регулирование; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; анализ состояния рынка аудиторских услуг в России.

В России сформирована смешанная система регулирования, с одной стороны, базирующаяся на государственном регулировании, а с другой - предоставляющая широкие полномочия саморегулируемым организациям аудиторов, что позволяет говорить о ее сходстве с континентальной моделью. Полномочия, закрепленные государством за СРОА, свидетельствуют о признании роли института самоуправления в аудиторской деятельности и должны способствовать экономии ресурсов государства.

В соответствии со ст. 10 Закона № 307-ФЗ внешний контроль качества (ВКК) работы аудиторов осуществляется контролерами СРОА и сотрудниками Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора).

В настоящее время в России сформирован и функционирует институт аудита, соответствующий, в основном, современной международно признанной модели организации и регулирования аудиторской деятельности. Свидетельством такого соответствия стало, в частности, присоединение российской стороны к Международному форуму независимых регуляторов аудиторской деятельности в марте 2016 г.

Однако, в развитии аудиторской деятельности существует ряд проблем:

1) ситуация на рынке аудиторских услуг в большой степени определяется общими экономическими условиями в стране;

2) остается низким уровень востребованности аудиторских услуг;

3) отрицательно сказывается на состоянии и развитии института аудита
несовершенство системы правовых и иных регулирующих актов, в том числе
нестабильность законодательства, затрагивающего аудиторскую деятельность, несогласованность отдельных норм его, недооценка роли и значения форм регулирования аудиторской деятельности, отличных от издания нормативных правовых актов;

4) негативное влияние на развитие аудиторской деятельности оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии: низкая активность участия аудиторских организации и аудиторов в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются; недостаточный уровень корпоративного управления в саморегулируемых организациях аудиторов; нацеленность саморегулируемых организаций аудиторов на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов, не позволяющая вести полноценную методическую, исследовательскую деятельность, оказывать поддержку своим членам; неоправданная конкуренция между саморегулируемыми организациями аудиторов;