Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии
1.1 Личность в социальной психологии
1.2 Проблемы личности в социальной психологии
1.3 Проблемы социально-психологического исследования личности
2.1 Понятие социализации личности
2.3 Механизмы социальной регуляции поведения личности
Глава 3. Эмпирическое исследование
3.1 Программа и методы исследования
Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.
Цель исследования заключалась в проведении экспериментального исследования уровня самооценки личности подростков и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений.
Задачи исследования:
подбор методик;
определение уровня самооценки;
выявление уровня зависимости самооценки личности подростков от их статусного положения в группе сверстников.
В результате проведения исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо-С. Рубинштейна.
Рассмотрим описание используемых методик
Социометрия:
Для использования количественных характеристик при изучении социального взаимодействия в группе, применяется социометрическая процедура, или социометрия, которая впервые была предложена в 30-х годах Д. Морено) [8].
Социометрия - это система некоторых приёмов, которые дают возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, получаемые индивидами в процессе межличностного общения и взаимодействия.
Социометрический метод включает в себя анализ осмысленных ответов всех членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем хотелось бы сидеть за одной партой?"; "С кем хотелось бы готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.
Результаты полученных ответов вносят в называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора считается основой для социометрического анализа. Для того, чтобы было удобно обрабатывать данные каждый член группы должен получить свой номер и после этого на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При этом номера учащимся присваиваются согласно алфавитному списку.
Данный эксперимент проводился в групповой форме. Учащиеся были ознакомлены с целью исследования. Участникам эксперимента было дано время для обдумывания ответов. Во время проведения эксперимента посторонних в комнате не было. Ребятам дали гарантию неразглашения ответов.
Методика изучения самооценки Т. Дембо-С. Рубинштейна.
Цель данной методики заключается в выявлении уровня самооценки школьника по заранее определённым качествам личности; при этом выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Материалом для исследования составлен из ряда шкал (100 мм), которые условно обозначают проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)
Методика состоит из следующей процедуры исследования: подростку предлагается ряд шкал, которые условно обозначают проявление тех или иных черт личности, и также дана следующая инструкция: "Допустим, что на данной линии расположены все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу - больные люди, вверху - здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
Ребенок во время проведения эксперимента с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работа с остальными шкалами осуществляется учащимся самостоятельно.
Высота самооценки определяется при помощи условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. Одно деление на шкале считается равным 0,5 балла. Исходя из этого, необходимо подсчитать средний балл самооценки. "Нормальной", "средней" самооценкой считается самооценка, средний балл которой равен 2,5 или немного выше; "высокой" - средний балл 4-5; "низкой" - баллом 0-2,5.
3.2 Анализ результатов исследования
Результаты экспериментов оформлены графически: вначале начерчены четыре концентрические окружности, после чего их необходимо разделить диаметром пополам. Справа располагаются мальчики (треугольники), слева - девочки (кружки). Размещение детей на социограмме соответствует числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут расположены дети, которые получили 5 и больше выборов - 1 статусная группа, второй круг - 2 статусная группа - 3-4 выбора; третий круг - 1-2 выбора; четвертый круг - ни одного выбора. Далее, соединяя линиями выбора детей, можно увидеть характер связей, после этого осуществляется подсчет выборов, которые получены каждым ребенком, и после чего находим взаимные выборы:
Рисунок 2 Карта групповой дифференциации
- девочки выбор
- мальчики взаимный выбор
Следующим этапом работы является определение диагностических показателей социометрического исследования, а также их интерпретация. Статус ребенка при этом определяется числом выборов, которые он получил; 1 и 2 статусные группы - благоприятные. Исходя из этого, можно узнать, благоприятность статуса каждого ребенка в группе.
В результате подсчетов статусные категории каждого подростка:
лидеры - 7 человек.
предпочитаемые - 7 человек.
пренебрегаемые - 7 человек.
отверженные - 4 человек.
Исходя из полученных данных сделан вывод: более 14 подростков, а это составляет более 50%, имеют благоприятный статус, т. е относятся к первой и второй статусным группам, а 11 испытуемых (44%) принадлежат к третьей и четвертой статусным группам.
Методика Т. Дембо-С. Рубинштейна для определения уровня самооценки подростков предполагается составление сводной таблицы данных:
Таблица 1. Сводная таблица данных
Поряд ковый № |
Качества личности |
Сред- ний балл |
Уро- вень |
||||||
Доброта |
Честность |
Сообрази-тельность |
Трудо- любие |
Щед-рость |
Любо- знатель- ность |
Общитель- ность |
|||
1 |
4,5 |
4.5 |
5 |
5 |
4,5 |
3,7 |
5 |
4,6 |
В |
2 |
4 |
3,5 |
2.3 |
5 |
3.5 |
0,5 |
4.3 |
3,3 |
С |
3 |
2,5 |
2 |
2 |
2.3 |
1,3 |
4 |
3,5 |
2,5 |
Н |
4 |
3.5 |
3 |
3 |
5 |
2.5 |
3 |
4.5 |
3,5 |
С |
5 |
3.5 |
4,2 |
2,5 |
4,5 |
4.3 |
5 |
4,7 |
4,1 |
В |
6 |
4.5 |
4 |
2,6 |
4,5 |
4.5 |
5 |
5 |
4.3 |
В |
7 |
3.5 |
3 |
3 |
5 |
2,5 |
3,2 |
5 |
3,6 |
С |
8 |
3 |
2 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3.8 |
С |
9 |
3 |
3 |
2,5 |
2,6 |
1,5 |
2 |
2,4 |
2.4 |
Н |
10 |
2.5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3.5 |
2.5 |
Н |
11 |
2 |
2.5 |
2,5 |
5 |
2.5 |
3 |
5 |
3.2 |
С |
12 |
4,5 |
4 |
2,5 |
4 |
4.5 |
4.5 |
5 |
4.1 |
В |
13 |
3.5 |
4.5 |
5 |
5 |
4 |
4.5 |
5 |
4.5 |
В |
14 |
4 |
3.5 |
2.5 |
4.5 |
4.5 |
3.5 |
4.5 |
4 |
С |
15 |
3.5 |
3 |
3 |
4.5 |
4.5 |
4 |
4.5 |
3.7 |
С |
16 |
3,5 |
4,6 |
5 |
4.5 |
2.6 |
3,5 |
5 |
4,1 |
В |
17 |
3.5 |
2.5 |
2.5 |
4.5 |
4.5 |
4 |
3.5 |
3.7 |
С |
18 |
3.5 |
4 |
2.7 |
4.5 |
5 |
4 |
5 |
4.1 |
В |
19 |
4.5 |
2.3 |
3 |
5 |
4.5 |
3 |
5 |
3.9 |
С |
20 |
4 |
2.5 |
1 |
2 |
4.5 |
3 |
5 |
3,1 |
С |
21 |
3.5 |
2 |
3.5 |
4.5 |
4.5 |
5 |
5 |
4 |
В |
22 |
3.5 |
2.5 |
2 |
5 |
2.5 |
3 |
5 |
3.4 |
С |
23 |
5 |
3 |
2,5 |
3.5 |
2.5 |
4.5 |
5 |
3.7 |
С |
24 |
3.5 |
2.5 |
3 |
4 |
4.5 |
4.5 |
2.5 |
3.5 |
С |
25 |
4 |
2.5 |
3 |
4.5 |
4 |
3.5 |
5 |
3.8 |
С |
В результате исследования по методике Т. Дембо-С. Рубинштейна, было установлено, что в данной группе учащихся дети имеют различный уровень самооценки:
9 учащихся, что составляет 36%, - высокий уровень самооценки;
13 учащихся (52%) - средний уровень самооценки;
3 учащихся (12%) имеют низкий уровень самооценки.
Сопоставляя статус каждого ребенка из группы с его уровнем самооценки, мы получаем следующие результаты:
из общего количества детей статуса "лидеры" 71% обладают высоким уровнем самооценки и 29% - средним уровнем самооценки;
из детей, которые находились в статусе "предпочитаемые" 57% обладают высоким уровнем самооценки и 43% - средним уровнем самооценки;
из всех детей третей статусной категории "пренебрегаемые" 100% обладают средним уровнем самооценки;
из детей, которые находились в четвертой статусной категории "отверженные" 25% обладают средним уровнем самооценки и 75% имеют низкий уровень самооценки.
Таким образом, в результате проведённого исследования связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.
Важной стороной самосознания личности и показателем высокого уровня его развития является формирование личностной самооценки, отражающей особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
У подростков необходимо сформировать обобщенный положительный образ "Я", который послужит основой для саморегуляции его поведения и деятельности, который актуализирует его активность, поможет лучше реализовать свои возможности. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что плохая успеваемость детей, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом объясняются отрицательным отношением ребенка к себе, заниженной самооценкой. Высокий уровень притязаний и самооценки должен стать стимулом к проявлению подростком инициативы, самостоятельности, а также даст возможность сохранить веру в себя, свои силы и способности при неудаче.
Заключение
В результате изучения данной темы. Были сделаны следующие выводы:
Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе.
Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода.
Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.
Гипотеза эмпирического исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.
Таким образом, в результате проведённого исследования связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.
Список использованной литературы
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М., 2004
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол. труды. - М., Воронеж, 2006
Битянова М.Р. Социальная психология/ Учебное пособие - М.: Знание 2006
Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости-М.: 2008
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 2009.
Кулагина И., Колюцкий В. Возрастная психология. М.: Тц Сфера, 2009
Столин В.В. Самосознание личности. - М., 2005
Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2007
Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности // Мир психологии: научно-методический журнал. - № 2 (38). - М; Воронеж: Московский психолого-социальный институт РАО, 2008
Страхов В.И. Внимание в социально-личностном контексте // Вопросы социальной психологии личности. Вып.2. - Саратов, 2007
Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. - М., 2007
Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2008.