Файл: Правовое положение получателя социальных услуг (Особенности правового статуса получателей социальных услуг в России).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Особенности правового статуса получателей социальных услуг в России
1.1 Понятие и правовая характеристика получателя социальных услуг
1.2 Классификация получателей социальных услуг
2 Правовое положение отдельных категорий получателей социальных услуг в Российской Федерации
2.1 Инвалиды как получатели адресной социальной помощи
2.2 Социальные услуги, оказываемые многодетным семьям в Российской Федерации
2.3 Правовая характеристика иных категорий получателей социальных услуг
Программа государственной поддержки многодетных семей в РФ в 2015-2019 годах, по мнению властей, стала эффективной мерой улучшения демографической ситуации – рождаемость начала расти. Подчеркивая значимость данного направления, федеральные власти намерены стабилизировать успех и не допустить снижения рождаемости в предстоящем десятилетии.
Фактически анонсируется перезагрузка политики демографического развития, результатом которой должны стать федеральные программы для многодетных семей на 2020 год. Речь идет как минимум о:
продлении материнского капитала до 2026 года, расширении целей его использования: формирование ежемесячных выплат малоимущим семьям, оплата ухода за ребенком;
дополнительном финансировании выплат ежемесячного пособия на третьего ребенка до 3 лет, выплачиваемом в соответствии п. 2 с указа Президента РФ от 07.05.2012 № 606;
запуске новой программы ипотечного кредитования до 2023 года для двух- и трехдетных семей.
Эти госпрограммы для многодетных семей – не единственные формы поддержки. Например, родители, воспитавшие семерых детей, вправе претендовать на орден «Родительская слава» и поощрение в 100 000 рублей.
Значительная помощь для семей с несколькими детьми предоставляется и на региональном уровне.
Субъекты федерации обладают широкими полномочиями по поддержке демографических инициатив центральной власти на местах. Каждый регион волен самостоятельно вводить дополнительные стимулы повышения рождаемости, поэтому меры поддержки могут значительно отличаться объемом от того, что полагается от государства.
Формы помощи, однако, всегда традиционные:
Городские и региональные выплаты при рождении ребенка. Например, в Санкт-Петербурге можно единовременно получить от 31 104 за первого до 51 842 за третьего ребенка. Кроме того, предусмотрены ежемесячные денежные пособия, ограниченные возрастом ребенка (например, до 1,5 или до 3 лет).
Единовременные региональные выплаты для многодетных семей. В зависимости от экономического положения, регион может установить дополнительный региональный материнский капитал для семей, родивших третьего ребенка. В Чувашии, например, губернаторская помощь многодетным семьям – 100 тысяч рублей, в Смоленской области – 163 300 рублей, на Сахалине – 196 000 рублей, а в Калужской области – 50 тыс. рублей.
Налоговые и пенсионные льготы: скидки на земельный налог, сборы с ИП, транспортный налог, на имущество физлиц и так далее.
Жилищные льготы: компенсации и субсидии на оплату коммунальных услуг, аренду жилья, предоставление социального жилья и льготного кредитования. Например, программа «Жилище» для многодетных семей, где родители не старше 35 лет, позволяет использовать в целях оплаты первого взноса на жилье материнский капитал.
Компенсация проезда, канцелярских товаров, школьных учебников, питания, стоимости лекарств и так далее.
2.3 Правовая характеристика иных категорий получателей социальных услуг
Среди физических лиц, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, прежде всего следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.
Семья является предметом пенсионных отношений по случаю потери кормильца во всех организационно-правовых формах социального обеспечения. Чтобы принять участие, гражданин должен обладать незаконностью, в содержании которой отечественная наука выделяет два структурных элемента - правоспособность и работоспособность. В различных отраслях эти права имеют разные комбинации. В некоторых отраслях (например, административное, трудовое право) правоспособность и работоспособность являются неразрывными. Для других отраслей (например, гражданского права) возможно разделение этих элементов. Законность граждан в социальном обеспечении также должна быть приписана второй группе.
В теории права социального обеспечения распространена точка зрения (B.C. Андреев, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, Т.М. Кузьмина и др.)[3] о наличии помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. При этом под отраслевой правоспособностью физических лиц в праве социального обеспечения понимают общую возможность обладания правами и несения обязанностей в социально-обеспечительных правоотношениях любого вида. Но отраслевая правоспособность - это собирательное понятие. Для реализации субъективного права на конкретный вид социального обеспечения гражданин должен обладать специальной правоспособностью. С.С. Алексеев определяет специальную правоспособность как «способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках данной отрасли права»[4].
Основываясь на этих теоретических положениях, сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Из этого также следует вывод, что способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном правоотношении возникает у гражданина в разное время и при наступлении разных фактических обстоятельств, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование. Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную. «Содержание постоянной части правоспособности... образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения»[5]. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан, независимо от каких-либо других обстоятельств.
Однако, несмотря на разную терминологию, позиции авторов довольно близки. Переменная группа юридических возможностей практически ничем не отличается от специальной видовой правоспособности, возникающей при наступлении инвалидности, потере кормильца, безработицы и других социально значимых событий.
Поскольку Конституция Российской Федерации[6] устанавливает права в области социального обеспечения на основные права человека, которые принадлежат каждому из родов, то с момента рождения человек может рассматриваться как возможная тема правоотношения в области социального обеспечения. В этом случае речь идет о неизменном элементе способности ветви.
Содержание переменной части правоспособности физических лиц в социальном обеспечении персонифицировано конкретно и в зависимости от состояния здоровья, возраста, доходов, наличия детей и других обстоятельств.
Например, при внедрении системы индивидуального персонифицированного учета Пенсионный фонд ставил перед собой цели по созданию метода учета реализации пенсионных прав каждого гражданина. Правовые основы действующего порядка отражены в законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ).
К прочим задачам можно отнести возможность получения и использования достоверных данных, наличие информационной базы по сбору сведений, эффективный контроль за поступлением страховых взносов, прозрачность сведений по начислению страхового и накопительного обеспечения для каждой категории работников, возможность информирования застрахованных лиц о текущем состоянии своих лицевых счетов.
Индивидуальный персонифицированный учет для эффективного исполнения поставленных задач проводит регистрацию физических лиц в системе пенсионного страхования. Каждый гражданин обеспечивается собственным лицевым счетом с присвоенным индивидуальным номером (СНИЛС), на котором и производятся расчеты по начисленным взносам.
С начала 2014 года произошли изменения в порядке заполнения отчетности для сдачи в ПФ. Страхователям при реализации сведений индивидуального персонифицированного учета больше не нужно самостоятельно перераспределять уплаченные суммы взносов между работниками.
Сведения по индивидуальному персонифицированному учету обновлены добавлением классификаторов параметров — новых кодов по категориям лиц, подлежащих страхованию. Новые данные позволяют определить причастность застрахованного лица к определенным категориям, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Это могут быть обычные наемные работники или физического лица - индивидуальные предприниматели, работники в сфере сельхозпроизводства, сотрудники организаций в сфере информационных технологий, аптечные служащие, члены судовых экипажей.
Индивидуальные пенсионные сведения содержат необходимые данные сотрудников по начисленным взносам за определенный период и полученным доходам. Также они показывают, к какой категории относятся застрахованные лица, их рабочий стаж.
В настоящее время сведения подаются ежеквартально. Начиная с 2016 года по инициативе Минтруда планируется перейти к ежемесячной сдаче отчетности.
За работодателями закреплена обязанность по своевременной и верной подаче данных по индивидуальному персонифицированному учету в отделения ПФ.
При обнаружении ошибок необходимо представить корректирующие сведения, предварительно уплатив возникшую недоимку по взносам и пени. Штрафных санкций в таком случае не последует. Ответственность страхователей за неверное и несвоевременное представление сведений по индивидуальному персонифицированному учету прописана в ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Современный индивидуальный персонифицированный учет является залогом будущего пенсионного обеспечения каждого застрахованного лица. Своевременное и правильное представление сведений, начисление страховых взносов на всю заработанную сумму позволят избежать в дальнейшем вопросов и недоразумений, связанных с получением социального обеспечения в связи с выходом на пенсию.
Объем его содержания меняется в течение жизни человека: возникают некоторые элементы (новые возможности законности), другие исключаются. С помощью переменной части правоспособности для конкретного гражданина становится совокупность правовых возможностей стать носителем субъективных прав на определенном этапе владения (индивидуальный правовой статус). Например, для вступления в пенсионные отношения по возрасту необходимо достичь необходимого возраста.
При этом начало постоянной и переменной части отраслевой правовой способности не соответствует времени: первое происходит с момента рождения, а второе после достижения требуемого возраста.
Отметим что с 2015 года начал действовать новый закон РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, который в сравнении с действовавшим ранее законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ ввел некоторые новые понятия, влияющие на расчет пенсии, и, соответственно, изменил алгоритм ее расчета.
В связи с произошедшими изменениями вопрос о том, как рассчитать пенсию будущего пенсионера, оказался еще актуальнее.
Новшествами закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ стали:
- замена наименования пенсии с трудовой на страховую;
- увеличение необходимой протяженности страхового стажа;
- корректировка условий включения в стаж некоторых периодов;
- введение новых показателей — пенсионных баллов и их стоимости;
- изменение составных частей формулы расчета;
- корректировка порядка индексации и перерасчета пенсии.
В полной мере новые правила будут применимы только в отношении тех лиц, которые начали свою трудовую деятельность в 2015 году. Накопленные до 2015 года права на пенсию будут учитываться путем их трансформации под новые правила, а уже назначенные пенсии пересчитают по-новому с недопущением снижения суммы в сравнении с той, которая выплачивалась ранее.
В новом законе сохранены права на:
- досрочно назначаемую пенсию;
- выплату пенсий пенсионерам, продолжающим работать.
Рассмотрим, как рассчитать пенсию только по данным, сформировавшимся после 2014 года. Стоимость пенсионного балла определяется достаточно легко: делением всей суммы средств, поступивших за расчетный год в ПФР, на общую сумму пенсионных баллов лица — получателя пенсии.
Но определение количества накопленных человеком за трудовую жизнь пенсионных баллов — процесс достаточно сложный, подчиняющийся к тому же ряду ограничений. При их подсчете будут учитываться (подп. 3 ст. 3 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):
- сумма уплаченных в ПФР взносов;
- длительность страхового стажа;
- наличие периода отказа от получения пенсии[7].
Общая величина пенсионных баллов, сформировавшаяся к моменту выхода на пенсию, складывается из их числа, рассчитанного для каждого года. При этом по разным алгоритмам начисляются баллы за трудовые и за нетрудовые периоды. Для времени труда они также являются расчетной величиной, зависящей от суммы фактически уплаченных за год взносов и ограниченной максимальной величиной по году. А нетрудовые периоды в зависимости от причины их возникновения оценены определенным цифровым значением, относящимся к полному году такого периода. Для неполных лет делается пропорциональный расчет относящейся к ним величины, а при совпадении нетрудовых периодов относящиеся к ним значения могут складываться.