Файл: Задачи оперативно – розыскной деятельности (Особенности целей и задач оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные правовые положения задач оперативно-розыскной деятельности
1.2. Особенности целей и задач оперативно-розыскной деятельности
1.3. Роль ОРД в раскрытии и расследовании преступлений (основной задачи ОРД)
2. Проблемы и особенности правового регулирования задач оперативно-розыскной деятельности
2.2. Проблемы нравственных основ оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важное место в системе правоохранительной деятельности занимает оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД). Под оперативно-розыскной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями специально уполномоченных государственных органов посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[1].
Именно с нее чаще всего начинается активная работа по выявлению и раскрытию преступления. И это вполне закономерно, т.к. ОРД по времени ближе к моменту обнаружения преступления, в идеале ведется по «горячим следам» и имеет своей задачей не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, но и выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; установление имущества, подлежащего конфискации; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Таким образом, по результатам ОРД становится возможным выявление как самого факта общественно опасного деяния, так и установление лица (лиц), к нему причастного. Именно поэтому результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а соответственно и для начала самого уголовного судопроизводства[2].
Исходя из содержания ОРД, можно понять, что ее осуществление предполагает правильное и безукоризненное выполнение задач, возложенных на ОРД, именно поэтому очень важно, чтобы в процессе исполнения своей деятельности субъекты ОРД не допускали нарушения прав и свобод членов общества, аморального и неэтичного отношения к ним.
На основании вышесказанного видим, что актуальность выбранной мной темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Правовые проблемы задач оперативно-розыскной деятельности изучались следующими авторами: А.И. Алексеев, Ю.А. Баскин, Н.С. Бондарь, Ю.Е. Булыгин, В.Е. Гулиев, П.С. Дмитриев, И.Я. Дюрягин, В.Н. Карташев, А.А. Комлев, Ю.Я. Коршунов, А.И. Маркушин, В.М. Савицкий, Н.Г Салищева, Е.В. Токарев, А.И. Цветков, В.С. Шадрин, Л.С. Явич и некоторыми другими авторами.
Цель работы - рассмотреть задачи оперативно-розыскной деятельности, их правовое регулирование в Российской Федерации.
Задачи проведенного исследования:
- изучить теоретические аспекты сущности оперативно-розыскной деятельности и ее значении в борьбе с преступностью;
- исследовать особенности целей и задач оперативно-розыскной деятельности;
- отразить роль ОРД в раскрытии и расследовании преступлений (основной задачи ОРД);
- проанализировать доктринальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам;
- оценить проблемы нравственных основ оперативно-розыскной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с задачами оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с задачами оперативно-розыскной деятельности.
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».
Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.
Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих пять параграфов, заключение и список использованных источников.
1. Основные правовые положения задач оперативно-розыскной деятельности
1.1. Теоретические аспекты сущности оперативно-розыскной деятельности и ее значении в борьбе с преступностью
Термин «оперативно-розыскная деятельность» имеет несколько значений: во-первых осуществляя оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, содействуют органам предварительного следствия и дознания для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования уголовных дел; во-вторых оперативно-розыскные мероприятия осуществляемые в ходе оперативно-розыскной деятельности основываются на некоторых положениях норм уголовно-процессуального закона в целях предотвращения и раскрытия преступлений; в-третьих, розыск и задержание подозреваемых, обвиняемых, лиц, скрывшихся со следствия и суда преимущество не процессуальным способам с использованием негласных средств и методов борьбы с преступлениями[3].
Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным видом правоохранительной деятельности, осуществляемая специально уполномоченными на то государственными органами с использованием негласных правовых средств. Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[4] (далее Закон об ОРД) под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[5].
Несмотря на наличие законодательного определения данного понятия, исследователи предлагают свои интерпретации. К примеру, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин понимают под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[6].
Несмотря на наличие иных определений оперативно-розыскной деятельности, данных современными исследователями, предполагается актуальным проанализировать положения закона в данном аспекте. При анализе легального определения оперативно-розыскной деятельности становится возможным выделить: формы ее осуществления, ее субъектов и цели. В качестве форм можно назвать гласную и негласную деятельность.
ОРД отличается от иных функций уголовной юстиции следующими чертами[7]:
- она осуществляется как на основе законов, так и иных нормативно-правовых актов, регулирующих ОРД;
- осуществляется только специально уполномоченными органами;
- самостоятельный вид деятельности;
- осуществляется лишь для достижения специфических задач;
- категорически запрещается должностным лицам осуществлять ОРД в интересах политических партий, принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, иных организаций с целью оказать влияние на их деятельность.
Разведывательно-поисковая направленность ОРД проявляется по отношению как уже выявленных лиц, подозреваемых в преступлении, так и в отношении неизвестных фактов и обстоятельств, носящих криминальный характер.
Разведка деятельности специальных органов, направленная на получение информации о состоянии, развитии иных государств – это в чистом виде разведка. В рамках ОРД осуществляется и контрразведка. Контрразведка – деятельность, направленная на пресечение в рамках государства действий, проявлений иностранных разведок[8].
Самостоятельный характер ОРД аргументируется следующим:
- гуманная цель, т.е. вмешательство в события, ведущие к преступлению;
- противоправность действий лиц подготавливающих или совершающих преступление.
- ОРД тесно связано с административной деятельностью, предварительным следствием, дознанием, работами по исполнению наказаний. ОРД имеет общую с ними задачу: охрана общественного порядка и противодействие преступлениям[9].
Признаки ОРД:
- государственно-властный характер;
- структурное и организационное обособление от иных организаций уголовной юстиции;
- наличие собственных средств и методик;
- направленность на противодействие преступности[10].
Виды ОРД:
- оперативно-розыскной процесс:
- предупреждение преступности;
- выявление и пресечение преступлений;
- розыск лиц и др.
- административная проверочная работа (обеспечение правовой регламентации)[11].
К числу неосновных видов относятся:
- добывание информации о событиях, угрожающих безопасности государства;
- добывание информации в ходе разведывательной и подразведывательной деятельности[12].
Таким образом, ОРД – вид государственной деятельности, осуществляемый оперативными подразделениями государственных органов в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства. Форма существует гласная и негласная, что значит внешнее выражение этой деятельности. Пресечь многие преступления гласными методами невозможно, поэтому и существуют негласные методы.
Значение ОРД заключается в следующем: имеется возможность выявлять латентные преступления; имеется возможность выявлять лиц, от которых ожидается совершение преступлений; имеется возможность обнаружить скрытых преступников и лиц пропавших без вести.
1.2. Особенности целей и задач оперативно-розыскной деятельности
Целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства от данных посягательств[13].
Общая формулировка определения включает круг субъектов, которые уполномочены совершать оперативно-розыскную деятельность - оперативные подразделения уполномоченных государственных органов[14].
Задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 2 Закона об ОРД. Согласно данной статье задачами данной деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
При анализе задач оперативно-розыскной деятельности выявляется несовершенство формулировки, содержащейся в статье 2 Закона об ОРД. Так, логичнее было бы сформулировать первую задачу следующим образом «предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также обнаружение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших»[15].
Законодатель в ст. 1 Закона об ОРД четко определил цели оперативно-розыскной деятельности. Однако очевидно, что результат, полученный при достижении этих целей, не является конечной (главной) целью государственной политики в области правоохраны, поскольку в силу ст. 11 Закона об ОРД реализация полученных результатов ОРД происходит, как правило, в уголовно-процессуальной стадии, поэтому главная цель лежит уже в этой плоскости[16].