Файл: «Проблема личности в психологии».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- личной безопасности и принадлежности;

- компетентности, самостоятельности.

Любящие родители стремятся удовлетворить потребности детей, устанавливая четкие границы, безопасную среду для развития ребенка. Это позволяет ему выбирать свой путь в жизни, осуществлять общественно значимые действия и реализовывать свой высокий потенциал.

Результатом становления человека как личности являются психологические явления, свидетельствующие о степени и глубине социализации, например, образование социальных установок, формирование мотивации деятельности, черт характера, определенного поведения.

В повседневной жизни часто проявляется агрессивное поведение личности. Выделяют враждебную агрессию как самоцель, которая побуждается злостью, и инструментальную агрессию, которая является средством достижения целей.

Существуют основные теоретические концепции агрессии:

- врожденная агрессия (например, инстинкт смерти - по 3. Фрейду);

- естественная реакция человека на фрустрацию;

- результат обучения (воспитание в семье, школе, влияние средств массовой информации).

Доказано, что телевидение влияет на ребенка. Существует гипотеза катарсиса, согласно которой просмотр сцен насилия позволяет людям высвободить свою агрессию. Но с началом эры телевидения в США, например, количество случаев насилия возросло в несколько раз. Можно научиться новым криминальным действиям именно в телевизионных программах. Доказано, что именно подростки реализуют приобретенные таким способом знания на практике, потому что социальное насилие возбуждается, побуждается, с одной стороны, а с другой - ему не дают адекватной нравственной оценки взрослые люди.

Важно предупреждать агрессию, а не ждать ее проявлений, например, научить родителей добиваться дисциплины от детей без применения насилия.

Сила ситуации (социальный контроль) и сила личности (личный контроль) не меньшей степени противостоят друг другу, чем биологические основы человека культурного. И поэтому имеет смысл как социальное, так и личное предопределение агрессии. Но именно личность предполагает свое поведение и несет за нее ответственность.

Социализация позволяет подойти к определению степени представленности социально-типического в индивидуальной психологии. Она является двусторонним процессом, включающим, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение им системы социальных связей посредством деятельности.


Социализация как диалектический целостный процесс развития и саморазвития составляет единство этих двух противоречивых явлений. Только усвоив условия среды, можно активно влиять на нее. Вместе с тем усвоение социального опыта невозможно без индивидуальной активности самого человека в различных сферах деятельности. Личность проходит путь социализации в разных группах, где роли, статусы, которые она в них, формируют структуру и ее тип.

К механизмам социализации относятся подражание, внушение, социальная фасилитация, слухи и т. п.

Подражание - это воспроизведение индивидом опыта других людей, в частности - их движений, манер, поступков и действий. Подражание играет значительную роль в поведении людей: формируются как простейшие навыки, так и духовные ценности, а именно - идеи, вкусы, манера поведения. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в одно целое достояние предков и их потомков.

Особое значение подражание имеет в развитии ребенка: начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых к сознательному усвоению.

Внушение (суггестия) - неосознаваемое воспроизведение человеком мыслей, чувств других людей, с которыми он общается, при некритической оценке содержания сообщений. Внушение является важным фактором социализации личности, который осуществляется с помощью вербальных (слова, интонация) и невербальных (жесты, мимика, окружение) средств. Внушение может быть прямым и опосредованным, направленным и стихийным.

Б.С. Поршнев рассматривает внушение как взаимодействие доверия и недоверия. Суггестия тождественна абсолютному доверию к тому содержанию, которое передает коммуникатор. Контрсугестия связана с недоверием к сообщению. Если суггестия является средством интеграции группы, сохранение существующих обычаев, то контрсугестия - орудие изменений, движения вперед. Установлено, что каждый человек имеет свой уровень внушаемости (податливости к воздействию других людей), а повышение внушаемости прямо пропорционален росту численности группы.

Социальная фасилитация (от англ. facilitate - облегчать) - это поддерживающее и стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность улучшается.

Установлено, что возникновение эффекта социальной фасилитации зависит от характера задач, которые выполняет человек. Присутствие других людей действует положительно на количественные результаты и отрицательно - на качественные.

Социальное ингибирование (от лат. inhibeo - подавление) - сдерживание, которое препятствует приобретению индивидом нового социального опыта и тормозит процесс социализации.


2.3 Механизмы социальной регуляции поведения личности

В 80-х годах XX в. отечественные ученые (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев и др.) начали широко использовать категорию «поведение» для целостного понимания личности. Поведение - форма связи, взаимодействия организма с условиями существования. Ее источником являются потребности. Человек существует в социальной среде, так как специфически человеческой признаком поведения является его общественная направленность. Итак, социальное поведение - интегральная и доминирующая форма проявления личности, все другие виды активности определенной степени обусловлены ею. Социальное поведение включает действия человека относительно общества, других людей и предметного мира. Эти действия регулируются общественными нормами права и морали. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Целью социального поведения личности является преобразование окружающей действительности, общества, самого человека. Результатом социального поведения личности является формирование и развитие межличностного взаимодействия, взаимодействия с различными сообществами. В достижении результата исключительная роль принадлежит общению.

В структуру социального поведения включают: поведенческий акт, действие, поступок, деяние.

Поведенческий акт проявляется как единичное проявление любой деятельности, ее элемент. Особое место в социальном поведении имеют социальные действия, которые осуществляются в определенной ситуации и предусматривают общественно-детерминированную мотивацию, намерения, отношения.

Социальные действия зависят от задач, решаемых общество (экономических, социальных, развития духовной жизни). Для психологической характеристики социальных действий существенна их мотивация, отношение к «Я» как к источнику и субъекту этих действий, соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации. Специфика социального действия определяется рядом феноменов: восприятием социального действия ближайшим окружением, ролью этого восприятия в мотивации социального действия, ролью референтной группы, механизмами социального контроля социального действия личности.

Поступок - социально оцениваемый акт поведения, который побуждается осознаваемыми мотивами. В отличие от импульсивных действий, поступок осуществляется в соответствии с принятыми намерениями. Поступок как элемент поведения подчинен мотивам и намерениям человека. В нем проявляется личность человека - его потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. Совокупность поступков является составной деяния, в котором реализуется активность, имеет высокую социальную значимость. Ответственность за такую активность несет сам субъект, даже если она выходит за пределы его намерений.


Социальное поведение личности - сложное социально-психологическое явление. Оно детерминируется определенными факторами и закономерностями. По отношению к социальному поведению используется понятие регуляция - налаживание в соответствии с правилами. Функциями социальной регуляции поведения является формирование, оценка, поддержка, защита и воспроизводство субъектом необходимых норм, правил.

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность. Регуляторами поведения личности является «мир вещей», «мир людей» и «мир идей» - общественные, социально-психологические (внешние) и личностные (внутренние) факторы.

К широкому классу внешних регуляторов социального поведения относят все социальные явления с определением «социальный», «общественный»: общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение и т. п. В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности является морально-этические нормы, менталитет, субкультура, идеал, ценности, средства массовой информации, мировоззрение, религия. Общечеловеческими регуляторами поведения также выступают: язык, традиции, ритуалы, привычки, стереотипы, быт, семья.

Узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления: большие социальные группы (этнос, классы, страты, профессии и т. п.); малые социальные группы (общности, коллективы, организация, оппонентский круг и т.п.); групповые явления - социально-психологический климат, коллективные представления, межгрупповые и внутригрупповые отношения, сплоченность, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующих поведение, относятся: символы, традиции, вкусы, мода, слухи, реклама, стереотипы, коммуникация. Личностными составляющими социально-психологических регуляторов поведения является социальный престиж, позиция, статус, авторитет, социальная желательность, установка.

Универсальным формопроявлением внешних социальных регуляторов поведения выступают социальные нормы. Организации как основные формы объединения людей используют различные виды норм: стандарты, модели, шаблоны, правила, императивы поведения. Они являются основными правилами, которыми руководствуется представитель определенного сообщества, прежде чем совершить поступок. Все нормы разделяют на формализованные (зафиксированные в документах, внешне представлены) и неформализованные (не оформлены, однако представлены определенными внутренними предпочтениями).


Однако личность - не только субъект социального поведения, но и субъект регуляции этого поведения: именно человек является творцом феноменов, влияющих на поведение. Поэтому понимание внутренних факторов, определяющих поведение личности, имеет большое значение.

К внутренним регуляторам поведения относят психические процессы, психические состояния и психические качества личности. С помощью психических процессов личность получает, хранит, воспроизводит и превращает необходимую информацию. В составе психических процессов такие явления влияют на поведение, как внутренняя речь, инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решения задач. К психическим состояниям, которые составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения относят аффекты, депрессию, настроения, тревожность, фрустрацию, отчужденность, релаксацию. Психические качества личности обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию поведения. Среди социально-психологических качеств регуляторами поведения являются установки, оценки, жизненная позиция, статус, чувство любви, ненависти, страха, стыда. Мотивационная сфера, основой которой являются потребности человека и волевые процессы (желание, стремление, совершения поступков) является завершающим этапом социальной регуляции поведения.

Таким образом, социальная регуляция поведения личности является очень сложным механизмом, который включает широкий спектр внешних и внутренних факторов. Содержанием ее являются: создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, инструкций, образцов); регламентация поведения, его оценка; определение санкций. Результатом действия механизмов социальной регуляции является модификация поведения личности, социальный контроль или манипулирование личностью. Следовательно, он может быть как общественно-положительным, так и отрицательным, противоречащим традициям, установкам, нормам морали.

Глава 3. Эмпирическое исследование

3.1 Программа и методы исследования

Данное исследование проводилось в общеобразовательной школе. Экспериментальная группа состояла из учащихся 9 класса в количестве 25 человек (13 девочек и 12 мальчиков). Возраст детей от 14до 15 лет. Исследование проводилось в индивидуальном и групповом порядке в соответствии с методикой.