Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
Частное размещение удобно тем, что обходится компании дешевле, чем публичное. Прежде всего, отпадает необходимость пользоваться услугами андеррайтеров. Также инвесторам не надо предоставлять детальную информацию о готовящемся выпуске ценных бумаг в регулирующий орган. Однако, с другой стороны, специалисты отмечают меньшую ликвидность ценных бумаг, которые приобретаются путем частного размещения. Это происходит в силу отсутствия широко доступной информации об их выпуске. Кроме того, ценные бумаги, приобретенные путем частного размещения, разрешается продавать только крупным инвесторам. Так, в США действует правило 144-А, согласно которому ценные бумаги, приобретенные путем частного размещения, разрешается продавать лишь тем инвесторам, чей капитал составляет не менее 100 млн. долл.
Также допускается вторичное предложение (вторичное размещение) ценных бумаг, которое не следует отождествлять с вторичным рынком ценных бумаг. Оно происходит через некоторое время после первичного размещения партии ценных бумаг. Вторичное размещение осуществляется инвестиционным банком или эмиссионным синдикатом на фондовой бирже.
С точки зрения того, являются ли ценные бумаги первым выпуском компании своих ценных бумаг или нет, различают новые и дополнительные выпуски ценных бумаг. Например, первоначальное публичное предложение (Initial Public Offer, IPO) - первый выпуск частными предприятиями своих акций, предназначенных для публичного предложения. Это обычный путь превращения частных компаний в публичные корпорации.
В дальнейшем компания может осуществлять дополнительные выпуски акций для привлечения капитала путем публичного предложения или частного размещения. Кроме этого, дополнительные выпуски ценных бумаг происходят еще в ряде случаев.
Выпуск ценных бумаг в случае реализации права конверсии или исполнении опциона: здесь осуществляется выпуск обыкновенных акций в дополнение к уже обращающимся акциям компании. Подобный дополнительный выпуск осуществляется, если:
1) владельцы опционов на акции (как правило, работники или менеджеры компании через схемы премирования) или владельцы варрантов реализуют свое право купить акции компании по цене, зафиксированной в условиях опционного контракта или варранта;
2) владельцы конвертируемых ценных бумаг (облигаций, привилегированных акций) реализуют свое право обменять принадлежащие им ценные бумаги на обыкновенные акции в пропорции, установленной в условиях конверсии.
Выпуск прав - выпуск ценных бумаг:
1) для привлечения капитала;
2) в дополнение к уже обращающимся ценным бумагам компании;
3) для лиц, имеющих на них право. В первую очередь имеется в виду преимущественное право акционеров компании на приобретение ценных бумаг дополнительных выпусков из публичного размещения.
Право приобретения таких ценных бумаг обычно пропорционально первоначальной доле акционера, ограничено во времени и осуществляется по льготной цене (как правило, несколько ниже текущей рыночной цены). Если кто-то из акционеров нс захочет приобрести эти нрава, то они могут быть проданы третьим лицам. Почти всегда премия, то есть сумма превышения рыночной ценой стоимости нрав, зачисляется на счет акционеров, которые, в свою очередь, отказались от реализации своих прав. В нашем случае под «правом» подразумевается привилегия на участие в льготной подписке на новый выпуск акций, возникающая у существующего акционера в результате владения одной обыкновенной акцией. Таким образом, число принадлежащих акционеру акций определяется числом его прав.
Иллюзия льготной подписки здесь заключается в праве подписаться на акции по цене ниже рыночной. Иногда скидка достигает 40%. Однако практика показывает, что по окончании размещения новых акций рыночная цена акций снижается, и это снижение полностью «съедает» теоретическую прибыль акционера.
Бонусная эмиссия - это выпуск акций для бесплатного распределения между акционерами пропорционально числу имеющихся у них акций путем капитализации прибыли или резервов. Существенным моментом здесь является то, что компания при этом нс привлекает дополнительного капитала. Целями проведения бонусной эмиссии является увеличение количества акций, находящихся в обращении, и тем самым, увеличение рыночной ликвидности акций. Объявление компанией «одна акция на одну акцию, выпущенную в порядке бонусной эмиссии», означает, что каждый акционер получит к каждой принадлежащей ему акции бесплатно одну дополнительную акцию. В результате вдвое увеличивается количество акций и одновременно уменьшается стоимость одной акции. Теоретически изменения стоимости пакета акций не происходит. Однако, поскольку на прежние денежные средства можно получить большее количество акций, то этот положительный психологический эффект, как правило, повышает цену акций. Таковы некоторые тонкости дополнительных выпусков ценных бумаг.
Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, где осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Продавая ценные бумаги, эмитент получает финансовые средства, столь необходимые ему для ведения хозяйственной деятельности. Сами же ценные бумаги, оседают в руках первоначальных покупателей. Все остальные перепродажи ценных бумаг образуют вторичный рынок.
Вторичный рынок определяет отношения, которые складываются при купле-продаже ценных бумаг, эмитированных ранее на первичном рынке. Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер вложения инвесторов, а также, некоторые спекулятивные операции. Наиболее полезным качеством вторичного рынка специалисты считают его ликвидность. Под ликвидностью понимается способность фондовой биржи в сравнительно короткий промежуток времени обращать значительные массы ценных бумаг, при небольших колебаниях курсов и низких издержках на реализацию. Итак, вторичный рынок ценных бумаг расширяет возможности успешной и обширной торговли.
Вторичный рынок - серьезное подспорье рынку первичному. Он создается механизмом повторной перепродажи ценных бумаг. Повышая доверие к ценным бумагам, механизм вторичного рынка стимулирует инвесторов вкладывать средства в качественно обновляющиеся фондовые ценности. Сам стимул (а он находится в ядре рыночного механизма) состоит в том, что ценность бумаг из наиболее доходных отраслей производства неуклонно возрастает. Вполне естественно, что рост ценности увеличивает число желающих покупать именно эти финансовые инструменты. Создается предпосылка к выпуску новых ценных бумаг, которые имеют спрос и высоко котируются на фондовой бирже. В свою очередь, благодаря новому выпуску облетается доступ к ограниченному финансовому ресурсу для предприимчивых людей. Затем, этот ресурс трансформируется в тот или иной фактор производства и «запускает» очередной цикл хозяйственной деятельности экономически успешных предприятий. Такова ведущая функция вторичного рынка - функция перераспределения капитала в наиболее эффективные отрасли народного хозяйства.
Основная масса фондового капитала обращается в системе биржевой торговли. Фондовая биржа есть организованная часть рынка ценных бумаг. Здесь сделки совершаются всегда в одном и том же месте, в строго определенное время (сеанс или биржевая сессия) и по четко установленным, обязательным для всех участникам правилам. Тем самым фондовая биржа создает четкую организационную структуру и механизм заключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями, а также надежную систему контроля над результатом исполнения сделок.
Листинг - это допуск ценной бумаги к торговле на бирже, один из ярких примеров деятельности биржи по повышению надежности ценных бумаг. Ценные бумаги называются листинговыми только после принятия к котировке и включения в котировочный список. Лишь после этого они принимаются к биржевому обороту.
Формально процедура листинга выглядит следующим образом:
1) подача заявки на листинг в отдел листинга биржи;
2) заслушивание заявки комитетом биржи по листингу;
3) одобрение заявки председателем биржи.
По процедуре листинга эмитент должен ежеквартально представлять финансовую отчетность на биржу. Если по итогам квартала эмитент выйдет из допустимого диапазона коэффициентов, то проводится процедура делистинга, то есть его ценные бумаги выводятся из листингового листа. При выравнивании финансового положения эмитента его ценные бумаги могут снова быть включены в листинговый список. Что касается инвесторов, то им выгоднее приобретать листинговые ценные бумаги, что гарантируют повышенную надежность эмитента.
Таким образом, добросовестно проведенная процедура листинга есть надежный гарант качества финансового продукта. Однако листинг далеко не единственный инструмент рынка ценных бумаг, а лишь один из его инфраструктурных элементов, которые будут нами рассмотрены ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый рынок как экономическая категория - это совокупность отношений, связанных с перераспределением денежных ресурсов между субъектами хозяйствования.
Рынок ценных бумаг – это часть финансового рынка, представляющая собой совокупность экономических отношений по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг. Рынок ценных бумаг складывается из спроса и предложения на специфический товар - ценные бумаги.
Цель рынка ценных бумаг - аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка различных операций с ценными бумагами, то есть осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
Задачами рынка ценных бумаг являются:
1) мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;
2) формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
3) развитие вторичного рынка;
4) активизация маркетинговых исследований;
5) трансформация отношений собственности;
6) совершенствование рыночного механизма и системы управления;
7) формирование портфельных стратегий;
8) развитие ценообразования;
9) прогнозирование перспективных направлений развития и т. д.
Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
Рынок ценных бумаг - это многосложная структура, поэтому он может быть классифицирован по большому числу признаков, каждый из которых характеризует его с той или иной стороны, или с точки зрения разных отношений, имеющих на нем место.
В зависимости от стадии кругооборота ценной бумаги различают первичный и вторичный ее рынки.
Первичный рынок ценной бумаги - это отношения по поводу выпуска ценной бумаги в обращение. Это такие отношения между ее эмитентом и инвестором, при которых движение денег и товаров направлено от инвестора к эмитенту, а движение ценных бумаг, наоборот, - от эмитента к инвестору.
Вторичный рынок - это обращение ценной бумаги между инвесторами. Это отношения между инвесторами по поводу ценной бумаги. В этом случае движение денег и товаров и обратное им движение ценных бумаг осуществляется исключительно между самими инвесторами.
Поскольку процессы погашения ценной бумаги или изъятия ее из обращения на практике не выделяются как особые части рынка и не имеют своего специфического названия, постольку условно считается, что эти части отношений рынка ценных бумаг тоже охватываются единым понятием вторичного рынка.
Если прибегнуть к аналогии с вещественным товаром, то можно сказать, что первичный рынок ценной бумаги представляет собой нечто вроде процесса ее производства, а ее вторичный рынок представляет собой обычный рынок, подобный рынкам любых других товаров с точки зрения происходящих на нем процессов или имеющихся на нем товарно-денежным отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О рынке ценных бумаг» (О РЦБ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Введение в макроэкономику: учебное пособие / Матвеева Т.Ю. 5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511 с.
3. Макроэкономика: учебник / Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.
4. Макроэкономика-2: учебник / Шагас Н.Л, Туманова Е.А. - М.: изд-во МГУ, 2006. - 427 с.
5. Рынок ценных бумаг: учебное пособие / Батяева Т.А., Столяров И.И. - М.: Инфра-М, 2006. - 304 с.
6. Рынок ценных бумаг: учебник / Галанов В.А. - М.: Инфра-М, 2007. - 379 с.
7. Рынок ценных бумаг: учебник / Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.
8. Рынок ценных бумаг: учебник / Под ред. Жукова Е.Ф. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 567 с.