Файл: Понятие и значение приватизации ...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

События, происходившие в России в начале 90-х годов, повлекли за собой перемены, коснувшиеся изменения прав на собственность. В стране началась приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация означает переход собственности, принадлежащей государству, в частные руки, за некоторую плату или безвозмездно. Приватизация в России шла полным ходом. Ее основная законодательная база определялась Законом о приватизации. Были организованы специальные комитеты, которые занимались подготовкой необходимых документов и оценкой собственности, а также организацией аукционов. Фонды имущества осуществляли продажу организаций и их акций.

Разгосударствление и приватизация в России проходили, основываясь на принципах равенства каждого покупателя и абсолютной прозрачности этого процесса. Все это было вынужденной мерой при переходе на рыночную экономику. В это время широкое распространение в стране получили акционерные общества.

Целью данной работы является проведение исследования понятия и значения приватизации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить сущность приватизации,

2) рассмотреть формы и методы приватизации,

3) изучить роль и значение приватизации,

4) рассмотреть приватизацию и модернизацию в России, перспективы приватизации.

Объектом исследования является приватизация. Предметом исследования выступают сущность и значение приватизации.

Методологическую базу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы исследования.

1. Понятие и формы приватизации

1.1 Сущность приватизации

Термин «собственность» впервые появился в России при Екатерине Великой, а сам институт собственности в то время был пропитан государственным началом. Так что приватизационные проблемы имеют, можно сказать, исторические корни. Отношения собственности исторически переходящие. Они постоянно развиваются, в основном в области производительных сил. В основном смена отношений собственности происходит в переходных для общества период. В начальный период приватизированными становятся средства производства, созданные в предыдущий период. По мере завершения этого процесса начинается возрождение реального сектора экономики, что и становится основой расширенного воспроизводства вновь сформированной системы экономических отношений как отношений собственности.


Все многообразие форм собственности сводится к двум вариантам: общественная (государственная) форма собственности и частная. Общественная форма собственности называется также федеральной, республиканской, муниципальной и т.п. Общество делегирует права управления частью своей собственности федеральным властям или властям республиканским, областным, городским и даже общественным организациям. С другой стороны, частная собственность может выступать в форме индивидуальной, кооперативной и корпоративной, долевой и акционерной и т.д. [6, c.97].

В широком смысле приватизация - это любые процессы ведущие к усилению рыночного начала в хозяйственном механизме.

В узком смысле - это непосредственный переход, полный или частичный, государственной собственности в частные руки.

Чаще всего под приватизацией понимается передача частным лицам собственности, но и контроля над государственными предприятиями и другими государственными активами [8, c.96].

Цели приватизации:

1. Преодоление монополии государственной собственности.

2. Децентрализация управления и освобождения государства от функции прямого хозяйственного управления отраслями предприятия.

3. Обеспечение гражданам реальной возможности стать собственными средств производства и результатов труда на основе форм многообразия собственности.

4. Создание условий для собственной предпринимательской деятельности.

5. Формирование эффективной экономики, устранение иждевенчиства и бесхозяйственности.

Приватизация позволяет решить следующие проблемы:

1) способна помочь создавать границу между экономикой и политикой;

2) соблюдение финансовой дисциплины можно обеспечить только в условной независимости предприятий;

3) развертывание конкуренции между независимыми друг от друга предприятиями;

4) резко увеличивает долю частной собственности и развитие инноваций в стране;

5) появление рациональных критериев для распределения капитала.

Приватизация имеет массу функций и решает ряд проблем: сокращение расходов государства и увеличение бюджета, борьба с монополизмом и повышение рентабельности предприятия создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и другое.

Страны, переходящие от командно-административной системы к рыночной, с помощью приватизации стараются развить многоукладность экономики и создать институт частной собственности. В постсоциалистических странах приватизация является инструментом, с помощью которого изменяются отношения собственности и создания социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса.


Приватизация собственности в России началась в далеком 1991 году после принятия соответствующего закона. В СССР ее не было. Что такое приватизация? Под ней принято понимать передачу недвижимости из государственной собственности в частную. Данная процедура осуществляется посредством составления договора. Платить в данный момент необходимо исключительно за техническое заключение документа. Что такое приватизация? Так называется процесс, в результате которого люди из квартиросъемщиков превращаются во владельцев.

Приватизированным может быть то жилье, которое числится в муниципальном или государственном фонде. Вопрос о том, проводить ее или нет, каждый решает сам. Что будет, если не приватизировать квартиру? В принципе, ничего. Человек так и продолжит проживать в ней по договору соц. найма. Зачем нужна приватизация? Затем, что после ее прохождения человек сможет распоряжаться жильем так, как считает нужным [2, c.114].

Получить в собственность нельзя следующие квартиры:

- находящиеся в домах-интернатах;

- расположенные в военных городках закрытого типа;

- находящиеся в аварийных домах;

- относящиеся к жилью маневренному.

Приватизация осуществляется на основании специального закона. Ее основные принципы:

- одноразовость;

- добросовестность;

- добровольность.

Принцип добровольности заключается в том, что никто никого не может заставить приватизировать или не приватизировать жилье. Особенно это касается муниципальных и государственных органов, которые в той или иной ситуации могут попытаться принять решение за жильца. Важно отметить, что решение о приватизации принимается всеми прописанными в помещении людьми: один отказался –процедура не состоялась.

Приватизация разовая. Это означает, что воспользоваться правом получить квартиру в собственность можно только лишь один раз. Данный принцип важен, но его часто обходят: квартира приватизируется только на отдельных членов семьи. Лица несовершеннолетние, ставшие собственниками, в дальнейшем все равно будут иметь на нее право (после наступления совершеннолетия) [3, c.95].

Почему же не все спешат получить квартиру в свою собственность? Причины, как правило, заключаются в нежелании оформлять документы и непонимании важности всего процесса. Основной плюс приватизации в том, что жилец становится полным собственником и наделяется правом распоряжаться квартирой по своему усмотрению (завещать, дарить и так далее). Неприватизированная площадь не может быть использована в качестве залога, а продажа ее может быть сопряжена с определенными трудностями. Они возникнут и при сдаче ее в аренду.


Из приватизированной квартиры без возмещения расходов никого выселить нельзя. Это касается даже случаев, когда долги жильцов перед коммунальными службами велики. В приватизированной квартире можно провести перепланировку. При сносе ветхого дома жильцу предоставляется другая жилплощадь.

В чем минусы приватизации? В общежитиях и коммунальных квартирах лучше быть нанимателями. Суть в том, что такое жилье непросто продать, но зато рано или поздно может наступить долгожданное расселение.

После приватизации за квартиру придется платить немного больше. В том случае, если жилье пострадает по вине собственника, государство не предоставит ему новое (при порче при чрезвычайных обстоятельствах новое жилье предоставляется).

1.2 Формы и методы приватизации

Понятие приватизация подразумевает отчуждение имущества принадлежащего государственным предприятиям, организациям и учреждениям, а так же земельного и жилищного фонда, который находится в коммунальной или госсобственности в пользу юридических или физических лиц, которые являются покупателями в рамках законодательства о приватизации.

Данный процесс имеет несколько вдов и типов. Формы приватизации могут, различаются на такие виды: приватизация коммунального имущества и государственного имущества, приватизация жилищного фонда принадлежащего государству, приватизация земли.

Приватизация осуществляется для повышения экономической и социальной эффективности производства. Благодаря приватизации происходит привлечение средств на структурную перестройку экономики. Кроме этого приватизация преследует и такие цели как: привлечение граждан к участию в поддержании и сохранении жилья, формирует рыночные отношения, а так же стимулирует эффективное и рациональное использование земельных ресурсов, и содействует развитию предпринимательской деятельности [8, c.87].

В зависимости от выполняемых задач и целей, описанных выше имеются и соответствующие формы приватизации, и соответствующие механизмы их реализации и исполнителей. К примеру, приватизация жилищного фонда выполняется уполномоченными органами при местных органах власти и предприятиями и организациями которые имеют государственный жилищный фонд.

Среди такого понятие формы приватизации нельзя не упомянуть одну из наиболее распространенных форм – акционирование предприятий. Данный механизм приватизации становится возможен после принятия правительством соответствующих законодательных актов и законов. Как правило, суть таких законов сводится к тому, что государство узаконивает процесс корпоратизации или по другому преобразования государственных предприятий и учреждений в акционерные общества открытого типа.


Для нашей страны такой этап произошел еще в девяностых годах прошлого века. По мнению тогдашних экономистов реформалов, такие процессы должны были подтолкнуть экономику к развитию и перестроить ее в связи с новыми требованиями рыночных процессов. Что из этого получилось, наверное, помнит каждый [10, c.117].

Но с научной или экономической точки зрения акционерные общества как продукт приватизации являются одним из действенных способов интеграции и концентрации капитала.

Однако учитывая разные формы приватизации и методы при помощи, которых она проводилась нельзя сказать однозначно, что во всех странах, где она происходила, процесс прошел положительно и дал существенный толчок экономике страны.

Особенно видна разница результатов приватизации в странах восточной Европы, которые после распада СССР принялись строить рыночную модель экономики и в странах бывших республик СССР, где так же приватизация должна была решить вопросы о возрождении и перестройке экономики на новые рельсы рыночных отношений. Однако если европейские страны с поставленной задачей худо-бедно справились, то на просторах СНГ отголоски дикой приватизации от которой выиграла группа олигархов, отдаются и поныне. Кроме этого сроки приватизации в разных странах определяются по-своему. И если данный вопрос не продумать и отдать на свободное плавание, то приватизация предприятий перерастет в скупку активов всех предприятий и организаций, принадлежащих государству в одни руки, что может вызвать монополизацию рынка товаров той или иной группы.

В процессе приватизации могут принимать участие следующие категории лиц:

- Граждане страны и иностранные граждане, а так же лица без определенного гражданства;

- Юридические лица, которые имеют регистрацию на территории той страны, где будет производиться приватизация;

- Юридические лица других государств, в рамках законов и нормативно-правовых актов [12, c.178].

А вот допускаться к приватизации не имеют право лица, которые работают в фонде госимущества (и им подобным структурам), сами органы власти и управления, а так же юридические лица которые в своем имуществе имеют долю государственной собственности более чем 25% и другие субъекты, список которых определен специальными законами государства.

Ведущими мировыми экономистами уже давно доказано, что приватизация государственной или муниципальной собственности является средством придания экономике страны эффективного развития и становится надежным и действенным оплотом к закладке нового экономического общества. Государству в данном случае не приходится производить дополнительные траты из бюджета страны, как правило, и так находящегося не лучшем виде. Все расходы по процессу приватизации берет на себя потенциальный собственник. Единственное, что требуется от государственных органов в это время, так своевременная разработка четкого и понятного механизма приватизации, где будут с правовой точки зрения оговорены все способы приватизации, доступные в данный момент будущим собственникам [15, c.142].