Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика. (Понятие и виды некоммерческих организаций ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Специфика изменений в политической и экономической орбитах нашей страны начиная с 1990-х годов XX в. объективно создала благоприятные условия для возникновения огромного множества современных типов и форм юридических понятий. Исключением для российской действительности не стала и категория «некоммерческие организации», или НКО. Особенность подобных «некоммерческих организаций» заключается в том, что они определяются российским законодательством как организации, не имеющие в качестве главной (приоритетной) цели и своей деятельности извлечение прибыли. Несомненно, сектор услуг составляет основу основ современной экономики государств, делающей качественные шаги вперед в сторону развития и совершенствования экономической модели. Вместе с тем небезызвестный факт, что «коммерческие организации2 в своей основе не имеют возможности эффективно работать в тех сферах, в которых получить значительные финансовые результаты оказывается непосильной задачей. В первую очередь это относится к социальной, научной, духовной, образовательной, политической сферам. И тут на авансцену в роли «замещения», а также для установления экономического «баланса» и выходят некоммерческие организации. Деятельность в указанных сферах в основном осуществляют некоммерческие организации.

Сегодня также активно развиваются и совершенствуются такие типы некоммерческих организаций, которые занимаются осуществлением надзора и контроля за деятельностью государственных служб, институтов власти. Объективно это способствует развитию и многомерному укреплению организационных и функциональных основ формирующегося гражданского общества в России.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении своей деятельности некоммерческими организациями.

Предметом исследования являются нормативно – правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций.

Целью представленного исследования является комплексный анализ гражданско - правового регулирования деятельности некоммерческих организаций.

Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:

- определить понятие некоммерческих организаций;

- выявить виды некоммерческих организаций в соответствии с российским законодательством;

- изучить процесс создания некоммерческих организаций;

- охарактеризовать процесс реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.


Методологической основой исследования являются: диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой и другие частные методы научно-исследовательской работы.

В работе используются работы ученых в сфере гражданского права, а именно: А.А. Сухарев – о ключевых проблемах правового регулирования некоммерческих организаций по законодательству РФ, Е.А. Абросимова – о некоммерческие организации в экономике, К.И. Майорова – об отношениях участия (членства) в некоммерческих организациях.

1 Понятие и виды некоммерческих организаций

Понятие и сущность некоммерческих организаций

Некоммерческая деятельность, которая изначально ограничивалась лишь благотворительной сферой, имеет многовековую историю. Хотя на всех этапах она упорядочивалась путем закрепления определенных рамок и правил, первым отечественным документом, содержащим упоминание о формированиях, явившихся прообразами современных некоммерческих организаций, следует признать Устав благочиния, или полицейский, от 8 апреля 1782 г., ст. 64 которого предусматривала, что Управа благочиния охраняет законом утвержденное общество. Именно он заложил нормативную основу для организаций, учреждаемых в различных общественно полезных целях, и закрепил правила надзора за ними.

Специальные акты, регулирующие вопросы создания и деятельности подобных образований, определяющие их правовой статус, появились лишь в начале XX века. Необходимость их принятия была обусловлена провозглашением свободы совести, слова, собраний и союзов, а также изданием 23 апреля 1906 г. Свода Основных Государственных законов. Пунктом 80 Свода российским подданным было предоставлено право «образовывать общества и союзы в целях, не противных законам». При этом предусматривалось, что условия образования обществ и союзов, порядок их деятельности и приобретения прав юридического лица, а также порядок их прекращения определяются законом. Таким специально принятым для регламентации указанных вопросов актом стали Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г[1].


Данный документ признавал обществом «соединение нескольких лиц, которые, не имея задачей получение для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союзом - соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство их уполномоченных». При этом выделялись три категории организаций, имеющих отличия в правовом статусе. Первую группу составляли общества, «образуемые без испрошения на то разрешения правительственной власти», которые не признавались самостоятельными субъектами имущественных отношений. Ко второй относились общества, зарегистрированные в установленном порядке, а также союзы, которые подлежали регистрации во всех случаях. По существу они обладали правами юридического лица. В третью группу включались профессиональные общества, создаваемые с целью выяснения и согласования экономических интересов, улучшения условий труда своих членов и т.п. Их правовое положение определялось Временными правилами о профессиональных обществах, содержащимися в Уставе о промышленности[2].

В дальнейшем Временным правительством 12 апреля 1917 г. было принято Постановление «О собраниях и союзах», наделявшее всех российских граждан правом без особого на то разрешения образовывать общества и союзы в целях, не противных уголовным законам. Их создание осуществлялось с соблюдением требований Постановления Временного правительства от 21 июня 1917 г. «О регистрации товариществ, обществ и союзов»[3].

Политические и экономические преобразования, обусловленные Октябрьской революцией, изменили подходы к регламентации статуса организаций некоммерческого характера. В первые годы советской власти были приняты Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. «О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и надзоре за ними», впоследствии заменившее его Положение об обществах и союзах, не преследующих цели извлечения прибыли, утв. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 6 февраля 1928 г., и другие акты, способствующие практической реализации ст. 16 Конституции РСФСР 1918 г., предусматривающей оказание рабочим и крестьянам всяческого содействия для их объединения и организации.

Принятое в дальнейшем Положение о добровольных обществах и союзах (объединениях, клубах, ассоциациях, федерациях), утв. Постановлением ВЦИК И СНК РСФСР 30 августа 1930 г., и заменившее его Положение о добровольных обществах и союзах, утв. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 г., вместо прежнего наименования «общества, не преследующие цели извлечения прибыли» использовали для соответствующих организаций иное название – «добровольные общества». Тем самым законодатель отказался от применения критерия целей создания в качестве квалифицирующего признака таких организаций, что было продиктовано социально-экономическими изменениями и упразднением частных коммерческих структур.


В советский период добровольные организации входили в политическую систему СССР и в основном рассматривались как субъекты государственного и административного права; в качестве института социалистической демократии и как субъекты нормотворчества. Гражданско-правовым аспектам их статуса уделялось незначительное внимание. Ст. 24 ГК РСФСР признавала общественные организации и их объединения юридическими лицами, при этом какой-то единый нормативный акт, определяющий общие принципы их формирования и деятельности, отсутствовал. Специальные документы для регламентации статуса подобных организаций были приняты лишь в постсоветский период.

Понятие некоммерческих организаций, имеющее собирательный характер и объединившее несколько самостоятельных организационно-правовых форм юридических лиц, было введено в российское законодательство Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1. Для их выделения использовался единственный критерий - основная цель деятельности. Коммерческими признавались организации, преследующие извлечение прибыли, а некоммерческими - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (ст. 18). Вместе с тем им предоставлялось право заниматься предпринимательской деятельностью, если это было необходимо для реализации уставных целей. Некоммерческие организации могли создаваться в качестве общественных или религиозных организаций; потребительских кооперативов; благотворительных и иных фондов; финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами[4].

Впоследствии этот подход был воспринят ГК, который сохранил деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, использовав для их разграничения, помимо целей деятельности организаций, еще один критерий - способность к распределению прибыли. Некоммерческими организациями были признаны юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК). При этом законодатель не определил возможные для них цели деятельности, ограничившись лишь указанием на цели их создания, состоящие в достижении общественных благ. Из-за нечеткости этих критериев целесообразность деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие не получила в юридической науке однозначной оценки и имела как сторонников, так и противников.


Виды некоммерческих организаций

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; общественных движений;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний;

- адвокатских палат;

- адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Весьма проблемным является и перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предложенный ГК. Особенно с учетом того, что посвященные им нормы не всегда закрепляют их существенные структурные и иные цивилистические особенности. Кроме того, для многих норм характерна лаконичность, в связи с чем они будут неизбежно конкретизироваться и развиваться на уровне специальных законов применительно к отдельным видам (подвидам) организаций, в том числе с учетом сферы их деятельности. От ранее существовавшей такая ситуация будет отличаться появлением не новых правовых форм, а в их рамках новых видов (подвидов) некоммерческих организаций со спецификой в правовом статусе. В связи с этим более логичным было бы установление для некоммерческих организаций всего двух возможных организационно-правовых форм: одной для корпоративных юридических лиц, другой - для унитарных. К примеру, как в Голландии, где неправительственные некоммерческие организации создаются только в качестве общества и фонда, или во Франции и Польше, законодательство которых также предусматривает для них лишь две возможные формы - ассоциация (объединение) и фонд[5].