Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность проблемы исследования. Проблема совершенствования профессионального мастерства в настоящее время находится в поле пристального внимания психологической науки. Профессиональная роль многосторонне влияет на лич­ность, предъявляя к человеку установленные требования, она преобразует весь его облик. Ежедневно, на протяжении многих лет, решение стандартных задач совершенствует не только профессиональные знания, но и фор­мирует определенный склад мышления, стиль общения и профессиональные привычки [16, с. 405].

Актуальность вопроса профессиональной деформации личности объясняется, во-первых, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, тем самым, накладывая свой отпечаток на его личность. Второй аспект актуальности данного вопроса – недостаточное количество исследований по данной актуальной проблеме.

Сегодня, на становление личности как профессионала, влияют трудные экономические и социальные условия. Идет смена ценностных ориентаций, меняется стиль жизни, это затрудняет социальную адаптацию личности, а вместе с этим и усложняет процесс становления личности как профессионала. Для того чтобы сформировать способность субъекта труда, противостоять проявлениям профессиональных деформаций личности, требуются компетентные рекомендации по профилактике и преодолению профессиональной деформации субъекта труда. [29, с. 46].

Цель исследования – выявить особенности проявлений профессиональной деформации личности субъекта труда на примере педагогов дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы исследования профессиональной деформации личности в психологической науке.
  2. Представить характеристику профессиональной деформации личности субъекта труда на примере педагогов дополнительного образования.
  3. Выявить особенности проявления профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, как субъектов труда.
  4. Предложить практические рекомендации, направленные на предупреждение и преодоление профессиональной деформации личности педагога дополнительного образования.

Гипотеза исследования существуют отличительные особенности проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, как субъектов труда, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений.


Объект исследования – профессиональная деформация личности педагога, как субъекта труда.

Предмет исследования – особенности проявлений профессиональной деформации личности педагога дополнительного образования.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование.

Применялись следующие методики исследования:

  1. Опросник «Эмпатия» (А.А. Меграбяна в адаптации Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк).
  2. Опросник «Диагностика авторитарности».
  3. Опросник выявления форм агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки (в адаптации Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк).
  4. Опросник «Диагностика демонстративности».

Методы математической и статистической обработки и представления полученных данных: описательная статистика, определение достоверности различий (непараметрический критерий Манна-Уитни).

Теоретико-методологические основания исследования:

  1. Концепции профессионального становления (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.А. Деркач, Д. Сьюпер, Э.Э. Сыманюк).
  2. Теоретические и практические работы, посвященные проблеме профессиональной деформации личности (С.П. Безносов, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Т.А. Жалагина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, О.Б. Полякова О.Б. Полякова).
  3. Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования (О.А. Анисимова, Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, В.Е. Орел).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Мартыновская средняя общеобразовательная школа №1, МОУ лицей «Политэк» г. Волгодонска, школа ДЮС «Нептун», ЦДОД сл. Большая Мартыновка. В исследовании принимали участие 60 респондентов, из которых 30 педагогов дополнительного образования и 30 педагогов общеобразовательных учреждений со стажем педагогической деятельности от 6 лет до 32 лет.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться психологами образовательных учреждений. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут стать основой для создания программ профилактики проявлений профессиональной деформации педагогов дополнительного образования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 источников), 3 приложений. Общий объем работы составляет 48 страниц, из них 32 страницы основного текста, 3 страницы списка литературы.


Глава 1. Понятие профессионально-личностной деформации в теории психологии

1.1. Состояние проблемы исследования профессиональной деформации личности в психологической науке

Проблема воздействия профессиональной роли на личность профессионала время от времени появляется в фокусе внимания исследователей, но до сегодняшнего дня остается актуальной. Об этом давно писали философы времен зарождения и формирования научных знаний, но особо пристально проблема воздействия профессиональной роли на личность обсуждалась как в конце XIX, так и в начале XX столетия, когда отделились от философии различные направления (отрасли) науки со взглядами на предмет исследования, понятийными аппаратами, средствами и методами познания окружающей действительности [4, с. 54].

Значительный вклад в разрешение проблем профпсихологии внесли ученые отечественной науки: В.М. Мунипов, Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Ю.М. Забродин, Ю.В. Котелова, Н.В. Кузьмина, Н.С. Пряжников,, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, А.М. Новиков, К.М. Гуревич, К.К. Платонов, З.А. Решетова, Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров, С.Н. Чистякова, М.Р. Щукин.

Вопросы, связанные с профессиональной деформацией личности, обсуждаются в работах и отечественных, и зарубежных авторов (С.Б. Братуся, Е.А. Климова, Б.Г. Ананьева, Э.Ф. Зеера, И.С. Кона, Л.Ф. Обуховой, Е.И. Рогова, А.И. Папкина, Л.Б. Филонова, З. Фрейда, Э. Эриксона, Д. Сьюпера) [30, с. 154].

Первое упоминание о модификациях, сопутствующих профессиональное самоопределение личности, встречается в исследованиях К. Маркса и П.А. Сорокина. Научное рассмотрение данного вопроса начато в 90-е годы XX века (В.П. Подвойский, Р.М. Грановская, Е.В. Руденский).

Феномен профессиональных деформаций личности в психолого-педагогической литературе рассматривался через профессиональную астению, эмоциональное «выгорание», профессиональную пассивность у представителей профессий типа «человек-человек» и их дезадаптацию [25, с. 88].


В.А. Бодров отмечает, что вопрос профессиональных деформаций личности возник во второй половине XIX столетия как последствие особенностей формирования социально-экономических процессов в обществе и его научных знаний. Зарождение этой проблемы, во-первых, связано с достижениями в изучении физиологии человека, развитии прикладных направлений физиологии, благодаря исследованиям И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, а также с появлением центральных отраслей экспериментальной психологии познавательных процессов (В. Вундт, И.Мюллер), дифференциальной психологии (Ф. Гальтон, Д. Кеттелл), психологии способностей и психодиагностики (Ф. Гальтон), социальной психологии (Э. Дюркгейм, В. Вундт, В.М. Бехтерев). Во-вторых, предпосылки зарождения проблемы профессиональной пригодности были обусловлены началом научно-технической революции в промышленности и в военном деле, а так же появлением задач обеспечения увеличению эффективности труда, профилактике получения травматизма и уменьшения аварийности [6, с. 196].

Проблема профессиональных деформаций личности изначально рассматривалась в контексте взаимосвязи личности и деятельности, сознания и профессии. Многие исследователи подчеркивали важность пристального исследования проблемы, полного анализа целого мира профессий, разделенного, но продолжающего развиваться мира труда и профессий.

В 1940 г. С. Л. Рубинштейн выделял как особенно важный фактор: «Преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики в конкретной деятельности, в которой она проявляется и формируется» [4, с.6]. Позднее В.Н. Мясищев, подчеркивал важность рассмотрения взаимосвязи между субъектом деятельности и личностью, отмечая то, что психология безличных процессов должна замениться психологией личности в деятельности» [5, с.14].

Многоаспектные психологические феномены соотношения личности и профессии исследовались психологией труда. Но единой картины становления личности как профессионала не складывалось. Психология труда которая возникла на рубеже XX в., рассматривала всевозможные виды труда, предъявляемые требования профессии к субъекту труда и психофизиологическим возможностям работника, его морально-волевым качествам, важные профессиональные способности, а так же знания, умения и навыки профессионала.

С.Л. Рубиншетейн писал, что личность проявляется и развивается в деятельности. Данное утверждение было конкретизировано во многих дальнейших исследованиях. Так Б.Г. Ананьев подчеркивал, что, развивая личность, труд создает не только материальные ценности, но и моральные качества человека, его характер и волю. С трудом связано формирование идеалов, образцов характера, лежащих в его основе [2,с 138].


О существовании трудностей в теоретическом понимании категорий, «труд», «деятельность», «жизнедеятельность» пишут многие авторы.

Некоторые исследователи ( Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, Э.Э. Сыманюк) рассматривают профессиональную деформацию личности в рамках более широкого понятия «профессиональные деструкции» которое определяют как со временем накопившиеся изменения имеющейся структуры личности и ее деятельности. Эти изменения негативно сказываются на эффективности трудовой деятельности и взаимодействии с другими субъектами этого процесса, также влияют на формировании самой личности» [22, с.149].

В отечественной психологии наиболее разработанной считается концепция профессионального становления личности, автор которой Э.Ф. Зеер. В рамках этой концепции рассматриваются проблемы детерминации и периодизации профессионального развития личности, проблемы профессиональных кризисов профессионала и деструктивных изменений личности в ходе ее профессионального становления, рассматриваются вопросы психологического сопровождения работников. значительное внимание в рамках рассматриваемой концепции направляется на уточнение и конкретизацию, на разработку базовых понятий, включая: профессиональное самоопределение, профессиональную деятельность и профессиональную идентичность, профессиональное формирование личности, профессиональные деструкции личность возникающие в процессе выполняемой деятельности.

Э.Ф. Зеер констатирует, что явление профессиональных деформаций личности недостаточно исследованы, но С.Г. Геллерштейн в 1930-е г. писал о важности понимания, что сущ­ность профессиональной деятельности отражается как в выполнении работником определенных действий, так и в приспособлении организма работника к специ­фическим особенностям, которые определяет профессия, на фоне этих особенностей действия совершаются работником. При этом происходит постоянное взаимодействие внешних условий среды и организма профессионала. Довольно часто наблюдается деформирование не только тела работника, но и его психики. Позже С.Г. Гел­лерштейн отмечет, что деформацию нужно понимать как изменение, которое наступает в организме работника и приобрета­ет стойкий характер [24,с.80].

Когда говорят о профессиональной деформации, то традиционно имеется в виду феномен распространения привычного ролевого поведения профессионала на непрофессиональные сферы. Если, после того как человек вышел из сложившейся профессиональной ситуации не произошло его восстановления, то даже в условиях личной жизни человек несет на себе «деформирующий отпечаток» полученный от профессии [20, с. 47].