Файл: СУЩНОСТЬ ТОЛКАЮЩИХ И ТЯНУЩИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ (Понятие системы управления материальными потоками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек; отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа - количество деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции.

В системе отсутствует складирование на местах, так как используются только контейнеры, перемещаемые от одного обрабатывающего центра к другому с помощью технологического транспорта. Каждый полностью заполненный контейнер имеет прикрепленную на нем карточку «kanban» со следующей информацией: код компонента (полуфабриката); описание; продукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты используются; номер (код рабочего), где производится компонент; номер обрабатывающего центра (код рабочего), который использует данный компонент; количество компонентов для данного контейнера; количество контейнеров (карточек «kanban») рядом с обрабатывающим центром.

Информация на карточках, прикрепленных к контейнерам, относится к конкретному контейнеру и фиксирует его объем и соответствующие вышеперечисленные реквизиты. В процессе управления каждой операцией по логистической технологии KANBAN участвуют только свободные карточки, отделенные от контейнера.

KANBAN -- это типичная схема тянущей производственной системы, где контейнеры с деталями (составляющие производственный запас) перемещаются только в зависимости от потребления на последующих участках.

Важными элементами KANBAN являются информационная система, включающая не только карточки, но производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло и т.д.; система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров: система тотального и выборочного контроля качества продукции; система выравнивания производства и ряд других.

Практическое использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции: сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм: снизить себестоимость производства: практически исключить страховые запасы. Анализ мирового-опыта применения системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50 % товарные - на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества.


Система ORT относится к классу тянущих микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких» мест или критических ресурсов. По существу ORT является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ORT препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение-производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.

К достоинствам тянущих систем управления материальными потоками относится следующее:

1) система предполагает расчет и создание на его основе величины оборотных заделов на всех рабочих местах;

2) система находит распространение в массовом производстве, основанном на комбинировании модулей;

3) реакция на требования рынка – быстрая.

Недостатками данных систем считаются следующие особенности: предприятие, внедрившее тянущую систему, сталкивается с ограничением возможностей планового согласования и корректирования планов, а также действий всех производственных подразделений на будущие периоды; до момента поступления заказа от предыдущего технологического звена присутствует неопределенность в планировании действий производственных подразделений.

В настоящее время большинство систем управления производством принадлежат к «толкающим». Как правило, чем крупнее система, тем более характерны для нее следующие утверждения:

1. При изменениях спроса или задержках в поставках практически невозможно перепланировать производство для каждой его стадии, вследствие чего появляются избыточные запасы.

2. Необходимо создание избыточных страховых запасов из-за сложности в определении норм выработки и параметров материальных запасов.

3. Любые оперативные, срочные изменения вызывают большие осложнения, так как детально рассчитать оптимальные производственные планы очень трудно.


Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение тянущих систем на производстве позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе носит название производственной логистики и осуществляется способами, основанными на двух принципиально различных подходах. Первый подход получил название «толкающая система», а второй – «тянущая система».

Толкающие системы управления материальными потоками характерны для традиционных способов организации производства. Первые разработки логистических систем, адаптирующих традиционные и современные подходы, появились в 60-е гг. Они позволяли не только согласовывать, но и оперативно корректировать планы, программы и алгоритмы действий всех структурных подразделений предприятия: снабженческих, производственных, сбытовых, с учетом динамичности внешних и внутренних воздействий в реальном масштабе времени.

Несмотря на то, что толкающие системы в состоянии управлять функционированием разной степени сложности производственно-хозяйственных механизмов, объединяя все их элементы в единое целое, в то же время они имеют ограниченные возможности. Характеристики передаваемого от звена к звену материального потока оптимальны в той степени, в какой центр управления способен его учесть, оценить и скорректировать.

Большинство систем управления производством принадлежат в настоящее время к толкающим, главными недостатками которых являются:

1) невозможность перепланировать производство для каждой его стадии при резких изменениях спроса или задержках в процессе изготовления;

2) управленческому персоналу очень трудно детально разобраться во всех ситуациях, связанных с нормами выработки и параметрами материальных запасов, вследствие чего, производственный план должен предусматривать создание избыточных страховых запасов;


3) любые оперативные, срочные изменения размера партий выпускаемых изделий операций вызывают большие осложнения, поскольку рассчитать в деталях оптимальные производственные планы очень трудно;

4) высокая стоимость программного, информационного и материально-технического обеспечения.

Тянущая система была задумана как средство решения подобных проблем. Добиться этого можно, если будут созданы условия простого и надежного обеспечения подачи изделий точно в сроки, соответствующие необходимости их поступления на следующий участок. Тянущие системы отражают подходы к организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости.

В данном случае жесткий график отсутствует, поскольку лишь на сборочном конвейере становится точно известно требуемое для изготовления одного изделия число необходимых узлов и комплектующих, а также время их производства. Именно с этой линии на предшествующие участки направляется тара за деталями нужной номенклатуры. Детали, взятые на предшествующем участке, вновь производятся, и их количество восполняется. И так по всей линии. Необходимые детали или материалы каждый участок «вытягивает» с предшествующего.

Преимущество тянущих систем - они не требуют всеобщей компьютеризации производства. В то же время они предполагают высокую дисциплину и соблюдение всех параметров поставок, а также повышенную ответственность персонала всех уровней, особенно исполнителей. Объясняется это тем, что централизованное регулирование производственных логистических процессов ограничено.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баскин А.И., Зенкова Г.В. Управление материальными потоками в современной России // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. - с. 118-122.

2. Балабина О.И. Формирование модели управления запасами для реорганизации бизнес-процессов при переходе к «тянущим» системам // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 73-1. – с. 89-92.

3. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика: учеб. для бакалавров. 4-е изд., испр. и доп. М., 2014. - 836 с.

4. Исаева А.А. Гиматова З.А., Шиндина Т.А. Оценка эффективности инвестиций в развитие логистических систем региона // Вестник ГУУ. - 2010. - № 8. - с. 52-57.

5. Лукинский В.С. Модели и методы логистики: учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 317 с.