Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТРЕСС И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Профессиональный стресс и общие закономерности его проявления
1.2. Симптомы и методы определения стресса у руководящего звена
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ
2.1. Методы определения стрессовых состояний
Введение
Интенсивное изучение различных форм стресса и его негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из доминирующих направлений прикладных психологических исследований. Об этом свидетельствует неуклонный рост числа публикаций по данной тематике, создание все новых научно-прикладных программ и крупных международных центров по исследованию стресса, появление на «рынке» психологических услуг. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья.
К управленческой деятельности предъявляются высокие требования, связанные с высокой ответственностью и необходимостью действовать в непредсказуемых ситуациях. Такие факторы, как чрезмерная загруженность, продолжительность рабочего времени, конкуренция, слишком быстрое продвижение по службе, конфликт между работой и личной жизнью, неуверенность в правильности принятых решений на работе постоянно сопровождают труд руководителя. Это снижает эффективность деятельности, является причиной ошибок в работе при сложных ситуациях, вызывает переутомление, нервно-психические расстройства, сильный эмоциональный стресс.
Такие негативные факторы снижают производительность личного состава, его профессиональное долголетие, порождают неудовлетворенность профессией, текучесть кадров, нервно-психическую напряженность, поэтому тема профессионального стресса в управленческой деятельности не теряет своей актуальности.
Большое количество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей посвящено проблеме профессионального стресса. Эта сфера изучения стресса наиболее востребована практикой, так как непосредственно связана с успешностью адаптации и реализации человека в трудовой деятельности, сохранностью трудоспособности и психического здоровья. Область исследований стресса в управленческой деятельности занимает одно из ведущих мест.
Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. А это в свою очередь предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя, его стрессоустойчивости.
В настоящее время понятие стресс – устоявшееся понятие и его чаще всего определяют, как попытку восстановить нарушенный гомеостаз психических, физиологических и биохимических процессов в организме. Стресс вызывает все условия, нарушающие гомеостаз.
В повседневной жизни человека выделяют два типа стресса – эустресс и дистресс; эустресс сочетается с желательным эффектом, дистресс – с нежелательным. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Сам по себе стресс рассматривают как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах, при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий.
Целью данной работы является изучение профессионального стресса в управленческой деятельности.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить проблему стресса в управленческой деятельности;
- проанализировать научные представления и основные исследовательские подходы по проблеме профессионального стресса;
- провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости у руководителей организации;
- Провести анализ полученных результатов и сделать обобщающие выводы по работе.
Объектом проводимого исследования является профессиональный стресс.
Предметом проводимого исследования является профессиональный стресс руководителей высшего и среднего звена.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь уровня профессионального стресса и стажем руководителей высшего и среднего звена.
Теоретико-методологическим основанием исследования являются работы Абабкова В.А. « Адаптация к стрессу», Бодрова В.А. «Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности», Вендрова Е.Е. «Психилогические проблемы управления», Сапольски Р. «Психология стресса», Самыгина С.И. «Психология управления» и др.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы - тестирование с помощью следующих методик: личностный опросник «16 факторов личности» Р. Кеттелла (сокращенный вариант); «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» доктора Холмса и доктора Раге.
3. Методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ по критерию К. Пирсона. Обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics v22.
Выборку составили 34 человека, сотрудники ООО «КомиНИПИстрой» г. Ухты.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы при проведении диагностических и реабилитационных мероприятий по профилактике стрессовых расстройств среди руководителей высшего и среднего звена, а также при разработке учебных курсов «Психология труда», «Психология саморегуляции», «Психология экстремальных ситуаций».
ГЛАВА 1. СТРЕСС И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Профессиональный стресс и общие закономерности его проявления
Понятие «стресс» давно перешло из разряда научных терминов в понятие общего обихода. Стресс является неотъемлемой частью жизни людей, более того — необходимой, так как жизнь без стрессовых ситуаций кажется скучной и однообразной. Незначительные стрессы в профессиональной сфере также необходимы, потому как они мобилизуют организм сотрудника для быстрого принятия решений и позволяют добиваться поставленных задач, несмотря на трудности.
Тем не менее, в нынешнее быстротечное время профессиональный стресс все чаще признается проблемой. ВОЗ считает стресс на рабочем месте «чумой XXI века», а, согласно статистике, треть работников хотя бы раз думали об увольнении исключительно по причине стрессов на работе.
Профессиональный стресс можно определить как напряженное состояние работника, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.
Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в реакциях психического и физического плана на критические ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ10). В течение последних лет все более растет внимание к исследованиям, каким либо образом, связанным с профессиональным стрессом. Формирование стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и общее состояние здоровья.
Само по себе понятие стресса впервые появилось в физиологии для определения неспецифической генерализованной реакции организма — общего адаптационного синдрома в ответ на любое негативное влияние извне.
Классическое определение, данное автором теории Гансом Селье: стресс — это комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов - стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза[1]. Неспецифические реакции — приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любое неожиданное проявление, изменяющее привычную жизнедеятельность индивида, может оказаться стрессовым фактором.
Г. Селье было выделено две формы стресса: полезный — эустресс («тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил, включая иммунную систему) и вредоносный — дистресс. Дистресс оказывает отрицательное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать стимул к развитию серьезных заболеваний.
На принятие стрессом той или иной формы влияют определенные условия. Эустресс проявляется при наличии следующих условий:
- положительный эмоциональный фон;
- в прошлом у человека уже имеется опыт решения подобных ситуаций, исходя из которого, он строит позитивный прогноз на будущее;
- человек предполагает одобрение своих действий со стороны социальной среды;
- у человека имеются достаточные ресурсы, которые позволяют преодолеть стресс.
Если же такие условия отсутствуют или отрицательное воздействие на организм имеет значительную силу, то первичный стресс переходит в его поврежденную форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:
- недостаток необходимой информации;
- прогноз развития ситуации в худшую сторону;
- возникшее чувство беспомощности;
- сила стресса значительно превышает адаптационные возможности организма;
- длительное воздействие фактора стресса, приводящее к истощению адаптационного ресурса.
Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.[2]
1. Эмоциональная реакция тревоги.
Здесь на организм впервые оказывается воздействие некоего возмущающего фактора среды и возникает первая ответная реакция организма. Уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям снижается, поведение изменяется на полностью противоположное (например, спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Появляется психологическая напряженность в деловом и межличностном общении, отчуждение в отношениях. Несмотря на то, что на первом этапе стресс еще не достиг разрушительного воздействия, а профессиональная деятельность еще может оставаться успешной, все же постепенно человек теряет самообладание. У сотрудника ослабевает способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей напряжение нарастает за пару минут, у других накопление тревоги может происходить в течение нескольких недель.
1. Сопротивление и адаптация.
На данном этапе организм максимально активизируется, сопротивление раздражителю усиливается. Так как стрессовый фактор имеет длительное воздействие, то организм постепенно приспосабливается к нему. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии человек способен проанализировать сложившуюся ситуацию и найти эффективное решение как справиться со стрессором. Продолжительность второго этапа, так же как и первого, строго индивидуальна: от нескольких минут и часов, до нескольких дней и недель.
2. Истощение.
При продолжительном воздействии стрессора имеющиеся энергетические ресурсы исчерпываются, человек чувствует вялость, упадок сил, моральное опустошение. Системы адаптации индивида прекращают работу, вследствие чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью индивида. Эта стадия отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора.
Исходя из вида стрессора и характера его влияния определяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации — физиологический стресс и психологический стресс. Физиологический стресс - это физиологическая реакция организма на действие стрессоров (факторов).
В отличие от физиологического, психологический стресс имеет ряд характерных особенностей, в числе которых обычно выделяется несколько важных. В частности, для запуска психологического стресса необязательны только реально действующие события. Это могут быть и события вероятностного характера, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится.