Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «Т-Сервис»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стилей руководства и их влияния на принятия решений
1.1. Понятие и классификация стилей руководства
1.2. Процесс принятия управленческого решения: понятие, сущность
Глава 2. Анализ и выбор стиля руководства ООО «Т-Сервис»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Т-Сервис»
2.2. Оценка стиля руководства при принятии решения в ООО «Т-Сервис»
2.3. Выбор стиля руководства и системы принятия решений в ООО «Т-Сервис»
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой работы является проблема выбора стиля руководства на предприятии. Она является актуальной в настоящий момент, так как вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времён.
Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение стилей руководства началось только со времён Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, всё ещё не существует полного согласия по поводу того, что такое стиль руководства и как он должно изучаться.
Современные исследователи, отмечая научную и методическую ценность ранних разработок проблематики стилей руководства, отвергают упрощенный подход к классификации всего многообразия поведения руководителей
В настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы влияния стиля руководства на принятие решения. Изучение проблемы власти и лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
Целью курсовой работы является изучение стилей руководства на предприятии и обосновании выбора стиля руководства на примере предприятия ООО «Т-Сервис».
Реализация поставленной цели выявила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность и роль стилей руководства на процесс принятия управленческих решений;
- изучить процесс принятия управленческих решений;
- провести анализ стиля руководства на ООО «Т-Сервис»;
- дать рекомендации по совершенствованию стиля руководства при принятии управленческих решений на ООО.
Объектом исследования является ООО «Т-Сервис».
Предметом исследования является изучение влияния стилей руководства на процесс принятия управленческих решений на ООО «Т-Сервис».
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что реализация предложений, содержащихся в работе, позволяет принятию оптимальных управленческих решений по улучшению стиля руководства и управлению предприятием на примере ООО «Т-Сервис».
Теоретической и методологической основой исследования послужили основные положения теории управления, организации управления, менеджменту.
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стилей руководства и их влияния на принятия решений
1.1. Понятие и классификация стилей руководства
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей предприятия. Степень, до которой руководитель делегирует полномочия, типы власти, используемая им забота или о человеческих отношениях, или о выполнении задачи - все это отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя /лидера/.
По принятой классификации стиль может быть авторитарным, демократическим или либеральным.[1]
Авторитарный стиль. Согласно уточненным в последние десятилетия представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Этот стиль вполне оправдано применяется в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации.
Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:
- высокой ответственности;
- строго самоконтроля;
- широкого предвидения;
- развитой способности принятия решений;
-хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь.
При этом предполагается, что средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.
Для эффективности авторитарного стиля необходимо, чтобы подчиненные:
- признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него;
- правильно воспринимали и строго исполняли его распоряжения;
Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах.
Недостатки авторитарного стиля - ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя.
При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх.[2] В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю и предприятию в целом. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе.
Модификации авторитарного стиля руководства выражены в классификации, в которой они делятся в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных. Выделяются патриархальный; харизматический; автократический и бюрократический стили руководства.
Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации, как одной большой семье. Руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о своих подчиненных. Они же в ответ на "отеческую заботу", должны проявлять благодарность, верность и беспрекословное повиновение. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с детьми и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от "благосклонности" руководства.
Контроль осуществляется по желанию и интуиции руководителя. Власть на длительное время никому не делегируется и сосредотачивается у начальника - "бати ", который должен быть "строг, но справедлив". Этот стиль руководства особенно характерен для традиционного общества, но широко распространен и сегодня, в том числе и в России.
Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Авторитет харизматического руководителя высок и имеет персональный характер. Обычно харизматический руководитель не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека. Строгое регламентирование прав и обязанностей отсутствует.
Руководящая инстанция уподобляется "штабу", состоящему из руководителя и приближенных, обязанности которых часто дублируются. Спрос на харизматических руководителей обостряется, как правило, в кризисные времена и в чрезвычайных ситуациях. В такие периоды вера в спасение благодаря наличию харизматического руководителя вытесняет стремление использовать для решения проблем рациональные стратегии и демократические процедуры.
Автократический стиль руководства. Автократический руководитель использует предоставленную ему власть, чтобы навязать свою волю исполнителям. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это самый уровень, на котором они оперируются.
Автократический лидер обычно как можно больше централизирует полномочия и почти не дает им свободы в принятии решений. Он плотно руководит свой работой в пределах своей компетентности и, чтобы обеспечить выполнение работы может оказывать психологическое давление, угрожать.[3]
Демократичный руководитель предполагает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражения. Демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
Предприятия, где доминирует демократичный стиль, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении работы.
При кооперативном стиле руководства произведенная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру сотрудников. Кооперативный стиль руководства имеет ряд отличительных, характерных черт. Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют девять таких черт:
1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от исполнения части своих прав и обязанностей по принятию решений и передачу их членам группы, а также не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество.
2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников.
3. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений.
4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.
5. Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе.
6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства.
7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей. Эта черта имеет ту особенность, что обладающий ею руководитель обращает особое внимание на реализацию личных и профессиональных интересов членов организации, которая не ставится в прямую зависимость лишь от экономической эффективности предприятия.
8 Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации не камуфлируются, что имеет место при авторитарно-бюрократическом руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать реальную поддержку общей ориентации на достижение высоких результатов работы организации.
9. Ориентация на развитие персонала и всей организации. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации персонала строится на базе потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их организационно-целевой и трудовой (связанной с процессом труда) мотивации. Американские исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают, что эффективность использования кооперативного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач.
Характеристика стилей с точки зрения этих сторон представлена на рис. 1.1. [4]
Рис.1.1. Характеристика стилей управления
Либеральный стиль сводится к тому, что руководитель стремится выполнять свои функции в условиях большей /слабо ограниченной/ свободы действий своих подчиненных, влияя на них лишь в форме просьб и путем удовлетворения их потребностей. При этом он старается не давать критической оценки поступкам своих подчиненных, уклоняется от принятия необходимых мер по наведению должного порядка в деятельности коллектива. При таком стиле руководства в коллективе слабо развивается критика и самокритика, каждый работник предоставлен сам себе и выполняет свои функции с учетом возможностей и потребностей. Деятельности такого руководителя характерны пассивность и бюрократичность в работе.[5]