Файл: Понятие и значение приватизации ...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня различные пути и способы приватизации в России приобрели вполне цивилизованные очертания, и весь процесс перехода собственности из государственных структур в частные руки носит вполне четкий законодательный характер. Ведь сам процесс приватизации зародился еще в середине 90х годов, когда в новом российском государстве только проявлялись первоначальные способы возникновения права собственности.

Способы приватизации в наше время имеют несколько основных направлений, подкреплены различными законодательными актами и документами. Приведем перечень способов приватизации в России.

- Акционирование – это комплекс экономических и юридических мероприятий по предобразованию государственного предприятия в открытое акционерное общество. Первым делом при проведении этого вида приватизации определяют количество акций, которое должны отчуждаться частным лицам, с дальнейшим указанием удельного веса каждого владельца в процентном и стоимостном выражении, а также количества акций, и их распределение между государственной и частной собственностью.

- Выкуп арендованного у государства имущества. Такие способы приватизации были распространены в девяностых годах в России на заре приватизации.

- Банкротство. Один из способов приватизации, осуществляемый с помощью ликвидации государственных предприятий неэффективного использования. Осуществляется, как правило, с последующей продажей новому собственнику всего имущества. Цель такой приватизации состоит в защите кредиторов от недобросовестных должников, в лице государственных предприятий. Механизм состоит в ликвидации неэффективного собственника, до того момента, пока он не растратил все имущество.

- Залоговая приватизация.

- Коммерческий конкурс с социальными или инвестиционными условиями – это приватизация на конкурентной основе, при условии которого претендент на приобретение государственной собственности предлагает не только самую высокую цену, а еще и берет на себя заранее оговоренные инвестиционные и социальные обязательства [14, c.93].

- Продажа на аукционе. Этот способ приватизации заключается в первоочередном приобретении права на покупку государственного имущества или акций, без указаний дополнительных условий, а только за счет предложения наивысшей цены. Аукционы по приватизации собственности бывают открытыми и закрытыми.

При проведении в России приватизации в денежном выражении были сформулированы четко все цели политики государства в этой области, которые предполагали постоянный поиск и соблюдение рациональных пропорций между интересами государственного бюджета и новых собственников приватизируемых предприятий [13, c.125].


Конечная цель приватизации в нашей стране заключалась в проведении процесса разгосударствления экономики России, как перехода на преимущественно рыночные механизмы производства и управления государством. В результате повысилась эффективная деятельность предприятий, укрепился процесс стабилизации финансового положения в стране, появилась конкурентная среда в разных отраслях народного хозяйства.

2. Значение приватизации

2.1 Роль и значение приватизации

Для государства приватизация означает, уменьшение расходов на обслуживание этой собственности (само по себе выведение собственности из владения государства не рассматривается как убыток в рамках самого государства потому что приватизации подвергаются только недвижимые объекты или приравненные к ним иные объекты (пароходы, комплексы имущества - заводы)).

В тоже время государство начинает получать с этого имущества поступления в бюджет, либо в виде прямого платежа (налог на имущество), либо в виде косвенного платежа (налог на добавленную стоимость, НДПИ, на прибыль и пр.). Стоит отметить что косвенно государство начинает получать прибыль от приватизации только при использовании (более лучшем использовании) приватизированного имущества собственником.

Для лиц, приватизировавших это означает появление базовых "капиталов", которые станут основой для экономических отношений (либо имущество станет гарантией для кредита либо имущество будет продано) . И в конечном счете приватизация это стартер либо дополнительное октановое число в моторе экономики [14, c.83].

Поэтому значение приватизации - это создание основы для частных экономических отношений и увеличение эффективности использования имущества.

В России приватизация проводится в отношении следующих объектов собственности:

- земельных участков.

- предприятий, имущества и ценных бумаг, которые ранее принадлежали государству;

- приватизация жилья.

По каждому из указанных объектов, государство определяет и реализует конкретные цели экономического и социального характера. Так, например, целью приватизации госпредприятий декларировалась необходимость формирования слоя индивидуальных предпринимателей, развитие социальной инфраструктуры страны, повышение эффективности бизнес-деятельности, улучшение финансового положения. На начальных этапах проведения приватизация государственных и муниципальных предприятий проводилась, как правило, на возмездной основе. Но, как показал исторический опыт, первые попытки приватизации в России были крайне неудачными, особенно в части обеспечения их социального эффекта. Поэтому в 2006 году была принята Государственная программа, которая существенно трансформировала не только целевые установки приватизации, но и процедурные. Так, например, в качестве главной цели программы называется «максимизация» эффективности приватизационных мероприятий с целью увеличения конкурентоспособности экономики страны. Реализация программы предполагает решений следующих задач:


- социально ориентированная приватизация государственного и муниципального имущества, выведенного из оборота использования государством;

- сокращение количества федеральных унитарных предприятий государственной формы собственности; - эффективная реструктуризация ряда отраслей экономики;

- увеличение федеральных доходов [17, c.88].

В сфере приватизационной программы по жилью и земельным участкам, ставятся такие цели:

- создание благоприятных условий для формирования жилищного и земельного рынков;

- сокращения расходов, направляемых на содержание жилья за счет государства;

- стимулирование эффективного использования земли и земельных угодий;

- усиление социальной поддержки сельскохозяйственных работников.

Приватизацию часто связывают с разгулом коррупции, с крупными хищениями и пирамидами. Даже если приняты безупречные законы о частной собственности и приватизации, остается менталитет населения, его понимание момента. Граждане не будут поступать по закону в стране, где закон всегда на стороне государства и чиновников. Первая их реакция на разрешение частной собственности – захватить, припрятать, вывезти за рубеж, ведь неизвестно, как все повернется.

Такое поведение – не результат правильного или неправильного выбора форм и темпов приватизации, а последствие предоставления свободы людям, которые десятилетия жили в рабстве и не рассчитывают, что их защитит суд и милиция.

2.2 Приватизация и модернизация. Перспективы

Сегодняшняя волна приватизации открывает большие возможности иностранным инвесторам для вступления на российский рынок, что могло бы поспособствовать раскрытию модернизационного потенциала страны.

В августе 2012 года российское правительство решило уменьшить долю участия в 11-ти крупных компаниях, контролируемых государством. В запланированную программу приватизации попадают помимо прочего и два крупнейших российских банка - Сбербанк и ВТБ, а также предприятия, отнесенные российским правительством к разряду промышленных секторов, называемых стратегическими, — среди них нефтяной концерн Роснефть, компании по управлению энергосетями (ФСК) и ГЭС (Русгидро). Анонсированная в середине сентября министром финансов Кудриным, программа должна коснуться и не упомянутых пока компания, в особенности из сферы инфраструктуры, при этом от приватизации государство надеется в течение пяти лет получить в свою казну около 50 млрд долл. Причиной запланированной волны приватизации стал 2009 год, когда после десятилетия экономического роста снова проявился дефицит бюджета в 5,9 %, а также растущие бюджетные расходы, в первую очередь, на социальные нужды в связи с выборами президента 2013 г. В связи с этим российские власти ожидали, что приватизация станет стимулом для модернизации и развития российской экономики [7, c.112].


Хотя программа приватизации предполагает уменьшение доли государства в экономике, Россия пока не готова отказаться от контрольных пакетов крупнейших предприятий страны. Несмотря ни на что, сегодняшняя инициатива дает вполне позитивные сигналы, в особенности для иностранных инвесторов. Она открывает заманчивую возможность использовать возможности роста и рентабельности, которые предлагает российский рынок. Так, получение квалифицированного меньшинства в предприятии открывает стратегическим инвесторам, которые еще не были активны в России, перспективу, а риски преобладающего участия или «зеленых» инвестиции они оценивают слишком высоко. Поэтому если за приобретением доли последует усиленное сотрудничество с российским предприятием, это облегчит процесс выхода на рынок и откроет новые возможности бизнеса. Такое сотрудничество должно привести к повышение конкурентоспособности российского предприятия, тогда инвестор как правило получает долю выросших дивидендов, и стоимость его доли растет. Таким образом, вполне можно предположить, что государство откажется от контрольного пакета некоторых предприятий в среднесрочной перспективе. Стратегические инвесторы, которые к этому моменту получат соответствующую миноритарную долю, получат преимущество, если речь зайдет о контроле над предприятием.

Насколько стратегические инвесторы проявят интерес к приватизации простаивающих крупных предприятий реально, зависит не в последнюю очередь от предложенных прав участия в принятии решения. По этому вопросу пока что не было сделано никаких заявлений [10, c.83].

Хотя пока нет конкретного плана проведения приватизации, можно исходить из того, что процесс будет подготовлен и проведен российской стороной на профессиональном уровне. Этом свидетельствует запланированное привлечение внешних консультантов и инвестиционных банков, которым, следуя предложению, ежегодно должно выделяться около 165 млрд долл.

Приватизация не ограничивается продажей долей в нескольких крупных предприятий. Сегодня около семи тысяч компаний в различных отраслях находятся в полном или частичном владении государства. Здесь речь идет, прежде всего, о средних и малых предприятиях, а также о ряде научных институтов. Российское агентство по приватизации вот уже некоторое время работает над тем, чтобы постепенно сокращать государственное участие в этих компаниях. Однако отчасти процесс приватизации проходит крайне медленно, что связано с невысокой привлекательностью продающихся компаний в отношении их шансов на рынке.


Даже если большая часть предлагающихся компаний и не относится к золотой жиле российской экономики, некоторые из них обещают интересные возможности, в особенности, для средних инвесторов, которые находятся в поиске в связи с планами организации местного производства. Перестроить и расширить уже существующих промышленный объект, уже связанный с инфраструктурой, поставщиком электроэнергии и другими обслуживающими компаниями — это вовсе не то же, что создать все с нуля. С точки зрения бюрократических трудностей, это дает большие гарантии и значительный выигрыш во времени. Другой плюс в том, что приватизация не предполагает обязательств относительно продолжения определенной деятельности предприятия, инвестиций или гарантии сохранения рабочих мест. Использование отчужденного предприятия для так называемых «коричневых» инвестиций, то есть с предполагаемым изменением производственной цели, специально предусмотрено российским агентством приватизации, в первую очередь это коснется нерентабельных предприятий [9, c.73].

Приобретение доли в российском институте или сотрудничество с ним может стать в некоторых случаях интересной альтернативой для среднего бизнеса в плане инженерных работ или проведения проектов по исследованиям и разработке на выгодных условиях. Российские исследовательские институты по-прежнему обладают большим потенциалом, который до настоящего момента очень мало использовался в экономических целях, и существует опасность его потерять. Примером использования средней иностранной компанией научного потенциала российских научно-исследовательских институтов в экономике может служить компания по производству промышленных установок для химической отрасли из г. Кемниц. Компания привлекла для разработки и инженерных задач сотрудников российского института, и построила уникальную пилотную установку.

При покупке предприятия вместе с перечисленными возможностями для бизнеса приходят также и определенные риски. Пока российская сторона не готова освободить инвесторов от некоторых видов рисков, как, например, налоговых рисков или старых нерешенных проблем экологии, что означает для покупателя необходимость основательной Due Diligence. Потенциальные покупатели также не могут рассчитывать на финансовую госпомощь.

В ответственных институтах все больше осознают необходимость ликвидации различных барьеров на пути инвестиций и создания новых стимулов. Так, по словам Аксенова, руководителя российского Управления приватизации, сейчас ведется активная работа по улучшению инвестиционных условий при помощи специальных мер, — и это не в последнюю очередь учитывая интересы потенциальных иностранных инвесторов [9, c.174].