Файл: СУЩНОСТЬ ТОЛКАЮЩИХ И ТЯНУЩИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ (Понятие системы управления материальными потоками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Концепция тянущей системы управления материальными потоками широко обсуждается в литературе и имеет массу примеров успешной реализации в европейских компаниях, однако сведения о внедрении и широком использовании подобных систем отечественными производителями практически отсутствуют. Большинство российских компаний продолжают работать по толкающей системе, более того, на предприятиях вводятся дополнительные ограничения, призванные еще больше изолировать производственные процессы, оградив их от резких колебаний спроса, например, горизонты планирования - периоды времени, в течение которых основной производственный план зафиксирован и не подлежит изменению.

Современные авторы, специализирующиеся на процессах комплексной интеграции логистических процессов, отмечают в качестве причин подобной автономности тот факт, что настоящее время многие российские предприятия работают в условиях жесткой реальности все еще «дикого» рынка. Это означает частую отмену или изменения заказов клиентов (или невнесение предоплаты после договоренности), поломки изношенного оборудования, несоблюдение поставщиками оговоренных сроков поставок, повышение уровня производственных отходов и т. п. Вышеуказанные факторы обуславливают необходимость периодических корректировок основного производственного плана, в то время как вносимые изменения могут привести к следующим последствиям: повышение себестоимости продукции из-за перепланирования, переналадок оборудования, дополнительного перемещения материалов, увеличения объема незавершенного производства; снижение уровня обслуживания клиентов (изменения в объемах поставок могут нарушить график выполнения других заказов).

Существующая проблема неритмичности поставок и, как следствие, создание избыточных запасов в цепи лежит в плоскости слабой проработанности системы формирования и размещения заказов. До настоящего времени не существует общепринятого расчетного метода, позволяющего с помощью формализованных приемов производить на регулярной основе управление запасами продукции при работе по толкающей системе.

В работах отечественных и зарубежных авторов широко обсуждается проблема определения страхового запаса и классические системы управления запасами: «с заданной периодичностью заказов», «с фиксированным размером заказа», «пополнения запасов до постоянного уровня», система «максимум-минимум». Перечисленные системы являются идеализированными моделями товародвижения с массой условностей: мгновенная поставка, линейный расход продукта и т. п. Основные принципы работы этих систем могут быть взяты за основу при работе по тянущей модели организации производства, однако для толкающих систем при планировании закупок в рамках долгосрочных горизонтов с учетом времени функционального цикла и производственных ограничений эти методы не отвечают реалиям современных бизнеспроцессов.


Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной и своевременной.

Вопросы, связанные с исследованием института систем управления материальными потоками, проанализированы в монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, уделивших особое внимание таким видам систем управления материальными ресурсами как толкающие и тянущие, можно назвать, Т.А. Устьянцеву, В.И. Степанова, Т.А. Шиндину, Г.В. Зенкову, С.А. Уварова, В.С. Лукинского, А.А. Исаеву, О.И. Балабину, Д.Н. Трухановича и других.

Цель настоящей курсовой работы состоит в изучении категории материального потока, сущности толкающих и тянущих систем управления материальными потоками, а также анализе проблемных аспектов внедрения данных систем на производстве.

Исходя из цели, поставленной в курсовой работе, определены основные задачи исследования

1) рассмотреть понятие системы управления материальными потоками;

2) исследовать сущность толкающих и тянущих систем управления материальными потоками.

В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступает институт системы управления материальными потоками.

Методологической основой исследования являлись всеобщий метод познания – материалистическая диалектика, ее законы и категории, в качестве общенаучных методов – анализ и синтез, дедукция и индукция, логический, метод восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении. А также использовались частнонаучные методы исследования – формально-логический, метод системного анализа, сравнительного правоведения, изучение и анализ документов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие происходящий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.


По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и другие, но для логистики из перечисленных наибольший интерес представляют материальные потоки.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. Материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Иными словами, запасы - это необходимая составляющая материального потока, существующая на протяжении значительной части времени его движения.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

1) номенклатура, ассортимент и количество продукции;

2) габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

3) весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

4) физико-химические характеристики груза;

5) характеристики тары (упаковки);

6) условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

7) условия транспортировки и страхования;

8) финансовые (стоимостные) характеристики;

9) условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов в производственной логистике - их территориальная компактность.


Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и другие. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукций. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость также обеспечивается различными способами.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.

В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистический подход к управлению материальными потоками хорошо известен и применяется достаточно давно, прежде всего, в военном деле при формировании военной инфраструктуры и размещении и материально-техническом снабжении войск. Так, в конце XVII века в структуре штаба французской армии имелась специальная должность «старшего маршала по логистике», который отвечал за транспортировку, снабжение, а также выбор лагеря и корректировку совершения марша. Самыми яркими примерами из недавнего прошлого применения логистики являются операции, которые связаны с военной деятельностью США в Ираке. Именно эффективная система снабжения военнослужащих играла решающую роль в 1991 году в военной операции, известной под названием «Буря в пустыне», и в 2003 году в операции по разоружению Ирака. Значение логистики подтверждается и тем фактом, что в 2003 году в военной операции на одного военнослужащего приходилось примерно 3-4 специалиста-логистика.


Однако логистический подход в экономике в целом, в различных отраслях и сферах предпринимательской деятельности и производстве в достаточно широком масштабе был востребован совсем недавно, что обусловлено как развитием внутрипроизводственной и коммерческой логистики, так и внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами.

К внешним факторам можно отнести:

- компьютеризацию управления материальными потоками;

- переход от рынка продавца к рынку покупателя;

- усиление конкуренции;

- энергетический кризис 70-х годов;

- индустриализацию процессов товародвижения.

При применении логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения, экономический эффект рассматривается в разрезе следующих слагаемых:

1) снижение запасов на пути движения материального потока;

2) сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;

3) сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом;

4) снижение транспортных расходов.

Объектом управления при логистическом подходе является сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий необходимо преодолеть с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. В нужное время и в нужное место начинают поступать необходимые материалы, в требуемом количестве и необходимого качества. Таким образом, с минимальными затратами начинает осуществляться продвижение материального потока по всей цепи. Цепь, через которую последовательно проходит материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия.

Как правило, задача совершенствования сквозного материального потока непосредственно внутри предприятия, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений, и показатели материального потока на выходе из предприятия так же имеют случайное значение и далеки от оптимальных. Для того чтобы показатели материального потока на выходе из предприятия становились управляемыми, при логистическом подходе выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т.е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю.

Сторонники традиционной концепции внутрипроизводственной организации выделяют следующие аспекты производства: никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать, во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; иметь максимально большой запас материальных ресурсов.