Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве и провозглашение общепризнанных норм и принципов международного права в области прав человека частью правовой системы Российской Федерации. В обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

Оперативно-розыскная деятельность – одна из государственно-правовых форм борьбы с преступностью, которая по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать конституционных прав граждан. Проведение таких оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений и обследование жилых помещений, основано на ограничении прав, закрепленных в ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации.

В тоже время наведение справок, проведение опросов, наблюдения, оперативного внедрения и ряда других ОРМ предполагает сбор сведений об образе жизни, девиантном поведении, порочных привычках и наклонностях, аморальных поступках, контактах проверяемого лица, большая часть которых связана с проникновением в сферу частной жизни.

Таким образом, возникает проблема создания надежных правовых гарантий от необоснованного ограничения прав личности при осуществлении ОРМ. Вместе с тем, для обычного гражданина не столь важно, кто и как в отношении него будет осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Для него значение имеет то, в какой степени при этом будут обеспечены его права, свободы и законные интересы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Нарушение прав личности сотрудниками органов внутренних дел остается одной из серьезнейших проблем, требующей своего решения. О наличии этой проблемы свидетельствуют многочисленные жалобы к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации, а также в Европейский Суд по правам человека. При этом, как показывает статистика Конституционного Суда, количество жалоб на нарушение конституционных прав граждан при осуществлении ОРД из года в год возрастает. Цель исследования – теоретико-правовой анализ соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.


Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1) дать понятие оперативно-розыскной деятельности и определить сущность прав и свобод человека и гражданина в России;

2) исследовать законодательные ограничения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности;

3) проанализировать нормы, гарантирующие восстановление прав и законных интересов граждан и юридических лиц, нарушенных органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, а также возмещение причиненного им вреда;

Предметом исследования курсовой работы является совокупность юридических норм, которые регулируют обеспечение прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, практика соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности. Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности.

Теоретической базой исследования послужили работы ученых в области уголовного и конституционного права, деятельности суда и прокуратуры, теории оперативно-розыскной деятельности.

Глава 1 Оперативно-розыскная деятельность

1.1 Поянтие оперативно-розыскной деятельности

В любом обществе борьба с преступностью представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, организационных, воспитательных, специальных и иных мероприятий, проводимых государственными органами и негосударственными структурами. В ряду этих мер наиболее значимое место занимает оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД).

ОРД регулируется специальным Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] (далее – ФЗ об ОРД). Согласно ст. 1 этого закона ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека игражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[2].


В этом определении заложена сущность ОРД. Это, прежде всего:

1) особый вид государственной деятельности;

2) осуществляется гласно и негласно;

3) проводится органами, осуществляющими ОРД в пределах их компетенций;

4) осуществляется посредством проведения ОРМ;

5) законодательно сформулирована цель всей ОРД – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств[3].

В Российской Федерации права человека закреплены во второй главе Конституции. Однако уже в первой главе «Основы конституционного строя» во второй статье говорится, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Различные стандарты защиты прав человека включены в федеральные и региональные законодательные акты. Кроме того, Россия взяла на себя обязательства по исполнению ряда договоренностей – в том числе в рамках Совета Европы. Отсюда и возможность для граждан России обжаловать действия российских властей в Европейском суде по правам человека.

Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях[4].

Права человека - это совокупность возможностей и притязаний человека в личной, социальной, экономической, политической и культурной сферах, присущих ему и характеризующих его правовой статус по отношению к государству, который признан и законодательно оформлен во внешнем (международном) и внутригосударственном праве, и гарантируется всем обществом, без которых он не может существовать как полноценное существо[5].

Права человека имеют различные классификации. Одним из распространенных и часто используемых способов разделять права является деление, предложенное в 1977 г. Карелом Васаком, на три «поколения»: а) первое: личные, гражданские и политические права – право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство, право на свободу совести и свободу слова, свободу собраний, на справедливое судебное разбирательство, право избирать и быть избранным в органы власти и др.; б) второе: социальные, экономические и культурные права – право на жилище, на труд, на медицинское обслуживание, на защиту от безработицы и др.; в) третье: широкий спектр прав (здесь нет четкого перечня) – право на здоровую окружающую среду, на самоопределение, на натуральные ресурсы, на использование культурного наследия и др.[6]


Право личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 1 ст. 24, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. В понятие «частная жизнь» традиционно включается сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. К личным и семейным тайнам относятся сведения о размере вкладов, о состоянии здоровья, деловых, дружеских и иных связях лица, увлечениях, пороках, скрытых физических недостатках и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке[7].

Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Правом на неприкосновенность обладают лица, в собственности которых жилье находится или которые пользуются им на законном основании, т.е. имеющие соответствующие правоустанавливающие документы (договор аренды, найма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.). Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения

Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право может ограничиваться на основании судебного решения при проведении трех оперативно-розыскных мероприятий: контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров и снятия информации с технических каналов связи.

Права человека закреплены в ряде международных документов. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 г.[8] Поскольку декларация не предполагает механизмов своего осуществления, в дополнение к ней в 1966 г. в ООН были приняты два документа: «Международный пакт о гражданских и политических правах»[9] и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»[10].


В части первой статьи 5 Закона об ОРД не только определена обязанность органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина, но и дан перечень конституционных прав, подлежащих безусловному соблюдению при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Это неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции.

Законодателем не случайно подчеркивается это положение и обозначен перечень прав: только их нарушение может обжаловаться в порядке, установленном комментируемой нормой, в вышестоящий орган, прокурору или в суд[11].

Наконец, соблюдение прав человека и гражданина в ОРД есть частный случай соблюдения права как одной из форм реализации права (наряду с исполнением, использованием и применением). В данном случае соблюдение права заключается в воздержании оперативно-розыскных органов и их должностных лиц (иных субъектов ОРД) от совершения запрещенных правовыми нормами действий или бездействия. Соблюдение – пассивная форма правомерного поведения правоприменителей в ОРД.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД в их нормативном воплощении сводятся к следующим трем моментам:

1) оперативно-розыскные органы и оперативники в ходе ОРМ должны не нарушать неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну граждан, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;

2) не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД;

3) оперативно-розыскным органам и оперативникам запрещается:

– проводить ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений;

– принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

– разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны при проведении ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом[12].

Таким образом, соблюдение прав человека и гражданина в ОРД заключается в воздержании оперативно – розыскных органов и их должностных лиц от совершения запрещенных правовыми нормами действий или бездействия[13].