Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
6. Регулирующая функция. Эта функция означает регулирование (посредством конкретных фондовых операций) различных общественных процессов. Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении. Продажа государством ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем.
Помимо этого, существуют иные, вспомогательные функции фондового рынка. К ним можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения и антиинфляционной политике. На уровне макроэкономики рынок ценных бумаг способствует перераспределению инвестиционных ресурсов в наиболее доходные и перспективные отрасли народного хозяйства. Таким образом, во-первых, рынок ценных бумаг аккумулирует в себе мощный финансовый ресурс. Во-вторых, рынок ценных бумаг служит одним из финансовых каналов, разрешающим перевод сбережений в инвестиции. В-третьих, рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать свои сбережения, развивать свой бизнес.
Среди рынков ценных бумаг можно выделить следующие виды.
1. Организованный и неорганизованный. Организованный рынок ценных бумаг представляет собой их обращение на основе правил, установленных органами управления между лицензированными профессиональными посредниками - участниками рынка по поручению других участников. Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников правил.
2. Биржевой и внебиржевой. Биржевой рынок основан на торговле ценными бумагами на фондовых биржах, поэтому это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. На внебиржевом рынке проходит торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Он может быть организованным или неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок связан с экономией брокерских комиссионных денежных средств. Здесь институциональные инвесторы осуществляют прямую торговлю крупными партиями ценных бумаг без посредничества брокера или дилера. Ведущим фактором, организующим внебиржевой рынок в системное образование, являются единые технологии связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам. Неорганизованный внебиржевой рынок связан с куплей-продажей ценных бумаг любыми участниками рынка без соблюдения каких-либо правил.
3. Кассовый и срочный. Кассовый рынок ценных бумаг - это рынок с немедленным исполнением сделок в течение одного - двух рабочих дней. На срочном рынке заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.
ГЛАВА 2. ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ РЫНКИ ЦЕННЫХ БУМАГ
Помимо перечисленных рынков выделяются первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
Первичный рынок ценных бумаг - это рынок новых ценных бумаг, которые впервые выпущены и впервые приобретены первыми владельцами. Это старт процесса реализации ценной бумаги, ее начальное появление на рынке. Напомним, что ценные бумаги выпускаются эмитентом в целях привлечения дополнительных средств. Преследуются и иные цели. Затем ценные бумаги размещаются среди инвесторов, которые, как раз и являются их первыми владельцами. Эмитенты - это корпорации, которые осуществляют размещение новых выпусков самостоятельно или привлекают в помощь инвестиционные банки. Привлеченный инвестиционный банк становится профессиональным посредником процесса эмиссии.
Принципиально то, что процесс эмиссии не следует ограничивать лишь физическим изготовлением ценных бумаг (если оно предусмотрено). Этот процесс имеет много аспектов. Для эмиссии предполагается соглашение между эмитентом и консорциумом, которое определяет способы передачи консорциуму ценных бумаг, а именно, будет ли это продажей или передачей на комиссию. Также устанавливается определенный порядок размещения ценных бумаг среди инвесторов. Рассмотрим эти правила более подробно.
Существуют различные способы первичного размещения новых выпусков ценных бумаг эмитента. Принципиальное различие между ними заключается:
1) в количестве инвесторов, среди которых предполагается осуществить размещение ценных бумаг;
2) в том, осуществляется ли впервые предложение широкой публике ценных бумаг данного эмитента или выпуск ценных бумаг данного эмитента является дополнительным к ранее выпущенным ценным бумагам.
Публичное предложение, или предложение к продаже – это способ размещения новых выпусков ценных бумаг среди неограниченного круга участников на условиях опубликованного проспекта эмиссии. Чаще всего всю аналитическую работу по определению параметров выпуска ценных бумаг, подготовку документов для получения разрешения на выпуск ценных бумаг, осуществляет ведущий инвестиционный банк, который затем обеспечивает размещение нового выпуска и создает для этих целей эмиссионный синдикат.
Целью синдиката является привлечение капитала на условиях, наиболее выгодных для эмитента. Непосредственными задачами синдиката в организации выпуска и размещения ценных бумаг являются:
1) анализ финансового состояния эмитента для определения необходимого объема и сроков привлечения дополнительного капитала;
2) проведение консультаций с эмитентом о наиболее предпочтительных в данных условиях способах привлечения необходимого капитала (выпуск акций или облигаций», в том числе, с точки зрения налоговых последствий для эмитента по итогам размещения;
3) предоставление услуг андеррайтинга, то есть услуг по гарантированию размещению нового выпуска.
Следует отметить, что андеррайтер есть гарант, поручитель. Он берет на себя обязательство по размещению определенного количества вновь выпущенных ценных бумаг. В этих целях андеррайтер на свой риск покупает ценные бумаги у эмитента, чтобы в последующем перепродать их инвесторам.
В случае публичного размещения ценных бумаг регистрация выпуска обязательна. Поэтому, после того как основные характеристики нового выпуска определены, эмитент подает документы для получения разрешения на выпуск ценных бумаг в регулирующий орган. Регулирующий работу рынка ценных бумаг орган, на основании представленных документов должен убедиться в том, что:
1) организация выпуска и размещение ценных бумаг соответствуют законодательству;
2) факты, способные повлиять на принятие решений о приобретении ценных бумаг данного выпуска, доведены до инвесторов и широкой публики;
3) отношение ко всем инвесторам, с точки зрения предоставления прав, равное. Обычным является правило «первым обслуживается тот, кто первым подошел», то есть подал заявку на приобретение ценных бумаг;
4) менеджмент компании действует в интересах всех акционеров и соблюдает нрава всех акционеров, включая права миноритарных акционеров;
5) учитывается преимущественное право приобретения акций новых выпусков у существующих акционеров. Акции дополнительных выпусков должны быть в обязательном порядке предложены акционерам для того, чтобы дать им возможность сохранить первоначальные доли собственности акционерного капитала;
6) информация о лицах, способных оказывать прямое влияние на деятельность компании, то есть аффилированных лицах (директоре компании, акционерах, владеющих свыше 10% голосующих акций, членах их семей и т.д.) раскрывается для инвесторов и регулирующего органа, что дает им возможность контролировать потенциальное возникновение конфликта интересов между аффилированными лицами и акционерами компании;
7) статус компании соответствует в финансовом отношении и в общественном восприятии типу публичной компании.
Регулирующий орган обязан осуществить проверку документов на полноту, достоверность и соответствие требованиям, перечисленным выше. Однако он не проводит оценки инвестиционных качеств выпусков ценных бумаг, предлагаемых для публичного размещения. То есть факт регистрации не означает приемлемости цен или инвестиционных качеств для определенного инвестора. Он лишь означает соблюдение правил, установленных для выпуска и публичного размещения ценных бумаг. Инвестор должен самостоятельно принять решение покупать или не покупать данные ценные бумаги. При этом он опирается на информацию, изложенную в проспекте эмиссии (сведения об эмитенте, условиях приобретения ценных бумаг и т.д.).
Более того, в некоторых странах, в частности в США, регулирование эмиссии ценных бумаг, предназначенных для публичного размещения, предусматривает выпуск эмитентом, так называемых предварительных проспектов эмиссии в целях информирования потенциальных инвесторов о предстоящем выпуске ценных бумаг до момента их регистрации. Па первой странице таких проспектов красными чернилами сказано, что проспекты не являются фактическим предложением о продаже ценных бумаг, так как в них отсутствует информация о ценах, по которым можно приобретать ценные бумаги. Поэтому данные документы иронически именуются «красной селедкой».
Затем наступает период ожидания. В ходе этого периода, регулирующий орган рассматривает документы, поступившие на регистрацию. В это время эмитентам и членам эмиссионного синдиката разрешается обсуждать с клиентами новый выпуск. Однако во время периода ожидания запрещается манипулировать любыми документами, за исключением предварительного проспекта эмиссии, где обязательно должно быть указание на то, что документы лишь направлены на регистрацию, но разрешение на выпуск еще не получено. Использование предварительного проспекта осуществляется исключительно в целях рекламы и маркетинговых исследований, в результате которых проверяется реакция потенциальных инвесторов, а также проводится сбор данных, характеризующих возможный спрос публики на предстоящий выпуск ценных бумаг.
После того как разрешение на выпуск получено (выпуск зарегистрирован), эмитент выпускает окончательный проспект эмиссии. Этот документ является основой для принятия решения инвесторами о покупке ценных бумаг, информация о которых была им представлена в ходе периода ожидания.
Как правило, окончательный проспект эмиссии содержит следующую информацию:
1) описание выпуска ценных бумаг;
2) цену предложения;
3) дисконты (скидки) с цены предложения;
4) срок размещения;
5) предполагаемые направления размещения средств, полученных компанией в результате размещения ценных бумаг;
6) описание структуры андеррайтинга: андеррайтеры и группа по продажам;
7) информацию о том, будут ли андеррайтеры осуществлять начальную поддержку цены (стабилизацию) ценных бумаг, пока данный выпуск еще не размещен, то есть обязательство покупать ценные бумаги но фиксированной цене;
8) описание менеджмента и истории деятельности компании;
9) потенциальные риски, связанные с вложением в данные ценные бумаги;
10) существенную финансовую информацию о компании-эмитенте.
Организация размещения выпуска может проводиться эмиссионным синдикатом на следующих условиях.
1. Члены эмиссионного синдиката могут гарантировать размещение всего выпуска, выкупив его у эмитента по цене предложения. При этом андеррайтеры берут на себя обязательство продать весь выпуск. Они, безусловно, рискуют, так как часть выпуска может оказаться непроданной. Однако этот риск андеррайтеры компенсируют дисконтом (спредом), который является разницей между ценой публичного предложения (то есть ценой, по которой ценные бумаги предлагаются публике или широкому кругу инвесторов) и ценой предложения.
2. Члены эмиссионного синдиката могут дать обязательство эмитенту приложить все усилия для продажи максимально возможного количества ценных бумаг нового выпуска, но при этом не несут финансовых обязательств, поскольку не выкупают весь выпуск или его часть у эмитента.
3. Между андеррайтерами и эмитентом существуют и иного вида соглашения. Например, если акционер компании наделен преимущественным нравом приобретения акций новых выпусков, то есть инвестиционный банк - андеррайтер может дать эмитенту обязательство выкупить акции, не размещенные среди акционеров компании-эмитента в течение определенного периода (две - четыре недели) по фиксированной цене. Подобные соглашения называются соглашением ожидания. В данном случае риск гаранта заключается в возможном неблагоприятном изменении цены в течение периода, установленного для реализации акционерами преимущественного права. Таков порядок публичного размещения первых выпусков ценных бумаг.
При частном размещении ценных бумаг группа покупателей заранее известна. Как правило, покупатели - крупные институциональные инвесторы, заинтересованные в приобретении данных ценных бумаг. В некоторых случаях инвестиционный банк все же служит гарантом размещения ценных бумаг. Для этого он предварительно определяет небольшую группу клиентов, которые, в свою очередь, затем выкупят эти ценные бумаги у него. При данном способе размещения инвестиционный банк может использоваться также в качестве агента и отвечать за поиск конечных инвесторов для компании-эмитента.