Файл: Государственная социальная помощь (Особенности оказания государственной социальной помощи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 679

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых: выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета; В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации. [20, с.149]

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Компенсация – возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. [10, с.173]

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь

В городе Орле существуют дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан. Дополнительные меры социальной помощи предоставляются семьям или одиноко проживающим гражданам, зарегистрированным и постоянно проживающим в городе Орле, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума или в отдельных случаях не превышает двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной по Орловской области. Социальная помощь предоставляется в следующих видах: 


– денежные выплаты (единовременные и ежемесячные); 

– натуральная помощь (бесплатное горячее питание, продуктовые наборы, твердое топливо, пользование баней). [18, с.90]

Единовременные денежные выплаты предоставляются по решению комиссии по оказанию дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан при администрации города Орла в следующих случаях и размерах:

  1. семьям или одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения в размере до полуторакратной величины прожиточного минимума на момент обращения;
  2. семьям или одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума:

а) оказавшимся в ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, которую они не могут преодолеть самостоятельно – до однократной величины прожиточного минимума;

б) пострадавшим в результате пожара – до трёхкратной величины прожиточного минимума;

в) в связи со смертью совместно проживающих членов семьи – до половины величины прожиточного минимума;

г) нуждающимся в возмещении затрат на получение медицинских услуг или приобретение лекарственных средств – до двукратной величины прожиточного минимума. [14, с.138]

Ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Конкретный размер ежемесячной денежной выплаты и срок предоставления устанавливается комиссией по оказанию дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан при администрации города Орла.

Продуктовые наборы предоставляются:

- одиноко проживающим пенсионерам;

- семьям, имеющим несовершеннолетних детей, где оба родителя или единственный родитель являются пенсионерами по старости или инвалидами 1 или 2 группы;

- многодетным семьям;

- семьям, имеющим несовершеннолетних детей, страдающих дефицитом массы тела;

- семьям, имеющим несовершеннолетних детей, больных туберкулёзом и контактных с больными тубёркулёзом.

Продуктовый набор формируется в соответствии с ассортиментным перечнем, утверждённым постановлением главы администрации города, в который входят мука, крупы, макаронные изделия, сливочное и растительное масла, колбасные изделия и др. Стоимость одного продуктового набора составляет 680 руб.

Бесплатное горячее питание получают семьи и одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. [17, с.112]


Банные услуги получают бесплатно граждане со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, с 50% скидкой – категории граждан в соответствии с решением Думы (инвалиды, ветераны ВОВ, боевых действий, ветераны труда, многодетные семьи и др.).

Твердое топливо получают семьи и одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума и проживающие в домах с печным отоплением.

Преобладающим видом государственной социальной помощи являются социальные пособия малоимущим гражданам. Данное пособие неразрывно связано со всей системой других пособий, с системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания, а также с уровнем оплаты труда и доходов занятого в народном хозяйстве населения, прежде всего наемных работников, составляющих большинство такого населения. По мере реального роста пособий и пенсий, трудовых и иных доходов населения значение этого пособия постепенно станет снижаться и, наоборот, его значение возрастет, если доходы населения снизятся. [23, с.164]

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации, в том числе в Орловской области, высокими темпами осуществляется государственная социальная политика направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе и оказание помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Также можно сказать, что стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём; существенное улучшение социальной инфраструктуры. [25, с.177]

Во многих странах, в том числе развитых, также есть пособия бедности. Они называются по-разному, но суть их едина – это помощь тем, у кого душевой доход ниже черты бедности. Однако черта бедности различается весьма существенно, она определяется с учетом многих социально значимых обстоятельств – уровня развития производства, оплаты труда, системы распределительных отношений и т.д.


ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СВЯЗИ С МОНЕТИЗАЦИЕЙ ЛЬГОТ

2.1 Понятие монетизации льгот

Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О монетизации льгот» были внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». Главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» урегулировано предоставление данной помощи в виде набора социальных услуг. Под монетизацией льгот понимается замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005 г. [9, с.204]

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 80–90-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению. [13, с.51]

Федеральная монетизация коснулась только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и другие – около 13 млн. чел.).

Сохранены три вида льгот – транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение.

Такие льготы предоставляется в виде набора социальных услуг, т.е. в натуральной форме за счет средств федерального бюджета для так называемых «федеральных» льготников (включенных в федеральный регистр) и за счет бюджетов субъектов Федерации для «региональных» льготников (включенных в региональные регистры).

Однако данный набор социальных услуг не является абсолютно бесплатным. Если гражданин изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из «ежемесячных денежных выплат», которые установлены с 2005 г. тем же категориям граждан, кому потенциально предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.


На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд. рублей. Реально была потрачена существенно большая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства – 1484 рублей, второй группы – 1060 руб. и третьей группы – 848 рублей, героям Великой Отечественной войны – 3,5 тыс. рублей, участникам войны – 1590 рублей, лицам награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – 1166 рублей, инвалидам войны – 2120 рублей. [8, с.3]

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. – 20–30 млн. чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40% соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

В Орловской области в настоящее время ветераны и инвалиды получают ежемесячные денежные выплаты в полном объеме и в установленные сроки. На эти цели из средств федерального бюджета поступило свыше 2,5 миллиардов рублей. С 1 апреля нынешнего года запланирована индексация ежемесячных выплат в 1,6 раза. [24, с.146]

Из областного бюджета выплаты получают 75 тысяч ветеранов труда и 24 тысячи тружеников тыла. На оказание мер социальной поддержки этим категориям граждан выделено 860 миллионов рублей, в том числе 430 миллионов рублей на ежемесячные денежные выплаты.

Всем категориям ветеранов и инвалидов проживающим в Орловской области предоставляется 50-процентная скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В прошлом году на эти цели было израсходовано 360 миллионов рублей из областного бюджета и 223 миллиона рублей из средств федерального Фонда компенсаций. В нынешнем году планируется увеличение финансирования по этой статье в 3 раза. [11, с.178]

В прошлом году свыше 18,5 тысяч льготников воспользовались бесплатным санаторно-курортным лечением. Эта цифра в 13 раз превышает уровень 2004 года.

Также за последние два года в Орловской области стала доступнее льготная медицинская и лекарственная помощь. На треть расширена сеть аптечных предприятий, работающих по программе дополнительного лекарственного обеспечения. На четверть увеличено число лечебно-профилактических учреждений и на 20 процентов численность врачей, осуществляющих выписку льготных лекарственных средств. Создано более 40 компьютеризированных центров выписки рецептов.