Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика. (Понятие и виды некоммерческих организаций ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ближайшее время будут приведены к единообразию и правовые основы создания многочисленных кооперативов как некоммерческих организаций (жилищных, жилищно-строительных, садоводческих, огороднических, дачных, кредитных, сельскохозяйственных и гаражных кооперативов, обществ взаимного страхования, фондов проката), которые теперь приравниваются к организационно-правовой форме «потребительский кооператив».

Следует отметить изменения, коснувшиеся вопросов образования общественных организаций и включающие различные формы общественных объединений, в том числе новеллу законодательства о некоммерческих организациях - территориальное общественное самоуправление, под которым понимается организационно-правовая форма некоммерческой организации, созданная гражданами с целью самоорганизации по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

При создании некоммерческих организаций подается такой же комплект документов, предусмотренный в ст. 12 и 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», как и при создании коммерческих организаций.

Перечень подаваемых документов установлен в ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях:

- заявление, подписанное заявителем, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

- учредительные документы некоммерческой организации (в трех экземплярах);

- решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (в двух экземплярах);

- сведения об учредителях (в двух экземплярах);

- документ об уплате государственной пошлины;

- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

- при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;


- заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента[12].

В целом механизм создания и государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций находится в едином правовом поле и в значительной части регламентируется одинаковыми нормативными положениями.

2.2 Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций

Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. 
Все виды реорганизации, кроме преобразования некоммерческой организации, осуществляются без особой специфики. 

Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию. 

Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. 

Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо в фонд. 
Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Для ликвидации некоммерческой организации свойственны те же проблемы, что и для ликвидации организации коммерческой. Подробнее... 

Между тем ликвидация некоммерческих организаций имеет некоторые особенности. Так, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. 

Фонд может быть ликвидирован:

- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

- в других случаях, предусмотренных федеральным законом[13].


При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Исключение, в частности, предусмотрено для некоммерческого партнерства и учреждения. 

В случае, если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям и Федеральным законам, некоммерческой организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений. 

В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации[14].

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.


При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса[15].

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Заключение

Обозначив для себя основные типы некоммерческих организаций, а также лиц, имеющих возможность заниматься данной деятельностью, необходимо перейти к рассмотрению проблем, с которыми сталкиваются два субъекта правовых отношений (государство и НКО) в процессе юридического и практического взаимодействия.

В общегражданской практике существуют два устойчивых стереотипа относительно некоммерческих организаций. Первый из них доказывает исключительность существования некоммерческих организаций для решения вопросов о предоставлении тех или иных социально значимых услуг. Однако это верно лишь отчасти. Дело в том, что существует бесчисленное множество некоммерческих организаций, которые созданы не в целях оказания услуг обществу. Различные догадки и предположения о том, что некоммерческие организации созданы для решения социальных проблем и предоставления особых насущно требуемых социально значимых услуг, часто оказываются профанацией, если принять во всеобщее внимание «эксклюзивный» характер данных организаций. Ответ проясняется и при сравнении с государственными организациями или ведомствами, работающими в смежных областях.

Второй стереотип связан (и во многом переплетается с одной из проблем регулирования законодательством деятельности некоммерческих организаций) с утверждением о том, что основной отличительной чертой некоммерческой организации является ее полный отказ от извлечения прибыли. С сентября 2014 г. в силу вступили новые изменения в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми некоммерческие организации «могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям». Вопрос соответствия приносящей доход деятельности заявленным целям создания некоммерческих организаций является весьма спорным, что зачастую приводит к нахождению обходных путей в соответствующем законодательстве: все чаще возникают случаи участия некоммерческих организаций в осуществлении весьма амбициозных коммерческих проектов, направленных на дестабилизацию внутриполитической ситуации в стране и негативно влияющих на ее безопасность (вспомним, к примеру, существующий реестр НКО - иностранных агентов: не все некоммерческие организации, которые получают финансирование из-за рубежа, стремятся побыстрее оказаться в данном реестре, понимая, что в таком случае их деятельность будет заведомо ограничена). И это вызывает огромную обеспокоенность легальных коммерческих структур, налоговых и правоохранительных служб, а также является маленьким островом посреди океана проблем, связанных с возможной антигосударственной (подрывной) деятельностью, сказывающейся на имидже страны (вплоть до серьезного экономического и идеологического ущерба).


Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
  4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1930
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145
  6. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465
  7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431
  8. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2005, № 50, ст. 5245
  9. Абросимова Е.А. Некоммерческие организации в экономике: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 9 - 13.
  10. Алексеев С.С. Гражданское право. М., 2016. 645с.
  11. Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. М.: Статут, 2016. 431 с.
  12. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Проблемы гармонизации учета и отчетности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 12. С. 2 - 12.
  13. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть / 2014. СПС КонсультантПлюс
  14. Илларионова Т.И. Гражданское право: учебник для вузов. Часть первая. М., 2014. 450с.
  15. Корнеев И.Л. Гражданское право Российской Федерации. М., 2014. 370с.
  16. Кукина Т.Е. Споры, связанные с залогом имущественных прав,
  17. Майорова К.И. Отношения участия (членства) в некоммерческих организациях // Современное право. 2016. № 1. С. 66 - 71.
  18. Павлодский Е.А. Гражданское право России. М., 2014. 380с.
  19. Пиляева В.В. Гражданское право. М., 2015. 345с.
  20. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. 394 с.
  21. Сухарев А.А. Ключевые проблемы правового регулирования НКО по законодательству РФ // Юрист. 2015. № 6. С. 32 - 37.
  22. Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран: монография / О.В. Гаврилюк, Н.И. Гайдаенко Шер, Д.О. Грачев и др.; отв. ред. Н.Г. Семилютина. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 432 с.
  23. Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А.В. Габов, К.Д. Гасников, В.П. Емельянцев и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. Т. 3: Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. 280 с.
  24. Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А.А. Аюрова, О.А. Беляева, М.М. Вильданова и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. Т. 2: Виды юридических лиц в российском законодательстве. 352 с.
  25. Юридические лица в российском гражданском праве: монография: в 3 т. / А.В. Габов, О.В. Гутников, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. Т. 1: Общие положения о юридических лицах. 384 с.