Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Введение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- организация ремонта, поверок и калибровок геодезических средств измерений (средств измерений, применяемых при осуществлении картографической деятельности);

- использование последних по сроку издания (составления) материалов государственного картографо-геодезического фонда в качестве основы при создании новых геодезических материалов и данных (при составлении и подготовке к изданию новой картографической продукции);

- отображение в издаваемых геодезических материалах и данных выходных сведений;

- отображение на вновь создаваемых картографических материалах наименований географических объектов в нормализованной форме в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

- безвозмездная передача 1 экземпляра созданных геодезических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

- лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.


Глава 3. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности

В п.1 ст.1 Закона № 128-ФЗ строго очерчен круг субъектов, принимающих участие в процессе лицензирования. Это, прежде всего, органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует отнести Правительство РФ, поскольку на него возложены такие важные в области лицензирования задачи, как утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установление видов деятельности, лицензируемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

Органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения принимают участие в механизме лицензирования по видам деятельности, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

Понятие оказание квалифицированной юридической помощи многогранно.. О качестве юридической помощи можно судить по целому ряду и других критериев. Полагаю, что при разрешении вопроса о качестве юридической помощи необходимо руководствоваться стандартами качества такой помощи, установленными как в международных правовых актах, так и в законодательстве Российской Федерации, например, в Федеральном законе № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако до сих пор в Российском законодательстве не закреплено понятие "квалифицированная юридическая помощь".

Бесспорно, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист - лицо, обладающее специальными познаниями и опытом деятельности в области права. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица положительного опыта работы по юридической специальности.


Существующее законодательство практически не ограничивает круг лиц, пытающихся оказывать платную юридическую помощь и далеко не всегда эта помощь оказывается квалифицировано. А отсутствие четких критериев для оценки качества деятельности этих лиц, позволяет им в случае оказания не квалифицированной юридической помощи уходить от ответственности и продолжать свою недобросовестную деятельность.

Деятельность же остальных лиц, претендующих на оказание платной квалифицированной юридической помощи должна регулироваться государством, например, путем лицензирования.

До ноября 1998 года существовало положение "О лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г.". Оно содержало в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг. Не предусмотрено лицензирование этого вида деятельности и до настоящего времени. Контроль государства за качеством юридических услуг отсутствует.

Ранее лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при определённых условиях:

- у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ;

- стаж работы по юридической специальности не менее трех лет;

- для юридических лиц - присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической);

- лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом.

Фактически эти критерии не утратили актуальности и ныне. Для осуществления лицензирования деятельности по оказанию платной юридической помощи необходимо:

- принятие Федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"", который бы отнес оказание платной юридической помощи к лицензируемым видам деятельности;

- в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства должно утвердить положение "О лицензировании деятельности по оказанию платной юридической помощи";


В данном положении наделить, например, Министерство юстиции РФ осуществлять следующие полномочия:

- предоставлять лицензии;

- переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензии;

- приостанавливать действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований;

- прекращать действия лицензий;

- вести реестр лицензий, предоставлять заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

- осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий;

- обращаться в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

При предоставлении лицензии также смотрят на следующие требования:

- наличие высшего юридического образования;

- непрерывный опыт в течение трех лет практической юридической деятельности с положительными результатами, документально закреплёнными;

- отсутствие любой непогашенной судимости или решения суда, вступившего в силу, о привлечении к какой-либо ответственности за оказание неквалифицированной юридической помощи;

- осуществление лицензируемой деятельностью только индивидуальными предпринимателями (для индивидуальной ответственности и фактического привлечения к ответственности вплоть до банкротства).

Выдача лицензий на осуществление платной юридической помощи юридическим лицам позволяет фактически нивелировать персональную ответственность, но ведёт работу по оказанию юридической помощи определённый человек. Механизм лицензирования должен быть направлен на природные качества человека, его воспитание, положение в обществе. И каждый лицензиат должен знать, что один случай оказания неквалифицированной юридической помощи фактически может лишить его дохода, а порой даже права заниматься определенной деятельностью и т.д. В отношении юридического лица, лицензирующий орган и общество таких рычагов не имеет.

Отсутствие четкого регулирования в области оказания квалифицированной юридической помощи выгодно только недобросовестным юристам, лицам, не обладающим реальными познаниями в области юриспруденции. Лицам, которые фактически не могут оказать квалифицированную юридическую помощь.

Добросовестные юристы, обладающие познаниями для оказания квалифицированной юридической помощи, думаю, отнесутся положительно к лицензированию данного вида деятельности.

Лицензирование позволит вытеснить с рынка услуг по оказанию юридической деятельности достаточно большой слой людей, называющих себя юристами, но реально не способных оказать квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе. Государство, наконец, сможет гарантировать получение платной квалифицированной помощи не только у адвокатов и нотариусов, что положительно может сказаться на стоимости получения квалифицированной юридической помощи для конечного потребителя.


Заключение

Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов граждан и интересов самого государства. Я считаю, что институт лицензирования в настоящее время в Российской Федерации достаточно хорошо регламентирован: действует Закон, устанавливающий виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок лицензирования, а также действует множество иных нормативных актов, регулирующих порядок лицензирования каждого конкретного вида деятельности.

Институт лицензирования не идеален, его недостатки широко обсуждаются на страницах юридической литературы. Тем не менее следует признать, что в настоящее время он более приспособлен для целей "предотвращения ущерба", задач по "предупреждению, выявлению и пресечению нарушений" в сфере публичного правопорядка по сравнению с альтернативными формами регулирования (саморегулирование, техническое регулирование, уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности). При принятии законодателем решения о замене лицензирования альтернативными формами регулирования крайне важно определиться в следующих вопросах:

- чьи интересы призван защищать соответствующий институт,

- какими правовыми средствами он наделен по предотвращению ущерба, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;

- какая предусмотрена система санкций при нарушении публично-правовых и частноправовых интересов.

При отсутствии в альтернативном институте должного набора правовых средств, направленных на защиту публично-правовых и частноправовых интересов, замена лицензирования на иные формы регулирования преждевременна.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета, № 153-154, 30.12.08.

2. Постановлением Правительства РФ № 152 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 26.11.07, № 10, ст. 787.

3. Постановление Правительства РФ № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" // Российская газета, № 34, 17.02.07.

4. А. Гущин "Лицензирование в РФ. Правовые и организационные аспекты". Изд. Дашко и Ко., 2004.