Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии
1.1 Личность в социальной психологии
1.2 Проблемы личности в социальной психологии
1.3 Проблемы социально-психологического исследования личности
2.1 Понятие социализации личности
2.3 Механизмы социальной регуляции поведения личности
Глава 3. Эмпирическое исследование
3.1 Программа и методы исследования
1.3 Проблемы социально-психологического исследования личности
Проблемы социально-психологического исследования личности в самом общем виде определяются интересом к взаимосвязи выделенных и рассмотренных в данной теоретической главе работы аспектов в целостной личностной структуре в рамках формирующейся или сформированной "Я-концепции"; кроме того, часто рассматриваются проблемы возможностей человеческой личности на междисциплинарном пространстве, когда различные методологические приемы из разных наук направлены на исследование какой-то вполне определенной интегральной характеристики личности (например, психосоциальной устойчивости) или изучается на каком-то выделенном параметре связь биологического и социального в личности. Определенный интерес представляет новое направление исследования "жизненного пути" человека и характеристики жизненных стратегий личности на определенных этапах этого пути, на которых связь человека с группой и обществом осуществлена как смысложизненная связь.
Особенное прикладное значение в рамках исследований проблемы личности в социальной психологии имеет активно развиваемое в последнее время представление о социально-психологической компетентности.
Социально-психологическая компетентность понимается в социальной психологии как способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими ее людьми в системе межличностных отношений. В общей способности различают умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в ходе взаимодействия. Особую роль в развитии этой способности играет эмпатия и рефлексия, которые могут быть использованы в практике общения и взаимодействия.
Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода.
Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.
Социально-психологическими качествами личности являются:
Социальный статус
Социальная роль
Социальные мотивы
Социальная установка
Направленность личности
Ценностные ориентации
2. Социализация и социальная регуляция личности как основные проблемы личности в социальной психологии
2.1 Понятие социализации личности
Понятие социализации личности было введено в социальную психологию в 40-50 годы XX в. в работах А. Бандуры и Д. Кальман.
Социализация - исторически обусловленный процесс деятельности и общения, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ее течение происходит в условиях как воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и стихийных воздействий на личность (иногда противоположно направленных) факторов общественной жизни. Социализацию можно определить как процесс усвоения и одновременного активного воспроизводства индивидом общественного опыта.
Выделяют три сферы, в которых происходит становление человека как личности: деятельность, общение, самосознание. В сфере деятельности происходит постоянное расширение опыта человека, то есть освоение им новых видов деятельности, выявление значительных ее аспектов, личностный выбор и подчинения других видов деятельности основном. В сфере общения происходит расширение и углубление связей человека, отмечаются различные личностные изменения. Именно межличностное общение способствует формированию человека как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. В сфере самосознания происходит становление «Я-концепции» под влиянием включения человека в различные социальных групп. Самосознание не возникает мгновенно как простой перечень характеристик, а формируется постепенно, пока личностью не поймет себя как целостность, самость. Культура влияет на восприятие «Я», в частности, психология западных культур предполагает, что жизнь может быть богаче, если определить свои способности и поверить в себя. Сначала следует полюбить себя, чтобы полюбить других. Иными словами, пропагандируется индивидуализм, который направляется на удовлетворение собственных интересов вместо того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания.
В восточных культурах и странах третьего мира больше ценится коллективизм, когда высшей целью жизни является благополучие своих групп - семьи, клана, трудового коллектива. Там люди больше ощущают взаимозависимость как ценность.
Индивидуализм или коллективизм влияют на «Я-концепцию», социальные отношения и воспитание детей. Усиление индивидуализма сопровождается депрессиями, беспомощностью. В то же время коллективизм способствует безответственности, социальной лени, конформизму.
Социализация - не мгновенный процесс, а длительный период становления человека как личности на протяжении всей жизни, состоящий из нескольких стадий. Одни авторы выделяют в нем две стадии: активное становление человека как общественного существа в первую треть жизни, т.е. социализация ребенка, подростка, юноши, развитие зрелой личности в процессе дальнейшего функционирования в обществе, социализация взрослого (трудоспособный период и переход на новое положение в семье - дедушки, бабушки, а также в обществе - пенсионера). Другие выделяют три стадии социализации: предтрудовую, трудовую и послетрудовую, что по своему содержанию похожи на вышеупомянутое.
По мнению Е. Гидденса, социализация - это процесс, при котором беспомощный ребенок постепенно превращается в личность, которая понимает и саму себя, и окружающий мир, приобретает знания и привычки, присущие культуре, в которой ребенок родился.
В научной литературе существует много вариантов определения социализации, но большинство из них тяготеет к пониманию ее как процесса, благодаря которому люди усваивают и учатся подчинять свое поведение социальным нормам. Социализация рассматривается как процесс вхождения индивида в мир конкретных социальных связей и его интеграция в разные типы социальных сообществ через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социальные черты личности.
Социализация предусматривает включение личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Следовательно, целью социализации может считаться формирование социально активной личности, действия и поступки которой регулируются социальными нормами и общественными интересами.
Следовательно, социализацией называют процесс усвоения человеком определенной системы ценностей, норм, знаний и умений, образцов поведения, которые отвечают ее социальным ролям и делают полноправным членом общества.
Для современной социальной психологии характерны противоречивые взгляды на феномен социализации - от признания к полному отрицанию. Например, известный польский социолог З. Бауман считает, что в социологии постмодерна нет места понятию "социализация", поскольку неможно говорить о целеустремленном формировании личности: современный человек в значительно большей мере, чем его предшественники, способен сам себя создавать, самоконструировать.
Признанным теоретиком социализации в современной социологии считается Т. Парсонс. Его теория ориентирована на постоянное общество, в котором каждый индивид осознает свою социальную роль, понимает, чего от него ожидают другие. Именно социализация (наряду с социальным контролем) является тем средством, с помощью которого поддерживается социальное равновесие. Социализация имеет две фазы - социальной адаптации и интериоризации (рис. 1).
По Т. Парсонсу, важными каналами социализации являются семья, школа и молодежная субкультура.
Американский социолог Н. Смелзер считает, что благодаря социализации люди приобретают опыт и усваивают установки, которые отвечают их социальным ролям. Социализация имеет цель способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечивать сохранение общества через усвоение его новыми членами соответствующих убеждений и образцов поведения. Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения, стремлением к конформизму.
Фазы социализации
Социальная адаптация |
Интериоризация |
Предусматривает приспособление индивида к социальным условиям существования, ролевым функциям, социальным нормам, которые сложились в обществе или отдельных социальных группах, к которым принадлежит индивид. Данный аспект социализации предоставляет индивиду возможность привлечься, войти в социальное сообщество таким образом, чтобы не выделяться в нем, чтобы быть способным жить так, как живут все. Это происходит, например, через усвоение языка, грамотности, общих форм общения. Охватывает наиболее значимые для конкретного общества сферы жизнедеятельности - труд, общение, досуг, мораль, религию, политико-правовые нормы. |
Предусматривает процесс включения приобретенных норм, ценностей, вообще всего социальноисторического опыта человечества, во внутренний мир личности, в ее сознание, где они обобщаются, трансформируются и в результате превращаются во внутренние правила поведения, способствуют формированию ценностных ориентаций личности как субъекта активной деятельности. Чем больше личность усваивает позитивного человеческого опыта во всех его проявлениях, тем больше она будет социализироваться. То есть в данном аспекте в отличие от социальной адаптации уже не идет речь об уподоблении субъекта социализации людям, которые окружают его. Субъект социализации рассматривается как активно действующая единица. |
Рис. 1. Фазы социализации по Т. Парсонсу
По Н. Смелзеру, социализация - это двусторонний, разнонаправленный процесс, который предусматривает взаимное влияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию и социализирует. Результатом этого становится формирование уникальной и неповторимой личности.
На исследование социализации повлияла и теория психосоциального развития человека Э. Эриксона. Он предложил выделит в жизненном цикле человека восемь универсальных для всего человечества последовательных стадий его психосоциального становления - детские года, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст (или раннее юношество), молодость, средний возраст, зрелость.
Процесс развертывания этих стадий происходит по эпигенетическому принципу: личность развивается постепенно, переход от одной к другой стадии развития предусматривает готовность личности двигаться к дальнейшему росту, расширению социального мировоззрения и радиуса социального взаимодействия. Каждая стадия характеризуется специфическим заданием. Например, в детские годы происходит формирование базового доверия к окружающему миру, преодолению ощущения отчужденности, а в игровом возрасте - развитие активной инициативы одновременно с возникновением чувства вины и ответственности за свои желания. Само общество, по мнению Э. Эриксона, определяет содержание развития, которое бы наилучшим образом способствовало включению индивида в общественную жизнь, то есть социализации.
Современные немецкие ученые (Ю. Хабермас) связывают социализацию с идеей о том, что индивид в процессе своего развития все более стремится к самореализации и самоутверждению, а пассивное приспособление отступает на задний план.
2.2 Институты социализации
Институтами социализации является все социальные сообщества, в которых происходит развитие личности (семьи, дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные объединения).
Следует отметить интеграционной роли семьи в процессе развития и саморазвития личности. В течение жизни человек меняет семью, где он родился, на ту, где он дает жизнь своим детям, стареет и умирает. В этом «мире» начинает формироваться наше «Я» и закладываются основы межличностных отношений.
Переживание безусловной и всеобъемлющей любви является условием формирования хорошо приспособленной к жизни человека. Именно безусловная любовь в семье является базой психического здоровья будущей личности, что проявляется в двух феноменах, а именно - в ощущении: