Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика. (Понятие и виды некоммерческих организаций ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
Недостатки закрепленной в ГК системы форм некоммерческих организаций уже начали выявляться на практике. В связи с этим их изначально предусмотренный перечень дополнен тремя формами, и тенденция к его дальнейшему расширению очевидна. В частности, в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект № 711634-6, предусматривающий признание товарищества собственников жилья самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц. По мнению его разработчиков, включение товариществ собственников жилья в состав организационно-правовой формы товариществ собственников недвижимости кроме неудобств никаких содержательных улучшений регулирования создания и деятельности объединений собственников помещений в многоквартирном доме не несет. Кроме того, сформулированные в ГК нормы входят в противоречие с положениями ЖК РФ и других специальных актов, что способно вызвать неоднозначную правоприменительную практику, порождает много вопросов и приводит к правовому вакууму из-за неурегулированности отдельных отношений с участием товариществ собственников недвижимости.
Можно предположить, что практика выявит и другие проблемы, поскольку отнесение действующих некоммерческих организаций к закрепленным в ГК формам было во многом произведено искусственно, без учета объективных принципов, лежащих в их основе. Примером могут быть организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц, предложенные ГК для общественных объединений. Такие объединения, создаваемые на основании ст. 30 Конституции РФ, могу иметь семь возможных форм. Три из них основаны на членстве - общественная организация, политическая партия, союз (ассоциация) общественных объединений. Остальные, в числе которых общественный фонд, общественное учреждение, общественное движение, орган общественной самодеятельности, членства не имеют и характеризуются унитарным внутренним устройством (ст. 7 - 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). И если в случае государственной регистрации и приобретения ими прав юридического лица общественные фонд и учреждение будут получать правовое оформление в виде унитарных юридических лиц (соответственно фонда и учреждения), то для также не основанных на членстве общественного движения и органа общественной самодеятельности предлагается гражданско-правовое оформление только в качестве юридического лица корпоративного типа (общественного движения и общественной организации соответственно). Как следствие, участники таких общественных формирований, которыми признаются лица, выражающие поддержку их целям или их конкретным акциям, должны будут фиксироваться, признаваться участниками корпорации и наделяться соответствующими правами и обязанностями. В результате, например, общественные движения лишатся своих основных конституционных признаков, обеспечивающих массовость объединения. Тем самым общественному движению и органу общественной самодеятельности, которые способны участвовать в конституционных правоотношениях и без образования юридического лица, при приобретении соответствующего статуса фактически навязывается не свойственная им организационно-правовая форма. То, что это лишь форма юридического лица, призванная отразить гражданско-правовые аспекты деятельности общественного объединения, не может служить достаточным оправданием. Приобретение уже действующим объединением прав юридического лица повлечет изменения в его организационном устройстве (структуре органов управления, содержании правоотношений с участниками и пр.), а в результате окажет влияние и на его статус как субъекта конституционных и иных отношений[6].
ГК сохранил в качестве самостоятельных организационно-правовые формы юридических лиц, не имеющие достаточных для этого признаков. Прежде всего это касается казачьих обществ (ст. 123.15 ГК) и общин коренных малочисленных народов (ст. 123.16 ГК). Причем законодателем были заимствованы определения соответствующих организаций, содержащиеся в нормативных актах иной отраслевой принадлежности и направленности, используемые для их обозначения не как субъектов имущественного оборота, а в совершенно иных ипостасях. В результате нормы ГК не только не закрепили цивилистические особенности соответствующих форм, но и оказались абсолютно бессмысленными[7].
Так, согласно п. 1 ст. 123.15 ГК казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, представляют собой объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы. Из этого определения следуют три признака казачьих обществ: они представляют собой объединения тех граждан, которые в добровольном порядке приняли обязательства публичного характера; создаются только в определенных, нормативно закрепленных целях; внесены в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Ни один из них не характеризует казачье общество как самостоятельную форму юридического лица. Все они касаются особенностей, присущих ему как общественному образованию, способному выполнять публично значимые функции в связи с несением его членами государственной и иной службы.
Система казачьих обществ имеет вертикально закрепленную структуру, состоящую из нескольких уровней и включающую хуторские, станичные, городские; районные (юртовые); окружные (отдельские); войсковые; всероссийские казачьи общества. Члены обществ всех уровней могут в установленном порядке принимать на себя обязательства по несению государственной или иной службы. При определенной фиксированной численности таких членов казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в РФ, который ведется Министерством юстиции РФ и представляет собой информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах. Анализ правил ведения этого реестра свидетельствует, что для включения в него данных необходимо наличие совокупности последовательно возникающих условий: регистрация казачьего общества в качестве юридического лица; добровольное принятие определенным числом его членов обязательств по несению службы; отражение этих обязательств в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Поскольку из содержания ст. 123.15 ГК следует, что участником гражданских правоотношений может быть только то казачье общество, которое уже включено в реестр казачьих обществ, возникает вопрос о правовом статусе и организационной форме общественного образования, создаваемого для возрождения российского казачества и т.п. целей, которое приобретает права юридического лица. Исходя из буквального толкования ст. 123.15 ГК такое общественное образование не может иметь форму казачьего общества, поскольку еще не включено в реестр. Вместе с тем положения специальных актов, регламентирующие вопросы создания и деятельности казачьих образований, исключают даже на первоначальном этапе их существование в иной форме, нежели казачье общество[8].
Некоторые некоммерческие юридические лица, ранее созданные в формах, предусмотренных не ГК, а другими законами, вообще остались вне правового поля. Вопрос о том, какой должна быть их обновленная организационно-правовая форма, остается открытым. Законодателем это прямо не указано, а анализ содержания норм ГК свидетельствует, что ни одна из предложенных им не является приемлемой. Примером могут быть государственно-общественные и общественно-государственные объединения, представляющие собой специфические формирования, создаваемые по инициативе граждан и (или) государства. Их деятельность, осуществляемая при непосредственном участии и под контролем государства, способствует решению масштабных общественных вопросов государственного значения (патриотическое и военно-патриотическое воспитание граждан, участие в подготовке граждан к военной службе и т.п.). Каждая из подобных организаций, по сути, обладает индивидуальным статусом, имея особенности в составе учредителей и участников, структуре и компетенции органов управления, источниках формирования имущества и др.
Анализ норм ГК, посвященных отдельным организационно-правовым формам юридических лиц, свидетельствует, что законодателем не были разрешены и многие частные проблемы, регулярно возникавшие спорные вопросы. В одних случаях причиной выступает лаконичность включенных в ГК положений, в других, напротив, излишняя регламентация с использованием преимущественно императивных норм, не допускающих каких-либо исключений.
2 Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций
2.1 Создание некоммерческих организаций
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но с учетом специальных положений Федерального закона «О некоммерческих организациях». В связи с этим к вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций применяются рассмотренные выше общие положения о государственной регистрации юридических лиц, но с определенными особенностями.
В отношении некоммерческих организаций решение об их государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) принимается Министерством юстиции Российской Федерации в лице его территориальных органов. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций производится, как и в отношении коммерческих организаций, налоговыми органами. Формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, определяются Министерством юстиции Российской Федерации[9].
В отличие от коммерческих некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, - описание которой должно содержаться в их уставах. Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, не должна совпадать с государственной символикой публично-правовых образований на территории Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств и международных организаций, а также не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы или оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства. В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Некоммерческие корпоративные юридические лица (потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации) создаются по решению их учредителей (участников), принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть также предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации[10].
К некоммерческим унитарным организациям относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Данные юридические лица создаются либо по решению граждан и (или) юридических лиц (например, фонд, автономная некоммерческая организация, религиозная организация), либо по решению собственников их имущества (учреждения, публично-правовые компании).
Вступившие в силу с 1 сентября 2014 г. изменения ГК существенным образом затронули вопросы создания отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций[11].
В частности, для создания публично-правовых компаний, которые призваны заменить такие юридические лица, как государственные корпорации и государственные компании, требуется принятие специальных нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение и деятельность этих юридических лиц.
Реализация в праве России пандектной доктрины права применительно к делению юридических лиц привела к тому, что теперь значительное место среди корпоративных некоммерческих организаций занимают союзы и ассоциации как объединения лиц на условиях членства, к которым относятся некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты. Ранее принятое законодательство, которое необходимо будет привести в соответствие с ГК, наоборот, исходило из того, что именно «саморегулируемые организации вправе создавать ассоциации (союзы)».