Файл: Государственная социальная помощь (Особенности оказания государственной социальной помощи).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 680
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1.1 Понятие и цели государственной социальной помощи
1.2 Виды, размер и законодательство о государственной социальной помощи
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СВЯЗИ С МОНЕТИЗАЦИЕЙ ЛЬГОТ
Набор социальных услуг и ежемесячные денежные выплаты в связи с монетизацией льгот
За это время выписано более 1 миллиона 800 тысяч рецептов. Так называемые отсроченные рецепты составляют менее 0,2 процента от общего количества выписанных. За счет средств федерального бюджета отпущено льготных медикаментов на сумму 496,5 миллионов рублей, за счет средств областного бюджета – на 34 миллиона рублей. Для сравнения за 2004 год на эти цели из всех источников было израсходовано около 130 миллионов рублей. Максимальный лицевой счет льготника составил 620 тысяч рублей, средний лицевой счет – 4114 рублей. [13, с.102]
Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.
Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.
Не был учтен разрыв между началом получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя. [19, с.73]
Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.
Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации. Монетизация льгот могла бы в существенной степени решить некоторые проблемы. Для этого было необходимо максимально расширить свободу потребительского выбора за счет отказа от натуральных форм предоставления социальной поддержки и перехода к денежным выплатам.
Важным условием финансовой устойчивости при этом должен был бы стать переход к адресному принципу предоставления этих выплат, исключительно или главным образом на основе учета уровня нуждаемости в социальной поддержке. [22, с.118]
Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
В состав предоставляемого набора услуг включены следующие социальные услуги:
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. [14, с.65]
Набор социальных услуг и ежемесячные денежные выплаты в связи с монетизацией льгот
Важной целью социальной политики Российского государства является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступности качественной медицинской и лекарственной помощи.
Сегодня вопрос об обеспечении лекарственными средствами льготной категории населения широко обсуждается на федеральном уровне. В субъектах РФ продолжают осуществляться мероприятия, проводимые в целях оптимизации и стабилизации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Дополнительное лекарственное обеспечение осуществляется по рецептам врача при амбулаторном лечении без ограничения стоимости лекарственных средств согласно перечню лекарственных средств отпускаемых по рецепту врача. В случае недостаточности лекарственной терапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии. [18, с.77]
Так, например, в г. Орле за предоставлением необходимых лекарственных средств гражданин вправе обратиться в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (т.е. в поликлинику) по месту жительства. При обращении в данные учреждения гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность (паспорт), документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное ПФР, а также страховой медицинский полис обязательного страхования граждан. При обращении гражданина в лечебно профилактическое учреждение врач (фельдшер) выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства, предусмотренные Перечнем лекарственных средств. За получением лекарственного средства гражданин обращается в аптечное учреждение. Информация об аптечных учреждениях осуществляющих отпуск лекарственных средств предоставляется гражданам в лечебно-профилактическом учреждении. [21, с.123]
При нахождении гражданина на территории другого субъекта Федерации он может обратиться в лечебно-профилактическое учреждение и при предъявлении документов, указанных выше, ему может быть выписан рецепт на лекарственные средства.
В перечень лекарственных средств для дополнительного медицинского обеспечения входят более 1600 препаратов по торговым наименованиям. Однако, несмотря на то, что стоимость отдельных препаратов достигает 23 тыс. руб., в перечне в основном предусмотрены относительно дешевые лекарства. Более того, обязательное использование особых бланков рецептов, а также необходимость компьютерной обработки данных серьезно затрудняет реализацию прав граждан в этой сфере. [16, с.94]
По данным за 2017 год в г. Орле было выписано более 300 тысяч бесплатных рецептов.
Гражданам, имеющим право на дополнительную медицинскую помощь, могут быть предоставлены бесплатные путевки в санаторно-курортные организации, расположенные на территории России и включенные в соответствующий Перечень.
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке.
Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (т.е. без питания и проживания) на основании заявления гражданина. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ. Такая путевка оформляется по установленной форме. [17, с.117]
К примеру, граждане, проживающие в г. Орле для реализации права на санаторно-курортное лечение должны получить в лечебно-профилактическом учреждении (поликлинике) по месту жительства справку для получения путевки.
При наличии данной справки граждане обращаются с заявлением в Фонд социального страхования. Фонда социального страхования не позднее 10 дней с момента поступления заявления сообщают о возможности предоставления путевки. Санаторно-курортная путевка выдается в заполненном виде, с печатью Фонда социального страхования и с отметкой «Оплачена за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит».
После получения путевки граждане, но не ранее чем за два месяца до начала срока ее действия, обязаны оформить санаторно-курортную карту в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку на получение путевки. [24, с.122]
В г. Орле по данным за 2017 год путевки на санаторно-курортное лечение получили более восьми тысяч человек, большинство граждан, получивших путевки в возрасте 61 – 70 лет – 30% и 71 – 80 лет – 25%.
В соответствии с Законом «о государственной социальной помощи», Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.04. №328) и Рекомендациями по организации проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно (Письмо ФСС РФ от 22.12.04 №02–18/01–9530) организация бесплатной перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным, авиационным, водным, и автомобильным транспортом. При этом приоритетным видом транспорта является железнодорожный транспорт.
Одновременно с получением в исполнительных органах Фонда социального страхования санаторно-курортной путевки граждане обеспечиваются специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или именными направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны и именные направления выдаются на каждый вид транспорта. [15, с.70]
Обеспечение граждан бесплатным проездом к месту лечения обратно осуществляется на основании направления, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта Федерации в сфере здравоохранения, в порядке определенном Министерством здравоохранения и соц. развития РФ.
После получения направления, выданного органом исполнительной власти субъекта Федерации в сфере здравоохранения, гражданин обращается в Фонд социального страхования или в органы социальной защиты населения для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Заполненные специальные талоны и именные направления выдаются гражданину в двух экземплярах, на оформление проезда в прямом и обратном направлении. [20, с.151]
Проезд граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории России без оплаты ими стоимости проезда осуществляется круглогодично, без ограничения числа поездок и маршрутов следования. Бесплатный проезд осуществляется на основе проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке. Выдаваемые гражданам безденежные проездные документы (билеты) не подлежат передаче другим лицам и не обмениваются. Указанные билеты являются недействительными без документов, удостоверяющих право на бесплатный проезд (удостоверения участника Великой отечественной войны, справки подтверждающей факт установления инвалидности и т.д.), а также решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданного ПФР, в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года №294.
На основании договора, заключенного между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, ОАО «Российские железные дороги» и ПФР, в 2006 году льготники стали бесплатно ездить на железнодорожном транспорте пригородного сообщения только при наличии карты транспортного обслуживания, которая стала условием выдачи бесплатных проездных абонементов на один – три месяца или разовых билетов в железнодорожных кассах. Причем льготники получают именные карточки транспортного обслуживания по почте. [25, с.188]
Таким образом, под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.
Согласно данным Правительства РФ на 2017 г. 60% льготников отказалось получать набор социальных услуг полностью или частично и выбрало денежную компенсацию соответствующих социальных услуг. А по Орловской области численность отказавшихся получить набор социальных услуг составляет 70,3%.
Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом идея монетизации могла бы быть выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям – нет. [11, с.136]
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О монетизации льгот» введена новая разновидность денежного предоставления в системе социального обеспечения России – «ежемесячные денежные выплаты».
Данный Федеральный закон, вводя ежемесячные денежные выплаты, внес соответствующие поправки в большое количество законов, в том числе в закон «О государственной социальной помощи».
Соответствующими денежными выплатами для различных категорий населения с 2005 г. были заменены следующие льготы:
- бесплатный проезд и городским транспортом;
- льготный или бесплатный проезд междугородним транспортом;
- выплата компенсации за эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание
- скидка по оплате радиоточки;
- льгота по оплате за телефон;
- скидка на услуги вневедомственной охраны;
- скидка по оплате телевизионной антенны;
- бесплатная установка телефонов;
- выплата компенсации за неиспользованную путевку и т.д. [14, с.106]
Федеральный законодатель, как указывалось ранее, разделил льготников на федеральных и региональных. За счет средств бюджетов субъектов Федерации меры социальной поддержки предоставляются реабилитированным гражданам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла, а также ветеранам труда. Регины также, как это вытекает из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122, должны сохранить предоставленные льготы и иным категориям граждан (например, если в регионе предусматривается бесплатный проезд пенсионеров на городском транспорте).