Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Оперативно-розыскная деятельность
1.1 Поянтие оперативно-розыскной деятельности
1.2 Законодательные ограничения прав и свобод
Глава 2 Защита прав и законных инетересов личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Гарантии восстановления прав граждан
Кроме того указанные должностные лица прокуратуры должны в пределах своей компетенции предпринимать меры по обеспечению законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, при принятии субъектами ОРД юридически значимых решений, при представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, а также по обеспечению соответствия законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими ОРД, соблюдения порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.
4. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности ОРД и позволяет воспрепятствовать принятию неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также помогает руководителю принять самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.
Целями ведомственного контроля являются:
– своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД;
– определение соответствия этой деятельности требованиям законодательства РФ и ведомственным нормативным актам;
– обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;
– привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур проведения ОРМ и оформления оперативно-служебных документов[34].
Кроме того, руководители оперативно-розыскных органов могут осуществлять непосредственный контроль путем личного участия в организации и проведении ОРМ. При этом они несут персональную ответственность не только за законность проведения ОРМ, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, но и за организацию ОРД в целом.
При проведении ведомственного контроля могут быть выявлены различные недостатки: умышленное искажение оперативно-розыскных данных, неправильное оформление оперативно-служебных документов; некомпетентность сотрудника, сокрытие фактов нарушения режима секретности, допущение подстрекательства и провокаций в процессе проведения отдельных ОРМ, фальсификация оперативных документов и умышленное завышение показателей служебной деятельности и т.п.
Заключение
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, который, являясь важнейшим общеправовым принципом, определяет обязанность оперативного аппарата строго придерживаться конституционных положений, гарантирующих гражданам права, свободы и защиту их законных интересов при осуществлении ОРД.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т. е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и считает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
Несмотря на обширную нормативно-правовую базу, регламентирующую соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, существуют проблемы соблюдения прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия, предусматривающие ограничение конституционных прав человека и гражданина, согласно законодательству Российской Федерации, проводятся только на основании судебного решения. Разрешение суда на проведение таких мероприятий действительно необходимо, поскольку именно суд, объективно рассматривая материалы об их проведении, выступает гарантом обоснованного ограничения конституционных прав граждан.
В июле 2015 года в Госдуму внесен проект Оперативно-розыскного кодекса РФ, в котором определены основные направления оперативно-розыскной деятельности. Также предполагается, что по решению Президента РФ оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) может осуществляться в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Кроме того, в предлагаемом документе планируется закрепить принципы ОРД (законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, право на истребование информации о проведении оперативно-розыскных мероприятий, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, наступательность, обеспечение негласности сотрудничества с лицами, обеспечение безопасности оперативно-розыскных органов и участников уголовного судопроизводства, их родственников или близких лиц, равенство перед законом);
– обязанности оперативно-розыскных органов (принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства, исполнять поручения дознавателя и следователя, соблюдать конспирацию и т. п.);
– перечень прав оперативно-розыскных органов.
На сегодняшний день более 60 нормативных и ведомственных правовых актов регулируют оперативно-розыскную деятельность в РФ. Принятие данного кодифицированного нормативного акта будет способствовать эффективной защите личности, общества и государства от криминальных и иных угроз.
Считаю, что принятие данного кодекса будет способствовать более полному соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // URL: http://base.consultant.ru / (дата обращения 15.10.2017)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ / (дата обращения 15.10.2017)
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ / (дата обращения 15.10.2017)
- Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ / (дата обращения 15.10.2017)
- Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»// URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 15.10.2017)
- Авдеев С.С. Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности (конспект лекций). / Петрозаводск: Право, 2012. – 134 с.
- Агафонов Ю.А. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: / Краснодар: КрУ МВД России, 2013. – 305 с.
- Алексеев А.И. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / М.: Проспект, 2012. – 176 с.
- Бахта А.С. Вопросы оперативно-розыскной деятельности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Научно-практическое пособие. / Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2012. - 64 с.
- Вагин О.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». / М.: Деловой двор, 2013. – 328 с.
- Гончарова Е. В. Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина / М.: Молодой ученый, 2014. 350 с.
- Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: / М.: ИНФРА-М, 2014 – 848 с.
- Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности. / М.: Юрайт, 2014. – 350 с.
- Литвак Т.В. Проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении уголовно-процессуальной и оперативно розыскной деятельности. / М.: Юрайт, 2013. – 154 с.
- Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / М.: Юрайт, 2012. – 399 с.
- Ремизов М.В. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве: Учебное пособие. / Ярославль: изд. Яросл. гос. ун-т, 2014. – 103с.
- Спасенников И.Г. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности. / Ростов- н/Д: РЮИ РПА Минюста России, 2016. – 168 с.
- Чекачкова Г. Н. К вопросу об основах ограничения прав и свобод человека и гражданина. / М.: Молодой ученый, 2013. -50 с.
- Чечетин А.Е. Обеспечение прав личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. / Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013.- 150 с.
- Чечетин А.Е. Решения Конституционного суда РФ в системе правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. / Волгоград: ОПиОП РИО ВА МВД России, 2012. - 118 с.
- Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. / М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013. - 392 с.
- Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. / М.: Издательство Шумиловой И.И, 2012. - 144 с.
-
Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности»// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №33. - Ст. 3349 ↑
-
Ремизов М.В., Ласточкина Р.Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовое регулирование и использование результатов в уголовном судопроизводстве: Учебное пособие. – Ярославль: изд. Яросл. гос. ун-т, 2007. – С. 4. ↑
-
Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / А. Г. Маркушин. – М.: Юрайт, 2012. – С. 16.. ↑
-
Теория оперативно-розыскной деятельности /под ред. К.К.Горяинова и др. – М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - С.44. ↑
-
Права и свободы человека и гражданина как объекты защиты в сфере оперативно-розыскной деятельности / База знаний // URL: http://isfic.info/ ↑
-
Права человека // URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134187:article ↑
-
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; Под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. – М.: Проспект, 2011. – С. 32. ↑
-
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1998. – 10.12. ↑
-
Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – №12. ↑
-
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – №12. – С. 1 - 5. ↑
-
Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». – М.: Деловой двор, 2009. – С. 46. ↑
-
Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. – М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. - С. 25 ↑
-
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий / Библиотека знаний // URL: http://isfic.info/ord/orm12.htm ↑
-
См. Чекачкова Г. Н. К вопросу об основах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Молодой ученый. – 2010. – №5. Т.2. – С. 73. ↑
-
Чекачкова Г. Н Указ. соч. – С. 74. ↑
-
Чекачкова Г.Н. Указ. соч. – С. 75. ↑
-
Чечетин А.Е. Решения Конституционного суда РФ в системе правового регулирования оперативно-розыскной деятельности: Оперативно-розыскное право. Сборник научных статей / отв.ред. И.В.Павлюченко. – Волгоград: ОПиОП РИО ВА МВД России, 2014. – С. 90-101 ↑
-
Ст. 25 Конституции РФ ↑
-
Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №7. – Ст. 900 ↑
-
ч. 4 ст. 15 Закона о полиции ↑
-
Рябков Е.М., Фальченко А.А.Злоупотребление правами человека и гражданина // Вестник Нижегородской Академии МВД России. – 2012. - №17. - С. 244 ↑
-
Защита прав и законных интересов личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // База знаний // URL: http://isfic.info/ord/orm14.htm ↑
-
Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Указ. соч. – С. 49. ↑
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №52 (ч. I). – Ст. 4921 ↑
-
Алексеев А.И., Вагин О.А., Закаляпин Д.В. и др.Указ. соч. – С. 51. ↑
-
Ягодин Р. С., Абрамов М. К.Вневедомственный контроль и порядок его осуществления // Российский следователь. – 2013. – N 18 // URL: http://www.center-bereg.ru/m255.html ↑
-
Функции и полномочия государственных органов, осуществляющих внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью / База знаний // URL: http://isfic.info/ord/orm49.htm ↑
-
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 №1-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // URL: http://www.consultant.ru/ ↑
-
ч. 5 ст. 5 Закона об ОРД ↑
-
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью// База знаний // URL: http://isfic.info/ord/orm50.htm ↑
-
Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Указ. соч. С. 42. ↑
-
Гончарова Е. В. Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 349-350. // URL: http://www.moluch.ru/archive/64/10218/ ↑
-
Мануков М.М. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в ходе оперативно-розыскной деятельности / Автореферат на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. - М., 2014 – С. 3 // URL: dlib.rsl.ru›loader/view/01005553568 ↑
-
Агафонов Ю.А., Кваша Ю.Ф. Указ. соч. С. 229. ↑