Файл: Понятие слабой стороны при заключении договора (Понятие слабой стороны при заключении договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В долгосрочном плане этот подход может стимулировать существенную оптимизацию качества договорной работы. к сведению Текст постановления № 16 немного отличается от текста проекта этого документа.

Например, содержание п. 5 постановления № 16 не соответствует тому, что было предложено в проекте. В нем говорилось о возможности суда квалифицировать правовую норму как диспозитивную или императивную (то есть запрещающую или дозволяющую установить в договоре условия иные, чем указано в норме) в зависимости от субъектного состава договорного правоотношения. В отношениях двух компаний или предпринимателей такие нормы предлагалось толковать как диспозитивные, поскольку предпринимательская деятельность предполагает большую свободу договорных отношений, а в отношениях с участием потребителей — как императивные.

В постановление № 16 не вошли положения проекта (п. 6), посвященные злоупотреблению сторонами правом из договора или закона.

Так, в проекте было сказано, что при доказанности злоупотребления стороной правом из условия договора, отличного от диспозитивной нормы или исключающего ее применение, либо из императивной нормы, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления может отказать этой стороне в защите принадлежащего ей права полностью или частично, признать соответствующее условие договора недействительным либо применить иные меры, преду­смотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При этом возможны си­туации, когда злоупотребление правом допущено обеими сторонами договора.

И очень часто простые граждане, не являющиеся предпринимателями, имеют дело с контрагентами-коммерсантами, которые обладают специальными знаниями в той сфере, в которой они предоставляют услуги населению. Более того, зачастую в таких отношениях между гражданином и предпринимателем существует по понятным причинам неравенство в возможностях, кредитор навязывает свои порой вовсе не выгодные потребителю условия, а последний в свою очередь не имеет рычагов воздействия, чтобы как-то эти условия изменить или хотя бы поучаствовать в согласовательном процессе. К тому же в лучшем случае процесс согласования таких условий может быть осложнен или затянут во времени бюрократическими препонами, так как каждое изменение условий потребует соответствующего анализа и согласования у всех служб организации. В худшем случае организация просто откажется пересматривать типовые условия, сославшись на то, что данный договор – это договор присоединения. В этой ситуации организацию можно понять, поскольку согласование условий с каждым потребителем ведет к затягиванию процесса, в то время, когда можно было бы приступить к исполнению договоров. 


И вот мы подошли к проблеме, когда права потребителя-гражданина в момент заключения договоров с организацией в сфере услуг оказываются незащищенными. 

В связи с подобной ситуацией на российском договорном пространстве подспорьем в защите прав потребителя при заключении договоров можно считать принятое уже более года тому назад постановление Пленума ВАС РФ № 16 от 14 марта 2014 г. «О свободе договора и ее пределах» (далее – Постановление о свободе договора), которое дало критерии несправедливости договоров, заключаемых с потребителями. 

Кроме того, данное Постановление о свободе договора подробно осветило механизм толкования правовых норм при составлении договоров. Актуальность данного вопроса толкования норм трудно переоценить, так как в нашей правовой системе есть нормы, которые правоприменители часто толковали по-разному, относя их то к диспозитивным, то к императивным. В связи с этим сложности возникали и у судов при разрешении споров касательно толкования смысла правовых норм. И именно Постановление о свободе договора стало довольно серьезным инструментом в решении данного вопроса. 

Как нам известно, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. 

Данное постановление предлагает по-новому взглянуть на правовые нормы, относя их к императивным или диспозитивным, и предлагает истолковывать смысл правовых норм как исходя из буквального понимания слов и выражений, так и руководствуясь целями, которые преследовал законодатель при написании законодательных актов (п. 1 Постановления о свободе договора). 

Понятие диспозитивности норм дается в п. 4 ст. 421 ГК РФ, а дефиниция ее императивности содержится в ст. 422 ГК РФ. 

В существующих законодательных актах России есть три вида норм: 

– в первых указано определенное правило и оговорка: «Соглашение об ином ничтожно» и т.п. (норма с «императивным маркером»); 

– во вторых указано правило и оговорка: «Если иное не установлено соглашением сторон» (норма с «диспозитивным маркером»); 

– в третьих указано правило поведения, без каких-либо иных пояснений, то есть маркер императивности и диспозитивности отсутствует. 

Как раз по поводу толкования смысла правовых норм третьей категории у правоприменителя на практике часто возникают вопросы. Именно такие нормы, наверное, большинство юристов долгое время воспринимало как императивные в силу того, что в них отсутствовало четкое указание на право выбора (диспозитивность). Это было сформировано менталитетом советского и постсоветского правового мышления. 


Таким образом, в российской правовой системе правовая норма без «маркера» может носить как императивный, так и диспозитивный характер. 

Принятое Постановление о свободе договора как раз предлагает определить, императивная норма по смыслу или диспозитивная, исходя не только из буквального ее толкования, но и из целей, вложенных в норму законодателем. 

На первый взгляд это кажется неожиданным, ибо определить, какие именно цели преследовал законодатель, придумывая ту или иную норму, представляется задачей нетривиальной. 

Таким образом, учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- постановление о свободе договора дало определенные принципы и критерии, с помощью которых можно «разгадать» замысел отечественного законодателя в нормах права, не снабженных «маркерами» диспозитивности и императивности. 

- принесет ли это плюсы или окажется несостоятельным, покажет время. Ясно главное – теперь правоприменитель станет по-новому толковать подобные нормы, изменится и судебная практика по ряду вопросов. 

В связи с появлением Постановления о свободе договора у граждан появится больше возможностей для судебной защиты своих прав, когда они были нарушены стороной-предпринимателем, примером тому служит, в таких распространенных отношениях, как заемщик-гражданин – кредитор-банк. 

У стороны-потребителя появилось больше способов защиты от несправедливых условий договоров и недобросовестных контрагентов-предпринимателей. 

В связи с тем, что появились критерии определения целей законодательного регулирования, установлены правила определения пределов диспозитивности и императивности, судам в настоящее время будет гораздо легче рассматривать споры, руководствуясь новым путеводителем о свободе договоров.

1.1 Юридический риск, как источник и законодательное определение

Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ, предпринимательство (как путем создания компании, так и индивидуальное) — это деятельность, осуществляемая на собственный риск и направленная на регулярное получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования движимого и недвижимого имущества. Если исходить из данного определения, то даже само по себе занятие бизнесом считается рискованным мероприятием, так как владелец может лишь предполагать степень выгодности и успешности организованного им предприятия.


Упомянутые в вышеназванном пункте виды деятельности невозможны без заключения соответствующих сделок и договоров, на что прямо указывают статья 153 и пункт 1 статьи 420 ГК РФ. Таким образом, на заключаемую организацией сделку переносится большинство рисков, изначально присущих предпринимательству.

Несмотря на всю важность оценки и прогнозирования возможных юридических рисков при заключении договоров для хозяйствующего субъекта, в отечественном законодательстве отсутствуют нормативные акты, которые содержат легальное определение юридических рисков, их классификацию, методику оценки и перечень мероприятий, направленных на снижение влияния непредвиденных факторов. Единственным документом, который может быть использован на практике, является рекомендательное письмо ЦБ РФ «Об организации…» от 30.06.2005 № 92-Т, определяющее общие принципы работы банков по изучению и влиянию правовых рисков на выгодность совершаемых ими сделок и деловую репутацию организации. Хотя круг адресатов письма ограничен, большинство из рекомендаций в силу своей универсальности могут быть использованы по аналогии и при заключении сделок нефинансовыми компаниями.

1.1.1 Определение и классификация правовых рисков

Пункт 1.1 письма № 92-Т обозначает, что правовым риском следует считать вероятность наступления убытков либо негативного влияния на восприятие компании ее клиентами и контрагентами (т. е. ущерба деловой репутации). Риски, в зависимости от источников их происхождения, пункт 2.1 того же письма делит на внутренние и внешние.

К внутренним юридическим рискам при этом относятся (пункт 2.1.1):

несоответствие учредительной документации, деятельности компании и практики заключения сделок требованиям законодательства;

неэффективную организацию деятельности юридического подразделения компании, отсутствие должной координации с руководством и другими отделами, пренебрежение необходимостью проведения юридической экспертизы сделок, грубые ошибки при заключении контрактов и т. п.;

нарушение компанией условий заключенного договора — как умышленное, так и вынужденное (ввиду принятия на себя несоразмерных возможностям обязательств);

недостаточное внимание при проведении технических усовершенствований, внедрении системы электронного документооборота, использовании электронных ресурсов для переписки с контрагентами, участия в тендерах, конкурсах и т. д.


К внешним факторам относятся (пункт 2.1.2):

не зависящие от воли сторон обстоятельства (изменения в законодательстве, повышение действующих или введение новых налогов, ужесточение требований к осуществляемой деятельности и т. д.);

неисполнение контрагентами своих обязательств (как умышленно, так и вынужденно).

1.1.2 Общие мероприятия по оценке и минимизации правовых рисков

Пункт 2.2 письма № 92-Т обозначает, что основа управления рисками — это комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на максимально возможное их снижение.

К основным организационным мерам, которые могут быть приняты компанией, можно отнести:

определение основных и второстепенных факторов риска при заключении сделок с учетом специфики деятельности компании;

определение критериев допустимости риска при заключении сделки, а также условий, при которых она не может быть заключена, несмотря на всю привлекательность предложенных условий;

назначение ответственного лица (либо нескольких лиц с разграничением компетенции между ними), на которое будет возложена обязанность проведения мероприятий по оценке и минимизации рисков;

создание системы взаимного информирования о возможных рисках между руководством компании и юридической службой, а также между заинтересованными подразделениями (системы визирования и согласования решений и управленческих действий);

определение порядка отграничения правовых рисков при подписании соглашений от рисков иного характера (кредитных, финансовых, производственных и т. д.);

создание системы мониторинга и оценки уровня рисков в отношении как самой компании, так и ее потенциальных клиентов (контрагентов);

создание системы контроля за действиями юридической службы и иных специалистов, принимающих участие в заключении договоров.

1.1.3 Правовые меры

Пункт 2.2.1 письма № 92-Т прямо указывает на необходимость принятия специальных локальных нормативных актов предприятия либо включение обязанностей по проведению оценки и минимизации юридических рисков в должностные инструкции специалистов компании. Вместе с тем при внедрении на предприятии методики управления рисками при совершении сделок возникает необходимость в разработке комплексного документа, который должен содержать в себе положения, определяющие проведение указанных выше мероприятий, и служить подробной пошаговой инструкцией для конкретного специалиста.